Темы статей
Выбрать темы

Новое в лицензировании: коротко о главном

Амброзяк Наталья, юрист
Закон Украины от 02.10.2019 г. № 139-IX

Комментируемый Закон касается в первую очередь вопросов лицензирования.

В целом он вступит в силу 18.12.2019 г. (за исключением отдельных положений).

вывод документа

Меняются порядок и основания привлечения к админответственности за нарушения, связанные с хоздеятельностью без лицензий, предоставлением финуслуг, а также с торговлей алкоголем и табачными изделиями с поддельными акцизными марками или без таковых

Алкоголь. С 18 декабря за торговлю (опт, розница, экспорт, импорт) спиртом этиловым, коньячным, плодовым и розничную торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без лицензии вместо ст. 156 КУоАП будет применяться ч. 1 ст. 164.

Как результат, нарушителям грозят штрафы от 17000 до 34000 грн.

Позитив же в том, что суд может не применить конфискацию товара и выручки, полученной от его реализации. В то же время сегодня по ст. 156 КУоАП такая конфискация является обязательной.

Хоздеятельность без лицензий. На сегодня по ч. 1 ст. 164 КУоАП правонарушители привлекаются за осуществление хоздеятельности:

— без лицензии или иных разрешительных документов;

— с нарушением лицензионных условий.

Но с 18.12.2019 г. по ч. 1 ст. 164 КУоАП в редакции комментируемого Закона деятельность с нарушением лицензионных условий караться не будет. Однако будет считаться нарушением деятельность в период приостановки действия лицензии, если в законодательстве не предусмотрены условия функционирования хозсубъекта в этот период.

Отдельная ч. 6 ст. 164 КУоАП будет посвящена нарушениям лицензиатом сроков уведомления органов лицензирования об изменениях в данных, указанных в заявлении о получении лицензии и документах, прилагаемых к такому заявлению. Штраф — от 4250 до 8500 грн.

Сроки уведомления органов лицензирования должны будут устанавливаться в лицензионных условиях. Если же они не закреплены, то об обновлении данных нужно будет сообщить в течение одного месяца со дня, следующего за днем возникновения таких изменений.

Также будет караться невыполнение лицензиатом распоряжений (видимо, органов лицензирования) об устранении нарушений лицензионных условий (ч. 7 ст. 164 КУоАП). Штраф — от 8500 до 25500 грн.

Как и сейчас, привлекать к «лицензионной» ответственности по ст. 164 КУоАП будут суды на основании протоколов уполномоченных лиц органов лицензирования (ст. 255 КУоАП).

Финуслуги без лицензии. С 18 декабря по ст. 1668 КУоАП будет караться не только осуществление финуслуг без получения статуса финучреждения и лицензии (когда это необходимо).

За нарушение порядка предоставления финансовых услуг придется отвечать и юридическим лицам, которые имеют право предоставлять отдельные финуслуги без статуса финучреждений. Речь идет, например, о предоставлении услуг финансового лизинга согласно распоряжению Госкомфинуслуг от 22.01.2004 г. № 21.

А вот за нарушение лицензионных условий по ст. 1668 КУоАП штрафовать не будут.

вывод документа

Уточнили правила действия лицензии, если хозсубъект обжалует решение о приостановке или аннулировании лицензии

Если иной порядок не установлен спецнормативкой, то жалоба на такое решение подается в Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования при Госрегуляторной службе.

С момента подачи такой жалобы и до момента вынесения решения по ней лицензия считается действующей. Если жалоба будет отклонена, то лицензия считается приостановленной или аннулированной со дня внесения соответствующей записи в Реестр рассмотрения жалоб, а не с момента принятия решения о приостановке/аннулировании лицензии.

К слову, на сегодняшний день Реестра рассмотрения жалоб не существует.

вывод документа

Почистили требования насчет получения лицензий по видам деятельности, не указанным в ст. 7 «лицензионного» Закона Украины от 02.03.2015 г. № 222-VIII

Например, с 18.12.2019 г. будут исключены положения о лицензировании оптовой торговли ветпрепаратами из Закона Украины «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 г. № 2498-XII.

Также исчезнут положения о лицензировании землеустроительных и землеоценочных работ из Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Не будет упоминания о лицензиях для деятельности протезно-ортопедических предприятий в Законе Украины «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине» от 06.10.2005 г. № 2961-IV.

вывод документа

С 18.12.2019 г. основанием для отказа в рассмотрении заявления на получение лицензии, ее выдаче или аннулировании этого документа станет наличие информации о контроле над деятельностью хозсубъекта резидентом государства-агрессора (РФ)

Чтобы понять, есть ли контроль над хозсубъектом со стороны резидента страны-агрессора, будут использоваться положения Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III. Согласно ст. 1 этого Закона контроль — это решающее влияние одного или нескольких юридических и/или физических лиц на хоздеятельность субъекта хозяйствования в целом или на его части, которое осуществляется непосредственно или через иных лиц. Способы влияния подробно раскрыты там же.

Так, контролем может считается ситуация, когда все или большая часть активов предприятия находится во владении или пользовании физлица или юрлица — резидентов РФ. Или резидент страны-агрессора является директором юридического лица. Также контролем может считаться ситуация, в которой участник (собственник) предприятия — резидент РФ — владеет долей, обеспечивающей ему решающее влияние на формирование состава органов управления юрлица. Например, в ООО есть два участника с долями 70 % (резидент РФ) и 30 % (резидент Украины). Для принятия решения о назначении директора достаточно более 50 %. В таком случае налицо контроль со стороны резидента РФ.

Внимание! Не стоит пытаться обмануть орган лицензирования. В случае если такой контроль все же будет обнаружен, то хозсубъекту откажут в выдаче лицензии. Если же лицензия была получена, то она будет аннулирована.

вывод документа

С 18.12.2019 г. казначейство обязано предоставлять доступ органам лицензирования к информации по внесению платы за лицензию

Похоже, скоро можно будет забыть о подтверждении внесения оплаты за лицензию копиями платежных документов. Однако действующей останется норма о том, что документом, подтверждающим внесение платы за выдачу лицензии, является копия квитанции, выданной банком, копия платежного поручения с отметкой банка, квитанция из платежного терминала, квитанция (чек) из почтового отделения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше