Мораторий на разные проверки

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Апрель, 2020/№ 29
В избранном В избранное
Печать
Серьезным ингредиентом, которым депутаты попытались подсластить горькую пилюлю введенного карантина, является мораторий на разнообразные проверки. На какие конкретно мероприятия/проверки и на какой срок введен (планируется) этот мораторий, сейчас и обсудим.

Фискальные проверки

Закон № 533 новым п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ ввел мораторий с 18 марта по 31 мая этого года на такие виды налоговых проверок, как документальные (плановые и внеплановые) и фактические. Но есть исключения!

Исключение 1: для внеплановых проверок на основаниях из п.п. 78.1.8 НКУ (по возмещению по НДС — при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НКУ и/или с отрицательным значением по НДС больше 100 тыс. грн). Кстати: согласно п. 8 письма № 7 налоговики в условиях карантина планируют общаться по таким проверкам с плательщиками с использованием почты и электронной связи, в том числе Электронного кабинета плательщика.

Исключение 2*: для таких фактических проверок — по вопросам учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий; целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками; оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками; в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего по основаниям, определенным пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НКУ.

* Было добавлено к норме этого п. 522 Законом № 540.

Отметим, что мораторий также не распространяется на камеральные проверки

Перечень оснований для камеральных проверок см. в п.п. 75.1.1 НКУ. Согласно его нормам камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов, и данных СЭА НДС (данных Госказначейства, данных ЕРНН и данных таможенных деклараций), а также данных ЕРАН и данных системы СЭАРГ и СЭ.

Законом № 540 внесено такое изменение в п. 522: срок проведения камеральных проверок налоговых деклараций или УР (кроме по НДС) за отчетные периоды март — май 2020 года, которые были поданы плательщиками в течение марта — мая 2020 года, расширен до 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были предоставлены позже, — за днем их фактической подачи.

Ограничение также не распространяется на так называемые встречные сверки, так как они согласно п. 73.5 НКУ не считаются проверками!

Мораторий на ряд фактических проверок (о них см. в ст. 80 НКУ)** закрывает налоговикам путь на применение ряда штрафов: согласно Закону об РРО, за нарушение кассовой дисциплины, правил оборота наличности и некоторых других***. Так что не допускайте до 1 июня налоговиков на остановленные мораторием виды фактических (и других) проверок!

** Но кроме тех фактических проверок, которые попали в исключение 2 (см. выше).

*** Относительно моратория на штрафы подробнее читайте «Весеннее штрафное помилование» этого номера.

Документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, временно приостанавливаются на период до 31 мая 2020 года. Такая остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия любых дополнительных решений контролирующим органом. Возобновление проверки после моратория, по-видимому, начнется также без принятия налоговиками каких-то дополнительных решений.

В п. 6 письма № 7 ГНСУ разъясняет, что на проверки, завершенные до 17.03.2020 г. включительно, действие моратория не распространяется. По результатам таких проверок оформляются акты (справки) с направлением плательщикам НУР в стандартные сроки. И что введение моратория на проверки не лишает плательщиков права подавать в соответствии с п. 86.7 НКУ возражения к актам проверок*, завершенных до введения моратория, и обжаловать НУР. Но течение сроков рассмотрения фискалами возражений приостановлено до 31.05.2020 г. (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

* Но в условиях карантина налоговики рекомендуют плательщикам предоставлять дополнительные доказательства и информацию по почте или в электронном виде.

Что же касается проведения плановых документальных проверок, которые в соответствии с планом-графиком должны были начаться в период с 18 марта по 31 мая 2020 года и на день вступления в силу Закона № 533 не были начаты, то они включаются в обновленный план-график**.

** Он уже опубликован на сайте ГНСУ: tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/402509.html

ЕСВ. Мораторий также установлен и на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. С учетом норм Закона № 540 он введен также на период с 18 марта по 31 мая 2020 года. Начатые до 18 марта и незавершенные проверки тоже приостанавливаются — до 31 мая. Налоговики в п. 17 письма № 7 сделали акцент на том, что камеральные проверки отчетности по ЕСВ не приостанавливаются.

Другие проверки

Пунктом 3 раздела II Закона № 533 в редакции Закона № 540 запрещено до 30 июня этого года проведение органами госнадзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Кроме госнадзора:

— за деятельностью хозсубъектов с высокой степенью риска;

— в сфере соблюдения требований относительно формирования, установления и применения государственных регулируемых цен;

— в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Интересно при этом, что п.п. 4 п. 2 раздела II Закона № 530 мораторий на мероприятия госнадзора (контроля) на период установления карантина или ограничительных мероприятий введен вообще на все мероприятия — без каких-либо исключений.

Думаем, в такой ситуации (когда данные Законы принимались одновременно) норма Закона № 533 дополняет (а не перевешивает) норму Закона № 530. И поскольку карантин продлен уже до 24 апреля, то плановые мероприятия госнадзора в тех случаях, которые Закон № 533 отнес к исключениям, могут начать проводить только с 25 апреля! То есть сейчас (пока что до 25 апреля) есть формальные основания не допускать к плановым инспекциям и проверкам также и в этих трех случаях, которые отнесены Законом № 533 к исключениям (см. выше).

Отметим, что мораторий на проведение плановых мероприятий госнадзора (контроля) распространяется на все органы, которые осуществляют мероприятия/проверки и подпадают под действие Закона № 877 (включая Гоструда и другие).

Но напомним, что действие Закона № 877 не распространяется на отношения, которые возникают во время осуществления мероприятий валютного, налогового, таможенного контроля, государственного экспортного контроля (кроме осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами космической деятельности Украины частной формы собственности законодательства о космической деятельности в Украине), контроля за соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, государственного надзора (контроля) в области телевидения и радиовещания, государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг, государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

То есть плановые (и внеплановые) мероприятия госнадзора/контроля в этих сферах, которые не подчинены Закону № 877, под мораторий не попадают, если не будут по этому поводу приняты соответствующие нормативы (относительно ограничений в сфере налогового контроля см. выше).

Кроме того, заметим, что законами № 530 и № 533 ограничены на определенные периоды только плановые мероприятия госнадзора/контроля, а внеплановые*** не запрещаются.

*** О внеплановых мероприятиях см., в частности, в ст. 6 Закона № 877.

Поэтому внеплановые мероприятия/проверки органов, которые действуют в рамках Закона № 877, — не под мораторием. Но, например, Гоструда своим «тайным» письмом от 16.03.2020 г. №Д-122/1/10.1-20 существенно ограничила и внеплановые мероприятия на период карантина.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно