Темы статей
Выбрать темы

Скидки до и после продажи

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Предоставление скидок клиентам — самый распространенный маркетинговый инструмент реализации товаров (услуг). Рассмотрим отражение различного рода скидок через призму МСФО 15.

Цена операции (компенсация, обещанная в договоре с клиентом*) может включать фиксированные суммы, переменные суммы или и те, и другие (параграфы 47 и 48 МСФО 15). При этом переменная составляющая может возникать, например, в результате предоставления скидок, возмещения, бонусов, штрафов и др. По сути, скидка и является той переменной составляющей цены операции. Впрочем, скидка не всегда приводит к возникновению переменного компонента.

* В понимании МСФО 15 клиент— это сторона, которая заключила договор с целью получения товаров или услуг, являющихся результатом обычной деятельности предприятия, в обмен на компенсацию.

Три типа скидок

Условно разделим скидки на три категории:

(1) снижение цены (фиксированная скидка). Переменная составляющая не возникает;

(2) ретроскидка. Применяется к товарам, отгруженным ранее, и ее возникновение зависит от выполнения определенных условий договора;

(3) бонус (подарок или скидка на будущую покупку). Применяют перспективно, на новые отгрузки.

Снижение цены

Безусловная скидка, предоставляемая клиенту на определенный товар/услугу до совершения какого-либо действия (отгрузки или оплаты), в бухучете сторон сделки никак не отражается. Например, обыкновенная распродажа товара, когда предприятие принимает решение снизить продажную стоимость остатка товара. До распродажи стоимость 100 штук товара составляла 2500 грн./шт., после переоценки — 1200 грн./шт. При реализации товара по новой цене предприятие признает доход в момент отгрузки товара в сумме 120000 грн. (1200 грн. х 100 шт.).

В рассмотренном простом примере нет неопределенности в отношении времени признания и определения суммы дохода. В момент заключения договора с покупателем размер скидки был определен. Следовательно, доход от реализации товара в учете отражают за вычетом скидки — в сумме компенсации, предусмотренной договором, и все.

Принцип «переменности»

Главный принцип учета ретроскидок и бонусов в том, что:

— в сумме предоставленных бонусов происходит отсрочка во времени признания дохода;

— а на сумму ретроскидки доход уменьшается сразу.

Ключевые моменты учета скидок см. в табл. 1.

Таблица 1. Главные принципы отражения скидок в учете

Скидка

Возникает в учете:

В сумме скидки признают доход по факту:

Суть такого отражения в учете

Последствия нарушения правил

Ретро

Переменная компенсация (договорное обязательство)

НЕвыполнения стороной условий договора (отменяется скидка)

Доход признают в той сумме, относительно которой отсутствует неопределенность в получении компенсации

У предприятия скрыты обязательства и завышена выручка (доход)

Бонус

Существенное право (обязательство к исполнению)

Получения дополнительного товара, услуги, скидки либо по истечении действия акции

Доход отражают в тот момент, когда фактически будут понесены расходы.

А существенное право показывает наличие договорного обязательства

Ретроскидка

В случае с ретроскидками продавец не может заранее точно определить сумму компенсации, которую он ожидает получить в обмен на поставку товаров или услуг. Ведь размер скидки может меняться в зависимости от наступления или ненаступления определенных событий в будущем, прямо прописанных в договоре или с учетом сложившейся деловой практики (§ 51, 52 МСФО 15).

Если существует неопределенность в сумме компенсации по договору, значит, возникает переменная компенсация. Например, предоставление скидки за объемы приобретенных клиентом товаров, за своевременность оплаты и т. д. Предположим, вы отгрузили партию обуви на общую сумму 10000 грн. с условием оплаты не позднее 20 дней с даты отгрузки. При оплате товара досрочно предприятие предоставляет скидку 5 % от суммы такой партии товара. Данная скидка является переменной составляющей и относится к категории ретроскидок.

К возникновению переменной компоненты можно также отнести штрафы, которые не являются скидками, но приводят к снижению цены операции при невыполнении предприятием каких-либо условий договора. Допустим, контрактом на строительство предусмотрено право заказчика уменьшить сумму вознаграждения подрядчику в размере 10 % от стоимости, если работы будут завершены с опозданием. Размер вознаграждения зависит от своевременности выполнения контракта. Значит, цена операции содержит переменную компоненту, которая будет признана доходом после завершения работ при условии их выполнения в установленный срок.

Оценка переменной компенсации. Если контракт содержит переменную компоненту компенсации, предприятие должно оценить ее величину. Стандарт предлагает два метода оценки суммы переменной компенсации (§ 53 МСФО 15):

— метод ожидаемой стоимости и

— метод наиболее вероятной величины.

Выбор зависит от того, какой из способов лучше прогнозирует сумму компенсации, право на которую предприятие получит. При этом учтите: в цену операции часть или всю сумму переменной компенсации включают только в том случае, когда существует высокая вероятность, что при последующем устранении неопределенности не произойдет существенной корректировки дохода. Иными словами, предприятие не может признать доход в сумме большей, чем оно с высокой степенью вероятности рассчитывает получить.

Например, продавец после отгрузки товара в сумме 10000 грн. (без учета НДС) может предоставить скидку 10 % покупателю за выполнение в течение двух месяцев определенного объема закупок. Если, по суждениям продавца, покупатель с большой вероятностью выполнит необходимые условия, то процент ожидаемой скидки применяем сразу — при признании текущего дохода. Рассмотрим, как это выглядит в проводках (см. табл. 2).

Таблица 2. Варианты отражения ретроскидки в учете

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

Если по суждениям предприятия клиент выполнит необходимые условия

1. В текущем периоде:

Признан доход по отгруженному товару за минусом 10 % скидки

361

701

9000

Отражено договорное обязательство в сумме расчетной ретроскидки (10000 - 9000). Существует высокая вероятность предоставления скидки

361

685

1000

2. В периоде, на который приходится выполнение обязательств

1. Условия выполнены:

Предоставлена скидка

685

361

1000

Получена компенсация от клиента

311

361

9000

2. Условия не выполнены

Признан доход — скидка не применяется

685

701

1000

Получена компенсация от клиента

311

361

10000

Если по суждениям предприятия клиент НЕ выполнит необходимые условия:

1. В текущем периоде:

Признан доход по отгруженному товару без применения скидки. Переменную компоненту не признаем

361

701

10000

2. Вопреки ожиданиям клиент выполнил условия. В периоде выполнения условий:

Получена компенсация от клиента

311

361

9000

Уменьшен доход на сумму, предоставленной скидки

704

361

1000

Причем, учтите: обновлять оценку цены операции следует в конце каждого отчетного периода.

Распределение. Напомним, вторым шагом нашей пятиступенчатой модели признания дохода мы идентифицируем обязательство (товар, услугу, партию) — устанавливаем их количество. Четвертый шаг — для каждого из этих обязательств в составе контракта определяем отдельную цену. При этом совокупность цен по всем обязательствам будет составлять полную цену операции по контракту. Соответственно, сумму предоставленной скидки распределяют на каждый компонент обязательств пропорционально ценам каждого из компонентов с учетом их относительной автономности. Допустим, контракт включает отгрузку двух позиций товара: кондиционер и телевизор. Ретроскидка — 8 % (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ретроскидки между обязательствами

Контракт включает:

Цена операции, грн.

Общая скидка по контракту, грн.

Распределенная скидка (переменная компонента), грн.

Общая цена операции с учетом скидки, грн.

Телевизор

36000

4480 (8 %)

2880

33120

Кондиционер

20000

1600

18400

Общая:

56000

4480 (8 %)

4480*

51520**

* Отражаем договорное обязательство.

** Признаем в учете доход.

Между тем, если существуют объективные обстоятельства, свидетельствующие о том, что скидка относится к конкретному компоненту обязательств по договору, то может быть целесообразным применить всю скидку именно к этому компоненту обязательства (§ 81 МСФО 15).

Бонусы

В ситуации с бонусами разница заключается в том, что покупатель авансом оплачивает товары или услуги, которые могут быть получены им в будущем. Принцип любой бонусной программы заключается в предоставлении покупателю так называемого «существенного права*» приобрести бесплатно или по сниженной цене товар/услугу дополнительно к основной покупке. При этом никаких дополнительных контрактов оформлять не нужно (§ Б40 МСФО 15). Иными словами, существенное право — это право, которое у клиента не появилось бы без первоначальной покупки. В учете предприятие его рассматривает как отдельное обязательство к исполнению (§ 22 МСФО 15). Только после передачи дополнительных товаров/услуг либо по истечении срока действия такой акции/предложения предприятие признает доход.

* В оригинале (§ Б40 МСФО 15) — «материальное право».

В результате, чаще всего, применение МСФО 15 приводит к отсрочке признания дохода (выручки) до тех пор, пока дополнительные товары или услуги не будут переданы клиенту в обмен на бонусы*.

* Подробные примеры отражения существенного права в учете мы описывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 73, с. 2.

Допустим, фитнес-центр предлагает каждому клиенту, который приобретет годовой абонемент, право на 10 минут бесплатного плавания с дельфинами. Цена 10 минут плавания с дельфинами — 2000 грн. Стоимость годового абонемента — 18000 грн. Существенное право — 10 минут бесплатного плавания с дельфинами. Общая цена операции составляет 18000 грн. При этом цену операции предприятие распределяет на каждое обязательство к исполнению пропорционально ценам их обособленной продажи (§ 74 МСФО 15) (см. табл. 4).

Таблица 4. Распределение цены операции на два обязательства

Обязательство к исполнению

Цена обособленной продажи, грн.

Распределение цены операции, грн.

Годовой абонемент

18000

16200*

Существенное право

2000

1800**

Итого

20000

18000

* (18000 / 20000 х 18000) грн.

** (2000 / 20000 х 18000) грн.

Признаем доход по факту предоставления услуг, то есть ежемесячно отражаем только 1350 грн. (16200 грн. : : 12 мес.) за месяц тренировок. Когда клиент использует право на 10 минут плавания с дельфинами, предприятие признает доход и от этой услуги. В проводках это выглядит так (см. табл. 5).

Таблица 5. Отражение существенного права в учете

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Оплачен годовой абонемент по программе лояльности

Получены деньги от клиента за годовой абонемент

311

681

18000

2. Оказана услуга за месяц (ежемесячная проводка)

Отражен доход за месяц тренировок (16200 грн. : 12 мес.)

361

703

1350

Отражено договорное обязательство по существенному праву (1800 грн. : 12 мес.)

361

685

150

Отражен зачет задолженностей

681

361

1500

3. По факту использования клиентом существенного права

Предприятие признает доход от бесплатной услуги*

685

703

1800

* Даже если клиент так и не воспользуется бесплатной услугой, предприятие по окончании действия права на эту услугу (акции) все равно признает доход. Одновременно будет проводка Дт 361 — Кт 685 на оставшуюся часть отложенного дохода по существенному праву.

Как видим, вместо ежемесячного признания дохода от услуг втечение 12 месяцев в размере 1500 грн. в месяц (18000 грн. : 12 мес.), а затем нулевого дохода по бесплатной услуге, предприятие ежемесячно платную услугу (1350 грн.) отражает как доход, а часть бесплатной услуги (150,00 грн.) — как существенное право. По сути, предприятие признает доход без его увеличения на цену дополнительных товаров/услуг (т. е. без учета цены существенного права).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше