Запутались в двух соснах формах: напоминаем об ответственности

Малеева Алла, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Октябрь, 2019/№ 81
В избранном В избранное
Печать
От ошибок, к сожалению, никто не застрахован. И за них, как водится, приходится платить. Вот и давайте разберемся, сколько будет «стоить» неподача «малой» финотчетности за 9 месяцев 2019 года? Что будет, если малое предприятие по ошибке предоставит отчетность за 9 месяцев не по той форме (по форме «мс» вместо «м»)?

Ну а начнем разбор вариантов ответственности с более серьезного нарушения: малое предприятие по старой памяти не подало финотчетность за 9 месяцев 2019 года.

Ответственность за непредоставление финотчетности

Малое предприятие не подало Финансовую отчетность малого предприятия за 9 месяцев 2019 года. Чем грозит подобное нарушение?

Первое, что вас ждет в таком случае, — административный штраф на должностных лиц предприятия в соответствии со ст. 1863 КУоАП.

Напомним, ч. 1 ст. 1863 КУоАП устанавливает ответственность, в частности, за непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление недостоверных сведений, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, либо с опозданием.

Размер штрафа за такие нарушения — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).

Именно органы статистики имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП (ст. 2443 КУоАП). Поэтому вероятность схлопотать этот штраф в случае непредоставления финотчетности очень высокая (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67).

А вот штрафа за неподачу финотчетности из ст. 1642 КУоАП должностным лицам обычных малых предприятий опасаться не стоит. Спасает от него ст. 2341 КУоАП, которая разрешает привлекать к ответственности за такие нарушения органы Госаудитслужбы. А они вправе составлять протоколы об админправонарушениях только в отношении подконтрольных учреждений и субъектов хозяйствования, связанных с бюджетными средствами (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 48, с. 15).

Хуже дела обстоят, если вы являетесь малым предприятием — квартальщиком по налогу на прибыль и, кроме статистиков, обделили финотчетностью еще и налоговиков. Ведь не секрет, что финотчетность является обязательным приложением к декларации по налогу на прибыль и ее неотъемлемой частью (п. 46.2 НКУ). Поэтому декларацию без довеска в виде Баланса и Отчета о финрезультатах по форме № 1-м и № 2-м налоговики могут не принять или приравнять подачу «некомплекта» к неподаче декларации. В таком случае уже маячит штраф по п. 120.1 НКУ. Размер штрафа составляет 170 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление декларации.

Если же в течение года к предприятию уже применялся штраф за подобное нарушение, тогда сумма повторного штрафа составит 1020 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление.

Тот факт, что за непредоставление финотчетности налоговики таки впаяют этот штраф, подтверждают сами контролеры в своих консультациях. Благо привлечь должностных лиц предприятия-нарушителя к админответственности контролеры не могут (102.25 БЗ). Да и о других штрафах налоговики в этой консультации ничего не говорят.

С последствиями неподачи отчетности мы с вами разобрались, а теперь рассмотрим не менее распространенные ситуации:

(1) малое предприятие вместо Финансовой отчетности малого предприятия по формам № 1-м и № 2-м подало полную финотчетность по формам из НП(С)БУ 1;

(2) малое предприятие по ошибке отчиталось по «микроформам» № 1-мс и № 2-мс вместо № 1-м и 2-м.

Что грозит и как быть в этих случаях?

Полная финотчетность вместо малой

Малое предприятие вместо Финансовой отчетности малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) предоставило в органы статистики за 9 месяцев 2019 года отчетность по полной форме из НП(С)БУ 1. Чем это чревато?

В этом случае штрафоопасной ошибки нет, а значит, материальная ответственность вам не грозит. Все дело в том, что нынешняя редакция п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 разрешает «малышам» самостоятельно определить целесообразность составления финотчетности по формам, предусмотренным этим стандартом. Проще говоря, при желании любой из «малышей» может подать вместо форм № 1-м (1-мс) и № 2-м (2-мс) полноформатный Баланс и Отчет о финансовых результатах (см. также "Полная финотчетность у малых: cколько форм подавать?" этого номера).

Правда, ни Закон о бухучете, ни Порядок № 419 такого права выбора не дают. Но мы надеемся, что наличие подобной нормы в НП(С)БУ 1 убережет вас от каких-либо претензий со стороны контролирующих органов.

Ну а для того, чтобы вернуться к малой отчетности, достаточно составить годовую финотчетность за 2019 год по формам № 1-м и № 2-м.

Малая упрощенная вместо малой

Могут ли органы статистики привлечь к ответственности малое предприятие за предоставление отчетности за 9 месяцев 2019 года не по той форме (если вместо отчетности по «м»-форме предприятие подаст «мс»-формы)?

Чуть раньше мы говорили о том, что предусмотренная НП(С)БУ 25 сокращенная финотчетность бывает двух видов:

— Финансовая отчетность малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) — соответственно ее подают те субъекты хозяйствования, которые по Закону о бухучете считаются малыми, а также иностранные представительства;

— Финансовая отчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс) — ее составляют микропредприятия, единоналожники группы 3 и неприбыльные организации.

Причем выбирать самостоятельно желаемую форму отчетности НП(С)БУ 25 не разрешает.

Следовательно,

предоставление не своего комплекта отчетности является нарушением правил составления финотчетности, а именно НП(С)БУ 25

Что же за это будет?

Штраф из ст. 1642 КУоАП сразу отметаем. Во-первых, его применяют, в частности, за внесение неправдивых сведений в финансовую отчетность, а также за ее неподачу. А в нашем случае финотчетность предоставлена была, пусть и не по той форме. Нельзя в этом случае говорить и о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, поскольку, на наш взгляд, это совсем другая категория нарушений. Во-вторых, его применяют органы Госаудитслужбы в отношении подконтрольных предприятий, связанных с бюджетными средствами. Так что обычному предприятию этого штрафа бояться не стоит.

А вот со штрафом из ст. 1863 КУоАП не все так однозначно. Да, действительно, его налагают, в частности, за предоставление органам статистики данных для проведения статистических наблюдений не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией. Но из определения отчетно-статистической документации (ч. 5 ст. 8 Закона о госстатистике) понятно, что финотчетность ничего общего с ней не имеет. К ней относятся формы отчетности, утвержденные Госстатом. Поэтому, на наш взгляд, применение этого штрафа за предоставление отчетности не по форме неуместно.

Но, к сожалению, полностью исключить возможность привлечения к ответственности по ст. 1863 КУоАП нельзя. Ведь, как мы уже сказали, за неподачу финотчетности органы статистики этот штраф применяют. Поэтому не исключено, что и в этом случае статистики закроют глаза на оговорку про отчетно-статистическую документацию да и оштрафуют должностное лицо предприятия-нарушителя на сумму от 170 до 255 грн.

Неправильная финотчетность налоговикам

Какая ответственность грозит за предоставление по итогам 9 месяцев 2019 года «чужого» комплекта отчетности налоговикам (вместо отчетности по «м»-форме подали «мс»-формы)? Нужно ли в таком случае подавать уточняющую декларацию по налогу на прибыль?

Тут все зависит от того, как вы отчитываетесь по налогу на прибыль — ежеквартально или один раз по итогам года.

Если вы являетесь годовиком для целей предоставления прибыльной декларации, а финотчетность попала к налоговикам «за компанию»: когда вы отчитывались в электронной форме перед статистикой, то никаких претензий к вам с их стороны быть не должно. Причина проста — подавать промежуточную финотчетность налоговикам вы попросту не обязаны. Поэтому главное — разобраться с отчетными формами до момента предоставления годовой декларации.

Другое дело, если вы квартальщик и должны подавать промежуточную финотчетность налоговикам (вместе с квартальной декларацией по налогу на прибыль). В этом случае чисто теоретически налоговики могут приравнять подачу декларации с «неформенной» отчетностью к неподаче декларации вообще. И соответственно оштрафовать за это предприятие по п. 120.1 НКУ (ср. 025069200).

Однако, на наш взгляд, оснований для этого у контролеров маловато. Ведь для чего, собственно, им ваша финотчетность? В основном, для того, чтобы проконтролировать правильность заполнения строк 1 и 2 декларации по прибыли. И сделать они это могут на основании формы 1-мс ничуть не хуже, чем на основании формы № 1-м. Ведь:

— в строку строку 01 заносят показатель строки 2280 Отчета о финансовых результатах (по форме № 2-м или № 2-мс);

— в строке 02 указывают показатель строки 2290 Отчета о финансовых результатах (формы № 2-м или № 2-мс).

Согласитесь, было бы несправедливо, получив от предприятия всю необходимую для контроля информацию (пусть и не по той форме), оштрафовать его как за ее отсутствие. Так что применять к вам какие-либо штрафные санкции, в том числе по п. 120.1 НКУ, нет никаких оснований.

И еще помните: если в течение 5 рабочих дней вам не пришло уведомление об отказе в приеме декларации, она считается принятой (п.п. 49.9.2 НКУ)*.

* См. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 93, с. 8.

Нужно ли исправлять ошибку через подачу уточняющей декларации по налогу на прибыль (УД)?

Тут нужно понимать: если вы подали финотчетность не по той форме, то в поле «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності» вы проставили отметки «+» не в тех клеточках. Соответственно, чтобы исправить эту ошибку, нужно подать УД.

Более того, для полного вашего спокойствия советуем к этой УД приложить финотчетность, составленную по правильным формам. Даже если суммовые показатели такой финотчетности остаются неизменными.

Правда, есть и либеральная консультация налоговиков (102.23.02 БЗ). В ней контролеры пришли к выводу: если исправление ошибки в финотчетности не влияет на показатели декларации по налогу на прибыль, то предприятие может ограничиться предоставлением исправленной финотчетности, а УД не подавать. Строго говоря, здесь хоть и похожая, но немного другая ситуация. Хотелось бы надеяться, что налоговики и к нашей ситуации применят тот же подход.

Ошиблись с формой отчетности за 2018 год: отчитываться ли за 9 месяцев 2019 года?

Микропредприятие по ошибке составило годовую финотчетность по итогам 2018 года по «малым» формам № 1-м и № 2-м. Должны ли мы теперь отчитываться за 9 месяцев 2019 года? Если да, то по какой форме подавать промежуточную финотчетность?

Нет, на наш взгляд, составлять промежуточную финансовую отчетность за 9 месяцев 2019 года вы не должны. Все дело в том, что будучи микропредприятием, вы имеете полное право составлять финотчетность один раз по итогам года.

Главное, при составлении финотчетности за 2019 год не забудьте заполнить правильный комплект отчетности — Финансовую отчетность микропредприятия (по форме № 1-мс и № 2-мс).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд