Темы статей
Выбрать темы

Новогодние открытки клиентам

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Еще одна предновогодняя корпоративная традиция — рассылка новогодних открыток клиентам и партнерам. И те, кто соблюдает эту традицию, часто интересуются: как учесть расходы на теплые поздравления? Рассмотрим и этот новогодний момент.

Соблюдение традиций и правил хорошего тона в корпоративных отношениях — залог успеха. Поэтому многие предприятия рассматривают поздравления клиентов с праздниками как дополнительный маркетинговый ход. Ведь в наши дни получить оригинальную бумажную поздравительную открытку на обычный, а не электронный почтовый ящик стало приятным и запоминающимся сюрпризом.

Разумеется, реализация такой приятной и к тому же полезной традиции должна быть утверждена приказом руководителя, в котором следует: (1) оговорить круг получателей новогодних открыток; (2) указать цель такого мероприятия, это, в частности, укрепление деловых и финансовых связей, привлечение к сотрудничеству новых партнеров, создание должного имиджа предприятия и т. п.; (3) назначить ответственного за заказ/оформление и рассылку открыток.

А дальше все как обычно: составляем смету расходов, делаем отчет, прикладываем первичку.

Бухгалтерский учет

Полученные от изготовителя и/или купленные новогодние открытки отражают в учете как запасы (п. 4 НП(С)БУ 9). Приходуют их на субсчете 209 «Прочие материалы».

Зачисляют изготовленные под заказ или купленные открытки на баланс по первоначальной стоимости (пп. 8, 9 НП(С)БУ 9). В первоначальную стоимость не забываем включать и расходы на их доставку от продавца/изготовителя, а также другие расходы, непосредственно связанные с изготовлением/покупкой новогодних открыток.

Стоимость новогодних открыток отражаем в расходах в периоде использования новогодних открыток для поздравлений — отправки контрагентам и партнерам

Использованные для поздравления новогодние открытки (отправленные их адресатам) с субсчета 209 списываем в состав расходов на сбыт (относим на счет 93).

Такое списание должно быть оформлено актом на списание ТМЦ. Составить его можно и в произвольной форме (со всеми необходимыми реквизитами первичного документа, перечисленными в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете). В том числе указать в нем назначение использования открыток, их количество и стоимость.

Расходы на оплату стоимости услуг почтовой связи или на доставку другой службой включаем в административные расходы (относим на счет 92).

Налог на прибыль

В учете всех предприятий (независимо от объема доходности) стоимость открыток уменьшает прибыльный объект налогообложения в периоде отражения бухрасходов. При этом никакие корректировки финрезультата здесь не грозят.

НДС

Входной НДС, уплаченный (начисленный) в составе стоимости открыток и услуг по их рассылке, при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, или чека на сумму не более 240 грн за день, включаем в НК.

Как мы уже выяснили, затраты на изготовление/приобретение новогодних открыток, как правило, направлены на то, чтобы создать положительный имидж предприятия, вызвать интерес к его деятельности, установить новые торгово-производственные контакты, интересно выделив себя среди остальных. Поэтому, без сомнения, такого рода затраты с рекламным подтекстом носят сугубо хозяйственную направленность. А значит, компенсирующие НО согласно п. 198.5 НКУ по факту рассылки открыток не начисляют.

Не будет здесь и обычных поставочных НДС-обязательств по п. 188.1 НКУ. Ведь сами по себе открытки не имеют индивидуальной ценности, а значит, при их отправке адресату вообще нельзя говорить об операции поставки. Отправленная открытка является не чем иным, как способом донесения информации от поздравителя и о поздравителе (через логотип, товарный знак), а не поставкой — саму подаренную открытку использовать по назначению получатель вряд ли сможет.

В свое время налоговики при рассылке рекламных открыток требовали от плательщиков начислять поставочные НО по НДС согласно п. 185.1 НКУ (см. письмо ГФСУ от 03.11.2017 г. № 2510/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Теперь же, по мнению налоговиков, чтобы не попасть ни под НДС-объект при рассылке (п. 185.1 НКУ), ни под компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ, стоимость рекламных открыток должна включаться в продажную цену поставляемых товаров/услуг (см. письмо ГФСУ от 22.03.2018 г. № 1162/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Причем это должно быть подтверждено первичным документом (калькуляцией или другим документом, определенным учетной политикой предприятия). Учтите это, если захотите наверняка обезопасить рассылаемые вами новогодние открытки с рекламным подтекстом.

Кроме того, учтите: оплата почтовых услуг по пересылке письменной корреспонденции (простые и рекомендованные письма, почтовые карточки, бандероли, секограммы и мелкие пакеты), оказанных национальным оператором (УГППС «Укрпочта»), осуществляется почтовыми марками (ст. 21 Закона № 2759). А их поставка согласно п.п. 196.1.4 НКУ не является объектом обложения НДС. Поэтому заботиться об отражении НК в этом случае не придется. Учет расходов на заказ новогодних открыток и их рассылку покажем на примере.

Пример. Чтобы поздравить клиентов и партнеров с новогодними праздниками, предприятие заказало изготовление поздравительных открыток со своим логотипом и товарным знаком. Расходы на изготовление и доставку открыток составили 6000 грн (в том числе НДС — 1000 грн). Расходы на рассылку открыток (на основании авансового отчета) составили 240 грн.

Учет поздравительных открыток

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Получены изготовленные открытки

209

631

5000

644/1

631

1000

2

Отражен НК по НДС (на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1000

3

Перечислена оплата за изготовление открыток

631

311

6000

4

Списаны открытки на поздравления партнерам и клиентам

93

209

5000

5

Перечислены на личную карточку работника средства для оплаты рассылки открыток

372

311

500

6

На основании утвержденного авансового отчета отражены расходы на рассылку открыток

92

372

240

7

Возвращен в кассу остаток неиспользованных денежных средств

301

372

260

А в конце — как в открытке: счастливого Нового года, финансового благополучия, удачи и успехов в делах!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше