28.10.2019
За предоставление «чужого» комплекта финотчетности должностным лицам предприятия грозит админштраф со стороны органов статистики по ст. 1863 КУоАП. Налоговикам придется подать уточняющую декларацию по налогу на прибыль и приложить к ней финотчетность, составленную по правильной форме
Общеизвестный факт, что форма, по которой предприятие составляет и подает финотчетность, зависит от масштаба предприятия:
— крупные и средние предприятия отчитываются по полной форме из НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»;
— малые предприятия*, признанные таковыми по Закону о бухучете**, подают Финансовую отчетность малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м);
* Малые и микропредприятия при желании могут подавать вместо форм № 1-м (1-мс) и № 2-м (2-мс) полноформатный Баланс и Отчет о финансовых результатах из НП(С)БУ 1 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 81, с. 3).
** Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
— микропредприятия*, отнесенные к таковым тем же Законом о бухучете, составляют Финансовую отчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс).
Формы сокращенной финансовой отчетности для «малышей» — «м» и «мс» — предусмотрены НП(С) БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность».
Отступление от этих правил считается нарушением порядка составления финотчетности!
Например, подобное нарушение имеет место, если крупное/среднее предприятие предоставляет пользователям сокращенную по показателям финансовую отчетность из НП(С)БУ 25 или малое/микропредприятие составляет «чужой» комплект финотчетности: вместо «м» — «мс» и наоборот.
Что ждет предприятие за подобное нарушение?
Наш вариант ответа вы уже знаете (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 81, с. 11). А вот теперь о своем понимании проблемы рассказали и налоговики. При этом особо либеральничать контролеры не стали.
Не по форме — в статистику. В этом нарушении налоговики сумели таки разглядеть основания для применения админштрафа по ст. 1863 КУоАП. Напомним, она устанавливает ответственность в виде штрафа на должностных лиц предприятия за предоставление органам статистики данных для проведения статнаблюдений не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией. Размер штрафа — от 170 до 255 грн. Налагают его не налоговики, а органы статистики. Именно они имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП (ст. 2443 КУоАП).
Мы предупреждали вас о возможности привлечения к админответственности по этой статье в случае предоставления отчетности не по форме в органы статистики. В то же время теплилась надежда, что статистики обратят внимание на несоответствие финотчетности определению отчетно-статистической документации, а значит, на неуместность применения этого штрафа. Как видите, налоговики нашего оптимизма не разделяют.
Не по форме — налоговикам. Со своей стороны налоговики для исправления ошибки, похоже, хотят видеть уточняющую декларацию по налогу на прибыль (с исправленными отметками в поле «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності») и уточняющую финотчетность за соответствующий период (т. е. финотчетность, составленную по правильным формам).
Единственное, что радует, — налоговики не упоминают в этом контексте о штрафе за неподачу декларации по налогу на прибыль из п. 120.1 НКУ. Мы также считаем, что предоставление «чужого» комплекта финансовой отчетности нельзя приравнивать к неподаче декларации вообще, а потому оснований для применения этого штрафа нет.