Бонусы от мобильного оператора

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Сентябрь, 2019/№ 73
В избранном В избранное
Печать
Не секрет, что операторы мобильной связи начислят бонусные средства по программе лояльности своим абонентам. Среди них могут быть и плательщики единого налога, и общесистемщики. Как повлияет на учет использование бонусов для оплаты услуг связи? Могут ли быть негативные последствия для плательщика единого налога? Давайте об этом поговорим.

Бонусы = скидка

Сначала нужно выяснить, что собой представляют бонусы от мобильного оператора.

Условия получения и накопления бонусов могут быть самыми разнообразными. Достаточно часто бонусы начисляются за пополнение счета, количество лет сотрудничества с оператором или за другие действия, которые оговорены оператором в его программе лояльности. Более того, оператором мобильной связи могут предоставляться бонусы в разной ипостаси. Это могут быть просто условные баллы или бонусные средства. Как именно будут предоставляться бонусы, зависит от условий их предоставления, установленных оператором.

Использовать бонусы можно в четко установленном порядке и на четко определенные цели. Чаще всего эти бонусы разрешено обменивать (тратить) на оплату абонентской платы, на пользование мобильным Интернетом, на отправку SMS/MMS и т. п.

А некоторые операторы даже дают возможность обменять бонусы на сертификаты или промокоды на получение скидки на товары/услуги от партнеров программы лояльности и др.

Из вышеприведенного следует, что, по сути,

накопленные бонусы выполняют функцию удешевления стоимости услуг оператора связи

То есть бонусы от мобильного оператора это не что иное, как накопительная скидка, выраженная в условных единицах, которая может быть зачислена в дальнейшем в счет оплаты тех или иных мобильных услуг.

При этом, обычно, сведения о бонусах (их начислении и использовании) приводятся справочно в счете оператора. Также информацию о них можно узнать, набрав соответствующую комбинацию на мобильном.

Бонусы и плательщик ЕН

Неденежные расчеты. Разобравшись с сутью бонусов от мобильного оператора, поговорим о том, как начисление таких бонусов повлияет на плательщика ЕН. Сразу скажем, что поскольку (как мы выяснили выше) бонусы являются скидкой, то говорить о том, что операция зачисления бонусов (бонусных средств, начисленных оператором) в счет погашения суммы месячной абонентской оплаты является расчетами в неденежной форме, не следует.

В то же время, если даже допустить, что зачисление бонусов в счет оплаты услуг связи является неденежными расчетами, то такая операция все равно никоим образом не повлияет на возможность абонента плательщика ЕН, который рассчитался бонусами, находиться на упрощенной системе.

Дело в том, что п. 291.6 НКУ запрещает единоналожникам осуществлять неденежные расчеты только за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги).

Опираясь на это, делаем вывод, что запрет на неденежные расчеты касается исключительно неденежных расчетов при определении дохода. То есть этот запрет действует, когда плательщик ЕН продает свой товар и в виде оплаты за отгруженный товар (работу, услугу) получает не деньги.

Взаимозачет здесь также отсутствует, так как плательщик ЕН ничего не должен оператору мобильной связи. Бонусы ему начислили не за предоставление услуг или поставку товаров.

То есть неденежные расчеты при приобретении товаров (работ, услуг), когда сам плательщик ЕН рассчитывается за полученный от других лиц товар (работу, услугу) в неденежной форме, на возможность его пребывания на упрощенной системе не влияют.

В нашем случае плательщик ЕН именно приобретает услуги связи и за них рассчитывается бонусами. Поэтому даже если фискалы и будут настаивать на осуществлении неденежных расчетов, проблем у упрощенца возникнуть не должно.

Будет ли доход? Достаточно часто у плательщиков ЕН, которые получают бонусные средства от операторов мобильной связи, возникает вопрос: следует ли такие суммы включать в свой налогооблагаемый доход?

Такой вопрос возникает из-за наличия в категории 107.04 БЗ разъяснения, в котором фискалы прямо говорят, что средства, полученные ФЛП — плательщиком ЕН в виде бонусов за приобретение товаров или предоставление услуг, включаются в состав дохода такого плательщика.

На наш взгляд, такие выводы не касаются ситуации с получением бонусных средств абонентом — плательщиком ЕН у своего мобильного оператора.

Дело в том, что в этой консультации в БЗ речь идет не обо всех без исключения бонусах, а только о тех бонусах, которые выражены денежными средствами и, что самое главное, которые поступают на текущий счет ФЛП — плательщика ЕН.

Бонусные средства никогда не поступают на текущие счета абонента мобильной связи, о чем говорят и Правила № 295. В соответствии с п. 76 этих Правил, бонусы, баллы и тому подобное, которые начислены оператором, провайдером по условиям акций, не перечисляются абоненту оператора связи ни в том случае, когда абонент отказывается от предварительно оплаченных услуг, которые он не получил, ни даже в том случае, когда происходит прекращение (расторжение, окончание срока действия) договора абонента и оператора связи.

Следовательно, волноваться о том, что бонусные средства являются доходом упрощенца, не нужно

Бонусы — не мотивационная выплата. Также некоторых упрощенцев, а именно ФЛП группы 2, тревожит вопрос относительно того, не смогут ли фискалы сказать, что бонусы от оператора связи являются мотивационной выплатой, предоставленной общесистемщиком, и выбросить ФЛП с ЕН.

Ведь о том, что мотивационные выплаты (бонусы), осуществленные общесистемщиком в пользу упрощенца ФЛП группы 2, могут лишить последнего статуса плательщика ЕН, фискалы говорят в письме ГУ ГФС в г. Киеве от 25.11.2016 г. № 7705/С/26-15-13-02-15.

Но хотим вас успокоить. В указанном письме речь идет о выплате бонусов ФЛП-ЕН за предоставление им услуг, в частности проведение маркетинговых мероприятий, акций, рекламных кампаний. Когда речь идет о бонусах мобильного оператора, то здесь говорить о том, что они начислены за предоставление ФЛП-ЕН группы 2 каких-либо услуг общесистемщику не следует. Природа этих бонусов совсем иная. Их начислили из-за того, что оператор мобильной связи желает сохранить ФЛП как своего клиента и предоставляет ему скидку без получения каких-либо услуг. Такими действиями сам оператор пытается заработать на ФЛП, а не осуществить ему выплату.

Бонусы у общесистемщика

Еще один вопрос, волнующий, как правило, общесистемщиков, которые получают бонусы и используют их для оплаты за услуги мобильных операторов, это — отражать ли такие бонусы в учете и как определить размер осуществленных расходов (с учетом бонусов или без них)?

Саму сумму бонусов нигде показывать не следует. Дело в том, что сам факт наличия у хозсубъекта начисленной суммы бонусов дает абоненту только право на скидку. А вот реализовывать это право или нет и применять ли эту скидку в будущем — решает абонент. В конце концов, суммой начисленных бонусов предприятие может так и не воспользоваться! Поэтому только фактическое использование бонусов повлияет на учет.

Что касается использования бонусных сумм, то во всех случаях это событие оформляется как скидка на оплату услуг связи (например, как приобретение услуг связи по меньшей стоимости). Такая скидка предоставляется в момент использования услуги связи. Учитывая это, в результате использования бонусов (применения скидки) абонент просто оплатит меньше за мобильные услуги в момент их получения.

А потому предприятию в учете просто достаточно показать расходы исходя из суммы фактически потраченных средств на мобильную связь, то есть в размере, уменьшенном на сумму скидки.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд