Темы статей
Выбрать темы

Торгуем масками и перчатками

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Карантин продолжается, а вместе с ним изменяются и направления, в которых работает бизнес. В условиях общенационального масочного режима с 6 апреля (см. постановление КМУ от 02.04.2020 г. № 255) достаточно большое количество субъектов хозяйствования решили заняться торговлей масками и перчатками. Что нужно для такой деятельности и каким образом она облагается налогом? Поговорим об этом!

Продажа масок, перчаток и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) во время карантина стали чуть ли не самыми привлекательными видами деятельности. Действительно, у достаточно большого количества субъектов хозяйствования возникает желание продавать товары, которые сейчас нужны всем, на которые достаточно высокие цены и в качестве «промоутера» которых выступает собственно правительство, грозящее достаточно крупными штрафами за появление без маски в публичном месте.

Но такая деятельность требует учитывать некоторые правовые аспекты, с которых мы и начнем.

СИЗ: правовой аспект

СИЗ — это снаряжение, которое предназначается для ношения пользователем и обеспечения его защиты от опасности для жизни или здоровья. Лицензия на продажу СИЗ не нужна. Этот очевидный вывод можно сделать после анализа ст. 7 Закона Украины от 02.03.2015 г. № 222-VIII, в которой нет и намека на лицензирование такой деятельности. Лицензируется разве что продажа лекарственных средств (п.п. 10 ч. 1 ст. 7 указанного Закона № 222), однако

ни маски, ни другие СИЗ не являются лекарственными средствами

Хотя они и способствуют профилактике инфекционных заболеваний, но никакого фармакологического, метаболического или иммунологического действия на человека не имеют. СИЗ не лечат человека, а всего лишь создают физический барьер для проникновения возбудителей инфекционной болезни в его организм.

Однако то, что деятельность не лицензируется, еще не означает, что продажа СИЗ никоим образом законодательно не регулируется. Согласно ст. 28 Закона Украины от 15.01.2015 г. № 124-VIII в случаях, определенных в технических регламентах, которыми предусмотрено применение процедур оценки соответствия, производитель должен составлять декларацию о соответствии. В этой декларации заявляется о том, что выполнение требований, определенных в техрегламентах, было доказано.

Это, безусловно, касается СИЗ. Ведь их введение в оборот регулирует Технический регламент, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2008 г. № 761. Также не следует забывать и о более общем Техническом регламенте относительно медицинских изделий, утвержденном постановлением КМУ от 02.10.2013 г. № 753.

В то же время под нынешний карантин и борьбу с коронавирусом разработан Перечень № 224*. А в обоих техрегламентах в связи с этим прописано, что на время карантинных мероприятий их действие не распространяется на СИЗ, включенные в этот Перечень.

* Утвержден постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 224.

Для введения в оборот СИЗ, включенных в указанный перечень, заявитель подает в Гоструда заявление с указанием цели ввоза, информации о производителе, названия изделий, номера партии или серийного номера, объема партии, а также данные о назначении изделия и способе действия.

Гоструда выдает заявителю уведомление о введении в оборот отдельных СИЗ, относительно которых не выполнены требования техрегламентов, но использование которых необходимо в интересах здравоохранения. Рассмотрение документов и выдача уведомления осуществляются бесплатно (см. постановление КМУ от 20.03.2020 г. № 226).

Также при введении в оборот СИЗ надо учитывать требования следующих ДСТУ:

— ДСТУ EN 14683:2014 Маски хирургические. Требования и методы испытания (EN 14683:2005, IDT) (для медицинских масок);

— ДСТУ EN 149:2017 Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтровальные полумаски для защиты от аэрозолей. Требования, испытания, маркировки (EN 149:2001+A1 :2009, IDT) (для респираторов);

— ДСТУ EN 455-1:2014 Защитные средства. Перчатки медицинские одноразового использования. Часть 1. Требования и методы испытания относительно отсутствия отверстий (EN 455-1:2000, IDТ) (для перчаток);

— ДСТУ EN 166:2017 Средства индивидуальной защиты глаз. Технические условия (EN 166:2001, IDT) (для защитных очков).

Учитывать ДСТУ необходимо, ведь именно их соблюдение будет залогом того, что выпущенные вами в оборот СИЗ являются безопасной непищевой продукцией (ч. 3 ст. 5 Закона Украины от 02.12.2010 г. № 2736-VI). Это позволит избежать штрафов в размере от 102 тыс. до 340 тыс. грн, предусмотренных п.п. 1 ч. 2 ст. 15 данного Закона. Не забывайте, что для целей Закона № 2736 уполномоченный представитель изготовителя-нерезидента или импортер (если изготовитель-нерезидент не имеет представителя в Украине) приравниваются к производителю продукции.

Поэтому если вы импортируете СИЗ из-за границы или представляете производителя-нерезидента, вы тоже можете нарваться на вышеуказанные штрафы. В то же время продавцы, которые не являются производителями, импортерами или уполномоченными представителями, для целей Закона № 2736 являются распространителями. Для них предусмотрен штраф в размере от 34 до 68 тыс. грн за несоблюдение условий хранения продукции, которую они распространяют, если вследствие этого продукция стала небезопасной.

Поэтому рекомендуем весьма подробно подходить к испытанию и проверке СИЗ на предмет безопасности для человека.

