Заправка горючего в бак — конец его пути в СЭАРГ1?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Сентябрь, 2019/№ 74
В избранном В избранное
Печать
К сожалению, до сих пор фискалы четко не прояснили ситуацию, как оформлять акцизные накладные (АН) при отпуске горючего с раздаточных колонок или передвижных акцизных складов непосредственно в баки транспортных средств, других механизмов или оборудования, эксплуатируемых плательщиками горючего акциза. Выскажем на этот счет свое мнение с учетом вышедших «горюче-акцизных» нормативов и разъяснений ГФСУ.

1 Система электронного администрирования реализации горючего

Наши читатели периодически задают весьма злободневный вопрос: как правильно следует оформлять АН (в одном или в двух экземплярах) при отпуске горючего в бак транспортного средства (другого оборудования) плательщика горючего акциза? Причем подобные вопросы мы получали от каждой из сторон таких заправочных операций — как от плательщика акциза, заправляющего горючее в баки, так и от плательщика, которому горючее наливается. И это понятно, поскольку обе стороны хотят/должны четко знать, как такие объемы влияют на обложение горючим акцизом и как должны оформляться АН.

Если сформулировать этот вопрос масштабно, то он должен звучать примерно так: заканчивает ли горючее при таких заправках в бак свой путь в СЭАРГ или же еще остается в ней и будет выведено из этой системы лишь при оформлении и регистрации АН по списанию на собственные нужды плательщиком акциза — получателем горючего в бак?

Мы уже немного затрагивали эту проблему в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 59, с. 9. И вот, учитывая ее важность и выход новых нормативов и разъяснений, сегодня поговорим о ней подробнее.

Предыстория

Напомним, что вопросы выписки АН для разных ситуаций реализации горючего регулирует п. 231.3 НКУ.АН в одном экземпляре этот пункт предписывает составлять:

— при ввозе горючего в Украину (на основании данных ТД);

— при реализации горючего с акцизного склада или с акцизного склада передвижного — (1) для собственного потребления или промышленной переработки , (2) на объемы утраченного/испорченного/уничтоженного горючего, (3) любым другим лицам — неплательщикам акциза.

Отметим, что никакие виды реализации горючего другим плательщикам акциза здесь не упомянуты.

В двух экземплярах АН предписано составлять в случае реализации горючего:

— с акцизного склада на другой акцизный склад, в том числе через трубопровод или с использованием акцизного склада передвижного, в случае если до реализации горючего такой другой акцизный склад уже известен;

— с акцизного склада на акцизный склад передвижной;

— с акцизного склада передвижного на другой акцизный склад передвижной;

— с акцизного склада передвижного на акцизный склад.

Из этой нормы следует, что составление АН в двух экземплярах при заливе горючего в бак транспортного средства другого плательщика акциза

возможно, только при условии, что залив горючего в бак превращает такое транспортное средство в передвижной акцизный склад

Если же это не так, тогда основания для составления АН в двух экземплярах (второй из которых должен регистрировать плательщик — получатель горючего в бак его транспортного средства) вообще отсутствуют.

Правда, как мы указали, прямых оснований для составления хотя бы в каких-то ситуациях акцизной накладной в одном экземпляре при отпуске горючего другому плательщику акциза НКУ тоже не предусматривает…

Напомним: вначале фискалы в письме ГФСУ от 15.05.2019 г. № 2181/6/99-99-12-02-02-15/ІПК разъяснили, что поставщик горючего при заправке транспортного средства покупателя на АЗС по талонам осуществляет физическую передачу (отпуск, отгрузку) горючего с акцизного склада на акцизный склад передвижной в понимании п.п. 14.1.61 НКУ. Поэтому, мол, согласно п. 231.3 НКУ в данном случае поставщик обязан составить в двух экземплярах АН, зарегистрировать первый экземпляр такой АН в ЕРАН, а второй экземпляр этой АН в день ее составления прислать распорядителю акцизного склада — получателю горючего.

Мы по поводу этого указывали, что определение передвижного акцизного склада (п.п. 14.1.61 НКУ) не дает четких оснований для такого вывода. К тому же в более позднем письме ГФСУ от 25.06.2019 г. № 2900/6/99-99-12-02-02-15/ІПК в отношении бака буксира налоговики уже написали, что бак не является акцизным складом (акцизным складом передвижным) и транспортное средство (буксир), на котором горючее находится только в баке, не является акцизным складом передвижным.

Бак — не склад! И АН — одна?

Аргументы за. Это была предыстория, но продолжение последовало, и теперь мы можем привести еще минимум три аргумента, которые помогли нам окончательно сформировать мнение по данному вопросу.

1. В п. 7 разд. II Порядка № 2622 сказано, что при реализации горючего с места его розничной торговли или с передвижного акцизного склада в бак транспортного средства

2 Порядок заполнения АН..., утвержденный приказом Минфина от 19.06.2019 г. № 262..

в АН реквизиты акцизного склада или передвижного акцизного склада, на который физически отпущено горючее, не указываются

В данной норме нет никаких оговорок насчет того, плательщику или неплательщику горючего акциза отпускается горючее. Следовательно, такая АН, составленная хоть на неплательщика, хоть на плательщика акциза, должна быть в одном экземпляре3 (см. выше случаи из п. 231.3 НКУ, когда АН должна составляться в двух экземплярах). Кроме того, раз реквизиты склада получателя в АН не указываются, значит, в момент регистрации этой АН путь такого горючего в СЭАРГ заканчивается (ведь учет в СЭАРГ теперь ведется только в разрезе акцизных складов/акцизных складов передвижных), и горючее в этой системе администрирования «аннигилируется» ☺.

3 Какой смысл составлять и регистрировать АН в двух экземплярах, если в ней не указан склад получателя? Ведь при сегодняшнем способе учета горючего (в разрезе акцизных складов) эти объемы на получателя никак в СЭАРГ не зайдут. Да и ПО СЭАРГ ее не допустит к регистрации…

2. В письме ГФСУ от 09.08.2019 г. № 3746/6/99-99-12-02-02-15/ІПК налоговики еще четче (и уже — в отношении автотранспорта) указали, что топливный бак как емкость для хранения горючего непосредственно в транспортном средстве, с которого горючее попадает в двигатель автомобиля и используется исключительно для работы двигателя транспортного средства, не является акцизным складом (акцизным складом передвижным). То есть на этом основании уже можно уверенно говорить, что НКУ для случаев заправки горючего в бак транспортного средства другого плательщика акциза, которое используется исключительно для работы двигателя этого транспортного средства, не предусматривает выписки АН в двух экземплярах. (Кроме того, в этом же письме фискалы написали, что хранение горючего в баке в таком случае не подлежит лицензированию4.)

4 Впрочем, это и так понятно. К тому же фискалы об этом уже даже заявили во всеуслышание (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 68, с. 28, а также БЗ 115.05).

3. Аргумент с реглимитом. Наши выводы о выписке в этом случае АН только в одном экземпляре можно подтвердить еще одним аргументом. Согласно последнему абзацу п. 232.3 НКУ и п. 33 Порядка № 4085 на объемы горючего, реализованного плательщику горючего акциза через розничные объекты торговли (топливораздаточные или маслораздаточные колонки, то есть, как правило, в баки),

5 Порядок электронного администрирования реализации горючего..., утвержденный постановлением КМУ от 24.04.2019 г. № 408.

показатель ∑АНаклОтр формулы реглимита у получателя горючего не увеличивается

Но в таком случае если АН при отпуске плательщику акциза будет составляться в двух экземплярах, то отпущенные получателю в бак объемы горючего зайдут в СЭАРГ на получателя и при этом реглимит ему не увеличат! То есть затем ему понадобятся такие же объемы реглимита для того, чтобы зарегистрировать АН на списание этого горючего на собственные нужды. А это потребовало бы оформления заявок и уплаты акциза, что приводило бы к постоянным его переплатам в бюджет. Думаем, законодатели и писали эту норму, подразумевая, что при розничном отпуске горючее должно вообще уходить из СЭАРГ и больше электронно не администрироваться.

Считаем, изложенного выше достаточно, чтобы принять позицию об окончании движения горючего в СЭАРГ при отпуске его с колонок или передвижного акцизного склада в топливный бак транспортного средства или технического оборудования, устройства не только неплательщикам, но и плательщикам акциза! И что АН в таких случаях должна составляться только в одном экземпляре. Исключениями являются только те редкие случаи, когда заправка авто плательщика акциза с колонок или передвижного акцизного склада производится ему не в бак, или же в бак, но чисто для целей хранения в нем горючего, а не использования этого горючего для работы двигателя транспортного средства или иного оборудования.

Проблемы с формой АН. Но тут встает вопрос: как оформить и зарегистрировать такую АН в одном экземпляре в ЕРАН? Дело в том, что среди пяти кодов операций для составления АН в одном экземпляре, без указания которого АН не зарегистрировать, ни один не подходит к нашей ситуации. ☹

На практике плательщикам приходится лукавить и проводить такой отпуск горючего плательщикам акциза, как отпуск неплательщикам (с кодом — 3) или как несубъектам хозяйствования (с кодом 6 — в частности, включая такие объемы в ежедневные итоговые АН). Насколько нам известно, АН, выписанные в двух экземплярах без указания акцизного склада получателя (как того четко требует упомянутый нами выше п. 7 разд. II Порядка № 262), программное обеспечение фискалов к регистрации в ЕРАН не принимает. То есть на практике с этим сложилась патовая ситуация, которая требует, в частности, нормативных и программных вмешательств/изменений!

Непонятности и опасения

Но в то же время некоторую смуту в данную проблему вносят норма из п. 3 разд. ІІ Порядка № 262 и свежая консультация главных фискалов, появившаяся в БЗ 116.13.03 (ср. 025069200).

Сначала приведем цитату упомянутой нормы из Порядка № 262:

«Акцизная накладная (первый экземпляр акцизной накладной — для акцизных накладных, которые составляются в двух экземплярах) может быть составлена и зарегистрирована в Едином реестре акцизных накладных после фактического получения горючего, но не позднее трех календарных дней, следующих за днем получения горючего, в случае реализации горючего с акцизного склада передвижного:

в топливный бак транспортного средства или технического оборудования, устройства;

в место хранения горючего, не являющееся акцизным складом»

Дело в том, что в этой норме упомянуты только два вида случаев, в каждом из которых АН (с учетом приведенных нами выше фактов и оснований) должна составляться только в одном экземпляре, а потому вызывает недоумение оговорка в скобках о первом экземпляре АН. Возможно, это техническая ошибка авторов норматива, так как заправка горючего в топливный бак транспортного средства или технического оборудования, устройства не является реализацией горючего на акцизный склад передвижной (или стационарный). А может, они имели в виду какие-то исключительные случаи, когда горючее в такие баки будет заливаться именно для хранения? Но это что-то достаточно уникальное…

Консультация фискалов в БЗ 116.13.03 вызывала у нас еще больше недоумения. В ней приведены ответы на вопросы: составляется ли АН на хозсубъекта — плательщика акциза при приобретении горючего его представителем на АЗС или АГЗС за наличные и составляет ли такой субъект АН на объемы приобретенного его представителем горючего как на использованные для собственного потребления?

В отношении первого вопроса фискалы просто указали, что лицо, реализующее горючее, обязано в установленные сроки составить АН на такого хозсубъекта и зарегистрировать ее в ЕРАН. О том, как составлять такую АН, и о регистрации ее также получателем (если бы АН составлялась в двух экземплярах) не сказано ни слова!

Но в то же время в конце консультации на второй вопрос фискалы без оговорок пишут, что хозсубъект — плательщик акциза обязан выписать АН (и зарегистрировать в ЕРАН) на все объемы горючего, израсходованного на собственные нужды!

Ситуация дурно пахнет чистой подставой! Ведь если четко следовать Порядку № 262 и не указывать в АН акцизный склад получателя, объемы полученного на АЗС/АГЗС горючего на получателя в СЭАРГ не зайдут (так как учет теперь ведется только в разрезе акцизных складов). А вот АН на израсходованное горючее фискалы (см. выше) требуют составлять. Таким образом,

все эти объемы вылезут у получателя как объект обложения горючим акцизом

Так или иначе, считаем, что эти моменты (включая консультацию фискалов) не могут изменить наши выводы о том, что в таких случаях АН должна составляться (и регистрироваться) поставщиком горючего в одном экземпляре и что на этом этапе горючее вообще выбывает из акцизного учета.

Если же АН в этом случае будет составлена в двух экземплярах (с указанием в ней номера авто — как передвижного акцизного склада получателя), объемы горючего на получателя в СЭАРГ зайдут (но без увеличения ему реглимита — см. выше). И тогда он их сможет списать, затратив на это иной реглимит или переплатив акциз при оформлении на эти объемы Заявки. Однако фискалы могут здесь заявить, что поставщик нарушил Порядок № 262, и не зачесть эти объемы получателю, искусственно доначислив ему акциз. В общем, ситуация из серии: «нос вытащишь, корма увязнет»… ☹

Остается лишь надеяться, что на этот счет вскоре поступят внятные и конкретные разъяснения — это самый что ни на есть повод для Минфина издать ОНК, тем более что вина в такой ситуации частично лежит и на нем как на издателе норматива…

Особенности учета горючего при разных источниках

В свете изложенного плательщики акциза должны иметь в виду следующий момент: не все объемы горючего, которые проводятся в их бухучете, должны попадать в акцизную декларацию и в специальное приложение 11 к ней, где отражают объемные и иные показатели для исчисления горючего акциза.

В отношении тех ситуаций, когда транспортные средства плательщика (включая арендуемые им) заправляются не только на стороне, но и из своих источников (колонок, емкостей и т. п.), возможно, для удобства стоит завести на субсчете 203 «Топливо» отдельные субсчета для учета горючего, которое идет мимо СЭАРГ (заправки на АЗС, в баки оборудования и др.), и того, которое проводится через СЭАРГ.

А вот объемы перепродаваемого горючего должны проводиться в бухучете через товарный счет 28. В то же время с учетом специфики взимания акцизного налога не все и эти объемы могут проводиться через СЭАРГ. Например, при оптовой перепродаже горючего без вывоза, когда право с собственности переходит на горючее, которое находится на хранении на стационарном акцизном складе и продолжает там находиться после его продажи (после перехода права собственности на него к покупателю). В такой ситуации горючее продолжает числиться в СЭАРГ за распорядителем акцизного склада, у которого оно находится на хранении и формально налогово-акцизный учет покупателя не затрагивает. Именно о таких нонсенсных ситуациях мы писали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 50, с. 25. И для таких случаев, возможно, тоже нелишним будет завести отдельные субсчета на счете 28, чтобы отделять в бухучете горючих «мух от котлет» ☺…

Впрочем, здесь многое будет зависеть от того, как окончательно утрясутся эти больные вопросы...

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд