Темы статей
Выбрать темы

Возвращаем средства за товар через РРО

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Достаточно часто субъекту хозяйствования приходится возвращать средства покупателю за приобретенный товар. Как такие операции регулирует действующее РРОшно-кассовое законодательство? Ответим на этот вопрос сквозь призму наиболее распространенных практических ситуаций.

Когда можно вернуть уплаченные средства

Перечислим несколько таких случаев:

(1) за возвращаемый товар:

а) ненадлежащего качества, если выявлены существенные недостатки товара (ст. 8 Закона № 1023);

б) надлежащего качества, если товар не подошел по тем или иным параметрам и в продаже нет аналогичного (ст. 9 Закона № 1023).

В обоих случаях деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а если это невозможно — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней;

(2) в случае уменьшения цены (ч. 1 ст. 8 и ч. 3 ст. 10 Закона № 1023);

(3) в случае возврата аванса за неполученный товар (ч. 2 ст. 693 ГКУ);

(4) при возврате аванса за фактически непредоставленные услуги.

Выдача денежных средств покупателю за возвращенный товар (непредоставленную услугу) — такая же расчетная операция, как и их получение при продаже товара (услуги)

Об этом говорит ст. 2 Закона об РРО. Поэтому вы должны выдать лицу, которое возвращает товар или отказывается от услуги, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. Речь идет о фискальном кассовом чеке выдачи средств (расходный чек) формы № ФКЧ-2 (см. приложение 2 к Положению № 13). А вот расходный кассовый ордер при этом не оформляют (письмо ГФСУ от 02.01.2019 г. № 11/6/99-99-14-05-01-15/ІПК*).

* На то время фискалы обусловливали такое разрешение еще и отражением операции по выдаче наличных денег в КУРО, что на сегодня вообще лишено какого-либо смысла. Почему, скажем дальше.

Как выдать средства при возврате товара

Каков порядок выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги и в иных случаях)?

Регистрацию выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги и в иных случаях) осуществляют в расходном чеке, напечатанном РРО, путем регистрации отрицательной суммы (п. 7 разд. III Порядка № 547). При этом перед суммой выданных средств может печататься знак «-» (минус).

Если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов:

— разрешается регистрировать выдачу средств с помощью операции «служебная выдача»;

— запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».

Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн., следует составить акт о выдаче средств. Эта обязанность возложена на материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты (обычно это кассир торгового зала).

В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги), сведения о товаре (услуге), сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего приобретение товара (получение услуги) (п. 8 разд. III Порядка № 547).

Обратите внимание! Порядок № 547 не определяет, какой именно документ, устанавливающий личность покупателя, должен быть предоставлен для составления акта о возврате средств. Соответственно, для установления личности покупателя может быть использован любой документ (письмо ГФСУ от 15.05.2019 г. № 2180/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).

Акты о выдаче средств передают в бухгалтерию субъекта хозяйствования и хранят в течение трех лет. При отсутствии у субъекта хозяйствования бухгалтерии указанные акты подклеивают к последней странице соответствующей КУРО. Конечно, при условии ее ведения. Кстати, даже в этом случае

никаких записей в КУРО, связанных с выдачей средств за возвращенный товар, делать не надо

Объяснение простое — теперь КУРО задействована только в периоды временного отключения электроэнергии или выхода из строя РРО.

Если чек о приобретении товара утерян

Можно ли вернуть уплаченные наличные средства за товар в случае утери оригинала фискального чека покупателем?

С одной стороны, фискалы настаивают на том, что во время обращения о возврате товара и выдаче средств потребитель должен предоставить среди прочего расчетный документ с указанными в нем номером, датой и временем выдачи, который подтверждает приобретение товара (получение услуги). Иное действующим законодательством не предусмотрено.

С другой же стороны, они соглашаются предоставить информацию о наличии в базе данных ГФС информации об утерянном расчетном документе (чеке РРО) в случае предоставления им полной информации о покупке (названия товара, стоимости, даты и времени приобретения, адреса магазина и фискального номера РРО, через который осуществлялась расчетная операция). О такой возможности речь идет в письме ГФСУ от 30.11.2018 г. № 5041/6/99-99-14-05-01-15/ІПК (ср. ).

Если акт о возврате не составлен

Какие санкции грозят в случае, если субъект хозяйствования вернул средства покупателю и не составил акт о возврате или не указал в нем необходимые сведения?

Ответственность к субъекту хозяйствования за несоставление акта о выдаче средств или неуказание в нем необходимых сведений (их перечень см. выше) в случае возврата товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги действующим законодательством не предусмотрена (БЗ 109.20).

Вместе с тем в письме ГФСУ от 14.05.2019 г. № 2141/6/99-99-14-05-01-15/ІПК налоговики высказались более пространно: несоставление акта о выдаче средств не нарушает требования Закона об РРО в части порядка проведения расчетов, но нарушает требования по применению РРО, определенные п. 8 разд. III Порядка № 547, разработанного во исполнение ст. 7 Закона об РРО.

По нашему мнению, этим они намекают на то, что админштрафа, предусмотренного ст. 1551 КУоАП, виновному лицу, которое не составило акт о возврате средств, все равно не избежать. Его размер, напомним, составляет от 34 до 85 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 85 до 170 грн.

Что касается мелких недостатков в оформлении акта (например, отсутствуют реквизиты документа покупателя, вернувшего товар, сведения о таком товаре и т. п.), то они не лишают его доказательности. А вот отсутствие подписи покупателя, свидетельствующей о получении последним денежных средств, делает такой акт и операцию выдачи денег в целом недействительными. Как следствие, материально ответственное лицо субъекта хозяйствования (продавец, кассир) может быть наказано за недостачу денежных средств.

Если не хватает наличных денег для возврата средств

Как оформить возврат наличных денег за товар покупателю, если в ящике РРО не хватает наличных средств?

Если в ящике РРО недостаточно наличных денег, чтобы вернуть необходимую сумму покупателю, кассир должен обратиться в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы выдали определенную сумму наличных денег для возврата покупателю.

Выдача наличных денег из кассы предприятия оформляется расходным кассовым ордером (п. 26 Положения № 148). Оператор РРО, получив из кассы бухгалтерии средства, вносит их в кассовый аппарат путем проведения операции «служебное внесение». Такой алгоритм действий одобрен налоговиками (БЗ 109.06 ).

А как действовать ФЛП, в ящике РРО которого не хватает наличных денег, чтобы вернуть необходимую сумму покупателю? Поскольку ФЛП кассовую книгу не ведут (п. 39 Положения № 148) и кассовые ордера не выписывают, вышеприведенный алгоритм упрощается. ФЛП просто вносит наличные деньги в ящик РРО с помощью операции «служебное внесение».

Если товар приобретен в другом магазине

Можно ли вернуть средства за товар в другом магазине, нежели тот, в котором он приобретался, если оба магазина принадлежат одному продавцу, у которого и был приобретен товар?

Потребитель при наличии расчетного документа, подтверждающего приобретение товара, имеет право по своему выбору вернуть товар, в частности:

— или продавцу по месту покупки товара;

— или созданному собственником продавца по местонахождению потребителя торговому предприятию (филиалу), которое осуществляет продажу товаров, аналогичных приобретенным (ч. 3 ст. 8 Закона № 1023).

При этом место возврата средств действующим законодательством не определено

Следовательно, если товар приобретен в одном торговом объекте субъекта хозяйствования, а средства выданы в другом торговом объекте этого же хозсубъекта, то нарушения в этом нет (письмо ГФСУ от 21.06.2019 г. № 2855/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).

Если товар был приобретен по безналичному расчету

Можно ли вернуть средства за товар наличкой, если оплата за него была осуществлена в безналичной форме (с применением POS-терминала, через ПТКС*, через сеть Интернет и т. п.)?

* Программно-технический комплекс самообслуживания.

POS-терминал. Налоговики традиционно настаивают на том, что в случае применения банковской платежной карточки (расчета через POS-терминал) возврат средств за товар (отказ от услуги) должен происходить путем их перечисления в банк покупателя на платежную карту, которой осуществлялся расчет (см. письма ГФСУ от 12.07.2019 г. № 3236/6/99-99-14-05-01-15/ІПК, от 26.03.2019 г. № 1264/6/99-99-14-05-01-15/ІПК, а также БЗ 109.02).

Наша позиция по этому вопросу противоположна: законодательство не ограничивает субъекта хозяйствования в праве применить в этом случае как безналичную, так и наличную форму расчета. Ведь Закон об РРО, на который ссылаются фискалы для обоснования своего подхода, не содержит какие-либо ограничений на сей счет (см. также письмо НБУ от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778).

Если же вы не собираетесь спорить с контролерами, то имейте в виду: при возврате средств на банковскую карту составление акта о выдаче средств тоже является обязательным, если сумма, подлежащая возврату, превышает 100 грн. (письмо ГФСУ от 14.05.2019 г. № 2141/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).

ПТКС. Возврат средств плательщику за непредоставленные/частично предоставленные услуги, оплаченные через ПТКС, налоговики предлагают осуществлять согласно Порядку № 547 (письмо ГФСУ от 01.04.2019 г. № 1369/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).

Если конкретнее, то можно воспользоваться их общим рецептом из БЗ 109.02: возвращать средства, которые были перечислены субъекту хозяйствования в безналичной форме, следует через учреждение банка или с применением РРО с оформлением соответствующего расчетного документа, но в обоих случаях в безналичной форме.

Хотя можно вспомнить и либеральное письмо ГФСУ от 04.11.2016 г. № 23689/6/99-99-14-05-01-15, в котором налоговики не возражали против того, чтобы за товар, оплата за который была осуществлена с использованием ПТКС, возвращать денежные средства в наличной или безналичной форме.

Расчеты через Интернет. К сожалению, позиция налогового ведомства относительно формы возврата средств при возврате товара, оплаченного через Интернет, нам неизвестна. Но не думаем, что она будет отличаться от их общего подхода.

А вот в случае, когда в сети Интернет только заказывали товар (услугу), а оплачивали его путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет или внесением средств в банк, т. е. без использования банковских платежных карт, можно воспользоваться рекомендациями из письма ГФСУ от 16.08.2019 г. № 3855/6/99-99-14-05-01-15/ІПК. В нем указывается, что возврат средств должен проводиться без применения РРО, однако все равно только в безналичном порядке со счета предприятия на счет потребителя.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше