* Законы Украины от 20.09.2019 г. № 128-IX и № 129-IX соответственно.
Программные РРО и проч.
Программные РРО. Естественно, самым главным новшеством является введение в РРО-сферу «родного брата» РРО — «полувиртуального» программного РРО (ПРРО). Он представляет собой эдакий комплекс из устройства (смартфона, планшета, ПК и т. п.) и программного обеспечения, устанавливаемого на это устройство. Он призван реализовывать фискальные функции через сервер ГНСУ и выполнять те же функции по регистрации расчетных операций, что и традиционный РРО. Контролирующий орган обеспечивает бесплатное программное решение для использования субъектами хозяйствования ПРРО**.
** Здесь фискалы уже выложили для тестирования программное обеспечение для ПРРО: 80.91.165.208/E-Receipt/
Важную роль в функционировании ПРРО должен играть фискальный сервер ГНСУ. Помимо накопления информации о расчетных операциях он будет присваивать номера самим ПРРО, электронным расчетным документам и отчетным фискальным чекам (это итоговый документ за день, т. е. Z-отчет).
Для учета ПРРО создается специальный реестр. Регистрация ПРРО производится путем присвоения ему фискальным сервером индивидуального фискального номера с внесением ПРРО в реестр.
При выходе ПРРО из строя расчетные операции не проводятся!
Электронный расчетный документ (чек) — это документ, созданный в момент проведения расчетной операции РРО или ПРРО. Созданный ПРРО такой документ-чек регистрируется фискальным сервером с присвоением ему фискального номера.
Алгоритм получения покупателем чека при покупке через ПРРО пока точно не ясен. Видимо, покупатель получит на свое устройство QR-код расчетного чека, по которому чек можно будет стянуть с фискального сервера ГНСУ и/или чек уйдет на абонентский номер либо электронную почту покупателя…
СУД РРО. В НКУ вводится термин система учета данных РРО (СУД РРО). Это система для сбора, хранения и использования данных РРО и ПРРО (по сути ее работу призван обеспечивать упомянутый выше фискальный сервер). В частности, система должна позволять покупателям/потребителям через Электронный кабинет (ЭК) осуществлять контроль достоверности расчетных документов, хранящихся в ней, подавать жалобы на продавцов, отслеживать судьбу своих жалоб и доли причитающихся им штрафных санкций (о жалобах — ниже). Продавцы тоже через ЭК имеют доступ к данным СУД РРО.
Учет товаров по месту торговли. Торговать, как и ранее, можно только товарами, отраженными в учете! Отдельно прописали, что при проверке подаются документы, подтверждающие учет и происхождение товаров, находящихся в месте продажи (хозобъекте). Это не касается только ФЛП-единщиков — неплательщиков НДС, но теперь — кроме (!) торгующих технически сложной бытовой техникой (ТСБТ), лекарствами/медизделиями и всяким ювелирным…
ПТКС — только с РРО. Запрещается использование для перевода наличных ПТКС, не оборудованных РРО или ПРРО, переведенных в фискальный режим.
Новые РРО-штрафы
РРО-штрафы весьма подросли: вместо 1 грн. первое нарушение будет караться штрафом в размере 100 % стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с РРО-нарушениями, следующие нарушения — по 150 %. Но обращаем внимание (!): санкции до 1 октября 2020 года будут применяться в пониженных размерах: 10 и 50 % соответственно (п. 16 подразд. 1 разд. I Закона № 128).
За нарушения с КУРО и РК — 850 грн. (сейчас — 340), за нераспечатку/несоздание контрольной ленты — 510 грн. (сейчас — 170), за нарушения при продаже через кассу — 340 грн. (сейчас — 170). За «косяки» с программированием в РРО/ПРРО подакцизных товаров (в том числе с кодами УКТ ВЭД) — штраф 5100 грн.! За использование «модернизированных умельцами» РРО штраф тоже будет 5100 грн. За непредставление фискалам отчетных данных по РРО, РК, ПРРО — штраф 510 грн (сейчас — 170).
Жалобы и «откат» штрафов
Как и ожидалось, новые нормы устанавливают возможность для покупателя*** подать фискалам жалобу на продавца-нарушителя и претендовать на получение определенной суммы штрафа (в размере 100 % стоимости приобретенных товаров/услуг), если фискалы оштрафуют продавца по итогам рассмотрения такой жалобы. В новом п. 113.4 НКУ узаконено, что упомянутая часть штрафа (100 %), примененного фискалами по итогам рассмотрения жалобы покупателя, направляется последнему. В ст. 43 НКУ устанавливается порядок возврата жалобщикам части штрафа, примененного к продавцу на основании поданной жалобы. Налоговики должны дать заключение казначейству о перечислении жалобщику причитающейся ему части штрафа в течение 5 дней со дня зачисления штрафа в бюджет. На основании полученного заключения казначейство в течение 5 дней должно перечислить эту часть штрафа жалобщику.
*** Когда стоимость его покупки превышает 850 грн.
Полученная сумма компенсации части штрафа не будет включаться в облагаемый НДФЛ доход жалобщика (новый п.п. 165.1.60 НКУ).
Забавно, в этих новых законах нигде прямо не указан механизм отсылки жалобы (кому/куда/когда)?!..
Единщикам
Единщики группы 1 с 19.04.2020 г. (дата изменения п. 296.10 НКУ) вообще не должны будут применять РРО. Для единщиков групп 2 — 4 с этой же даты и до 01.10.2020 г. в части применения РРО и ПРРО остаются прежние правила — при объеме годового дохода до 1 млн грн. РРО/ПРРО применять не нужно, но к исключениям в виде продажи ТСБТ, лекарств и медизделий добавятся еще и платные медуслуги!
В 4 квартале 2020 года под РРО независимо от объема дохода у единщиков групп 2 — 4 подпадет еще интернет-торговля, продажа ювелирки, секонд-хенда, кафе, рестораны, отели, турагентства (подробнее см. в п. 53 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А с 2021 года освобождения от РРО/ПРРО для 2 — 4 групп вообще не будет.
С 2021 года предельный объем годового дохода для ФЛП группы 2 ЕН поднимут с 1,5 до 2,5 млн грн.
Внимание! Под ограничение в части возможности работы на ЕН уже попал (!) ряд видов услуг различной связи и коммуникаций — см. новую редакцию п.п. 8 п.п. 291.5.1 НКУ, а она применяется с 20 октября текущего года! Начиная с этой даты доходы единщиков от таких видов деятельности формально должны облагаться по повышенным ставкам (у ФЛП — 15 %, у юрлиц — по удвоенной)! А со следующего года им предстоит переход на общую систему. Как-то все это не вяжется с принципом стабильности налогообложения (п.п. 4.1.9 НКУ)!..
Вступление в силу
Все основные нормы законов № 128 и № 129 вступают в силу через 6 месяцев со дня его опубликования, т. е. с 19 апреля 2020 года****. А вот нормы, касающиеся жалобы/«отката» штрафа, вступают в силу с 1 октября 2020 года! Другие важные даты введения отдельных новшеств мы упомянули выше.
**** Опубликованы в газете «Голос Украины» за 19.10.2019 г. № 200.
Горючий акциз: бонус-сюрприз!
Перенос штрафов за несвоевременную регистрацию акцизных накладных (АН) попал в п. 18 разд. І Закона № 129! С 20 октября эта норма действует.
Согласно ей штрафы из пп. 1202.1-1202.3 НКУ не будут применяться к АН/РК, которые плательщик обязан составить с 1 июля по 30 ноября 2019 года.
Кроме того, плательщики теперь получили право зарегистрировать в ЕРАН вторые экземпляры АН по распределению «первоиюльских» остатков горючего между акцизными складами, а также исправить ошибки, допущенные в таких АН.