СИЗ вполне соответствуют понятию опасного фактора

Ведь при определенных условиях они могут негативно влиять на здоровье человека (ст. 1 Закона Украины от 24.02.94 г. № 4004-XII). Использование в народном хозяйстве и быту любого опасного фактора допускается лишь при наличии сертификата, который удостоверяет его государственную регистрацию (ст. 9 данного Закона). Поэтому СИЗ, которые вы собираетесь продавать, вероятно, должны иметь гигиенический сертификат от Госпродпотребслужбы.

И еще. На время действия нынешнего карантина снаряжение, которое предназначается для ношения пользователем и/или обеспечения его защиты от одной или нескольких видов опасности для жизни или здоровья, в том числе одноразовые медицинские маски и медицинские халаты, подлежат сертификации на надлежащую степень защиты и отсутствие негативного воздействия на здоровье пользователя такого средства и/или окружающих. Сертификат соответствия или отказ в его выдаче предоставляется в течение пяти дней со дня обращения (п. 7 разд. ІІ Закона Украины от 30.03.2020 г. № 540-IX).

Сертификат соответствия должен отвечать требованиям ДСТУ EN ISO 13485:2018 «Медицинские изделия. Система управления качеством. Требования к регулированию». Поэтому

проверяйте наличие сертификата соответствия на СИЗ, которыми вы собираетесь торговать

СИЗ: учетный аспект

Бухгалтерский учет. Здесь все по стандартным правилам П(С)БУ 9 «Запасы». Приобретенные для дальнейшей продажи СИЗ оприходуются на счет 28 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 63 «Расчеты с поставщиками». Если идет речь о розничной торговле, на СИЗ, конечно, начисляется торговая наценка (проводка Дт 282 — Кт 285). Продажа таких СИЗ отражается проводкой Дт 361 (301) — Кт 702, а балансовая стоимость списывается проводкой Дт 902 — Кт 28. При этом при розничной торговле одновременно списывается сумма реализованной торговой наценки (Дт 285 — Кт 282).

Налог на прибыль. Продажа СИЗ за деньги отражается по бухучетным правилам (п.п. 134.1.1 НКУ). А вот если вы — высокодоходник и решили подарить СИЗ больнице государственной или коммунальной формы собственности, бесплатно передать их МОЗ, управлениям здравоохранения при ОГА или другим неприбыльным организациям (например, благотворительным), вам следует помнить особое правило.

Обычно бесплатная передача имущества неприбыльной организации означает необходимость определять лимит на расходы в размере 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий год. А на сумму бухучетных расходов, превышающих указанный лимит, высокодоходник должен увеличить финрезультат до налогообложения (п.п. 140.5.9 НКУ). Так вот, относительно стоимости СИЗ, включенных в Перечень № 224 и бесплатно переданных бюджетным и другим неприбыльным организациям в течение действия карантина, такую корректировку в 2020 году высокодоходники не осуществляют (п. 511 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). То есть

в течение действия карантина СИЗ можно бесплатно передавать бюджетным и другим неприбыльным организациям, не обращая внимания на 4 % лимит

Вся их стоимость будет попадать в налоговые расходы и уменьшать объект обложения налогом на прибыль. Но это только в течение карантина!

НДС. Начиная с 17 марта и до последнего календарного дня месяца, в котором закончится карантин, операции с СИЗ, включенными в Перечень № 224, освобождаются от обложения НДС*.

* Также эти товары на период карантина освобождаются от уплаты ввозной пошлины (п. 96 разд. ХХІ ТКУ).

Причем не только операции по импорту таких СИЗ, но и операции по их поставке на таможенной территории Украины. Остальные подробности об этой льготе — в статье «Вирус → НДС-медльгота → новая забота?» этого номера.

Пример. Предприятие 28.02.2020 г. приобрело 1000 медицинских масок по цене 7,49 грн/шт. (в том числе НДС 7 % — 0,49 грн/шт.). 06.04.2020 г. предприятие продало 100 масок по цене 40 грн/шт. и безвозмездно передало еще 200 масок в областную клиническую больницу.

Продажа и безвозмездная передача СИЗ

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн

дебет

кредит

1

Приобретено 1000 масок у поставщика

371

311

7490

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

644

490

641

644/1

490

3

Оприходованы приобретенные маски

281

631

7000

4

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

490

5

Осуществлен зачет задолженностей

631

371

7490

6

Переведено 300 масок в реализацию

282

281

2100

7

Начислена торговая наценка на стоимость 300 масок

282

285

9900

8

Продано за наличные 100 масок*

301

702

4000

9

Списана себестоимость реализованных масок

902

282

700

10

Списана сумма реализованной торговой наценки

285

282

3300

11

Списана на расходы стоимость 200 масок, переданных областной больнице**

949

281

1400

* НДС не начисляем, поскольку операция освобождена от НДС. Компенсирующие налоговые обязательства (п. 198.5 НКУ) тоже не начисляем (п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

** Разницу согласно п.п. 140.5.9 НКУ не определяем.

выводы

  • Перечень СИЗ, которые необходимы для борьбы с коронавирусом, определены в Перечне № 224.
  • На время карантина СИЗ, определенные в Перечне № 224, можно вводить в обращение по упрощенной процедуре и без соответствия техническому регламенту.
  • Операции по поставке и импорту СИЗ, определенные в Перечне № 224, освобождаются от обложения НДС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше