Итак, сторона договора понимает, что из-за карантина не может выполнить свои обязательства. Что делать?
Предварительная подготовка. В зависимости от того, какая конкретно причина послужила этому, варианты развития событий могут быть разными. Однако в любом случае необходимо связаться с вашим контрагентом (например, поставщиком).
Поскольку сам по себе форс-мажор, а также то, что он делает невозможным выполнение конкретно вашего обязательства, нужно доказывать, то можно договориться о внесении изменений в договор и без каких-либо доказательств и сертификатов из Торгово-промышленной палаты (ТПП). Вот только объяснить ситуацию контрагенту все же нужно.
Так, если проблема возникла со сроками поставки, то можно попытаться договориться об отсрочке. В таком случае обязательно необходимо заключить дополнительное соглашение.
Применяем нормы о форс-мажоре. Если назревает конфликт и стороны на уступки идти не собираются, то тут-то и пригодится все, что связано с форс-мажором.
Стоит запомнить следующее.
1. Форс-мажор применяется, только когда он влияет на выполнение конкретного обязательства.
Что это означает?
Например, в договоре оговорена поставка железнодорожным транспортом (и никак иначе). В то же время форс-мажор сработает, если на период карантина запретят и грузовые железнодорожные перевозки по территории Украины.
2. Форс-мажор освобождает от ответственности (штрафов, пени и т. д.), но не от выполнения обязательств по договору.
3. Форс-мажором не являются: финансовый и экономический кризис, рост курсов инвалют, нарушение обязанностей контрагентов должников, отсутствие на рынке необходимых для выполнения обязательств товаров, отсутствие денег (п. 3.2 Регламента удостоверения ТПП Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств, утвержденного решением Президиума ТПП Украины от 18.12.2014 г. № 44(5). Даже когда это вызвано карантином.
То есть если, например, у хозсубъекта нет денег, чтобы оплатить полученный товар из-за снижения потока клиентов в период карантина, то на форс-мажор надеяться нельзя. Решать вопрос придется путем переговоров с контрагентом.
4. То, что в ч. 2 ст. 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» (далее — Закон о ТПП) среди форс-мажорных обстоятельств упоминается карантин, автоматически никого от ответственности не освобождает.
5. Для того, чтобы «освобождающие» последствия форс-мажора действовали, нужно доказать:
— что стороны при заключении договора не могли предвидеть возникшие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
Так, нельзя заключать договор в период карантина, изначально надеясь на то, что вы не выполните обязательства по договору, и рассчитывать на форс-мажор;
— причинно-следственную связь между форс-мажором и невыполнением обязательства. В этом вам может помочь сертификат ТПП.
6. О возникновении форс-мажора нужно обязательно сообщить вашему контрагенту. Причем лучше сделать это в письменном виде. В дальнейшем такое уведомление пригодится для получения сертификата от ТПП.
Загляните в договор. Там вы, возможно, найдете форс-мажорную оговорку. В таком случае руководствуйтесь тем, что указано в соответствующих положениях соглашения.
Как правило, там, кроме перечня того, что считается форс-мажором, указан порядок действий. Например, то, что сторона, на которую влияет форс-мажор, должна сообщить об этом другой стороне в письменной форме в определенный срок. Также может быть указано, что:
— предельный срок выполнения обязательства стороны под влиянием форс-мажора переносится на день окончания форс-мажора (т. е. по сути дается отсрочка выполнения обязательств, но не освобождение от них);
— форс-мажорные обстоятельства должны подтверждаться сертификатом ТПП Украины;
— в случае, если форс-мажор длится больше определенного срока, у контрагента появляется право в одностороннем порядке прекратить действие договора.
А если в договоре нет никакой оговорки?
На форс-мажорные обстоятельства все равно можно ссылаться. Для этого существуют положения ст. 218 ХКУ, ст. 617 ГКУ, ч. 2 ст. 141 Закона о ТПП.
Обязателен ли сертификат ТПП? Здесь два пути:
1) если вы ссылаетесь на форс-мажор, то нужен сертификат;
2) если вы вносите изменения в договор по обоюдному согласию, то, конечно, никакого сертификата не потребуется.
Как получить сертификат из ТПП?
В какую ТПП обратиться? Сертификат (справку) можно получить в любой ТПП: хоть региональной, хоть центральной (ТПП Украины). Но обратите внимание, что региональная ТПП не выдает сертификат о форс-мажоре, если в ВЭД или внутриукраинском договоре (контракте, типовом договоре, соглашении) указано, что нужно получать сертификат непосредственно в ТПП Украины (п. 4.2 Регламента, утвержденного решением Президиума ТПП Украины от 18.12.2014 г. № 44(5), на который мы уже ссылались выше).
Сколько стоят услуги ТПП? К сожалению, получение сертификата ТПП платное. Рассчитать размер платы можно по ссылке: ucci.org.ua/tarifi-rakhunok-akti. Освобождены от этой платы только субъекты малого предпринимательства (ч. 1 ст. 141 Закона о ТПП). Учитывать при этом нужно критерии из ст. 55 ХКУ. А это ФЛП и юрлица, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек, а годовой доход не превышает 10 мл евро (по среднегодовому курсу НБУ).
Какие документы предоставить? Перечень необходимых документов можно найти непосредственно в соответствующем заявлении. Однако поскольку оно имеет универсальный характер, то ТПП Украины для тех, чья деятельность попадает под запрет в связи с карантином, подогнала перечень под эту ситуацию*. Приведем документы в формате таблицы (см. ниже).
* См. новость от 23.03.2020 г. на официальном сайте ТПП: ucci.org.ua в разделе «Новости».
Документы для ТПП (для хозсубъектов, попадающих под карантинные запреты)
№ п/п | Документ | Примечание |
1 | Заявление, подписанное руководителем предприятия | Вам понадобится заявление об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) для субъектов хозяйствования/физических лиц по договорным обязательствам. Его можно скачать на официальном сайте ТПП Украины по ссылке: cci.org.ua/zaiavi-pro-zasvidchiennia-fors-mazhornikh-obstavin |
2 | Копия договора | Речь идет о том договоре, за невыполнение которого вам грозит ответственность |
3 | Копия приказа (распоряжения) в связи с необходимостью прекращения деятельности на основании соответствующих нормативно-правовых актов | В нашем случае это постановление КМУ от 11.03.2020 г. № 211 и/или протокол (решение) комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности при вашей областной (районной) госадминистрации. Перечень таких протоколов в регионах можно найти по ссылке: sme.gov.ua/covid19-qa/#qa1 в подразделе «Оновлено: Карантин діє з 00 год. 01 хв. 17 березня 2020 р. до 24 квітня 2020 р.» или на сайтах соответствующих госадминистраций |
4 | Уведомление вашего контрагента | Как мы уже говорили выше, при возникновении форс-мажора вам обязательно необходимо сообщить об этом контрагенту. Желательно сделать это в письменной форме |
5 | Копия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговой (например, копия выписки из Единого госреестра юрлиц, ФЛП и общественных формирований (ЕГР) | Считаем, что эти документы нужны для хозсубъектов малого предпринимательства. Ведь от этого зависит то, будет ли взиматься плата за сам сертификат. Хотя они не были указаны ТПП Украины в сообщении на их официальном сайте* |
6 | Документ, подтверждающий получение дохода меньше 10 млн евро (формы № 1-м и № 2-м или № 1-мс и № 2-мс за прошлый год с отметкой о подаче или с соответствующей электронной квитанцией) | |
7 | Документ, подтверждающий среднее количество работников за год (форма № 1-ПВ или № 6-ПВ за прошлый год; форма № Д4 или форма № Д5 или любой другой документ с отметкой о принятии контролирующим органом) | |
* Также ТПП не упомянула о вытяге из ЕГР; акте предоставленных услуг ТПП, подписанном со стороны хозсубъекта (можно скачать на официальном сайте ТПП Украины). |
Как подать документы? ТПП Украины рекомендует отправлять документы в электронном виде на электронную почту: ucci@ucci.org.ua.
Суммарный объем файлов в одном письме не должен превышать 10 Мбайт. Но если объем больше, то можно воспользоваться сервисами файловых хранилищ (например, Google Disk).
Вот и все основные нюансы. Уверены, что наша статья поможет вам и вашим контрагентам разрешить большинство карантинных проблем ☺.