Темы статей
Выбрать темы

Работник приобрел стройматериалы с картой «ВИГОДА»

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Директору выдана наличка в подотчет на покупку стройматериалов. При покупке в гипермаркете на общую сумму 744,40 грн. (в т. ч. НДС) директор предъявил свою личную карточку «ВИГОДА». На нее ему были начислены бонусы в сумме 7,44 балла (1 балл = 1 грн.) — сформирован сертификат «ВИГОДА». Стоимость стройматериалов в чеке РРО не уменьшилась. Еще в чеке проведено списание 0,60 грн. — услуга «Сейф». Как правильно отразить такую операцию в учете?

В данном случае программой лояльности (далее — Программа) продавца стройматериалов предусмотрено формирование сертификата «ВИГОДА» путем (1) начисления бонусов при совершении каждой покупки исходя из ее стоимости, и (2) накопления мелочи с помощью услуги «Сейф».

(1). Бонусы. При покупке какого-либо товара в торговых точках продавца покупатель, предоставив карту «ВИГОДА», получает определенную сумму бонусов*, которые зачисляются ему на специальный счет участника (иначе говоря, формируется сертификат «ВИГОДА»). Суть Программы заключается в накапливании на специальном счете бонусов, которыми потом можно рассчитываться за товар, приобретенный в сети таких торговых центров.

* Например, при покупке товаров в ТЦ «Эпицентр» баллы начисляются на карточку «ВИГОДА» при сканировании карточки на кассе в общем случае в размере 1 % от суммы покупок (за исключением акционных товаров) (см. https://epik.foundtt.com/templates-full/pdf/vygoda-rules-2019.pdf).

Как правило, в чеке РРО отображается: (1) полная сумма стоимости стройматериалов и (2) отдельно сумма накопленных бонусов (сформированных сертификатов). Начисленные бонусы (в сумме 7,44 грн.) в данном случае принадлежат физлицу — участнику Программы и означают его право приобрести в будущем товары. При этом стоимость стройматериалов никоим образом не уменьшается на сумму начисленных бонусов, а значит, сумму бонусов нельзя считать скидкой.

А поскольку работник фактически оплатил полную стоимость стройматериалов, то и компенсировать ему следует полную их стоимость.

2. Услуга «Сейф». Что касается услуги «Сейф», то она дает возможность, по желанию покупателя, переводить мелкую сдачу (до 1 грн.) на карту «ВИГОДА». При этом накопленная мелочь также учитывается в будущем при расчетах бонусами. По сути, такое зачисление представляет собой добровольный авансовый платеж физлица для осуществления следующей покупки. Эти денежные средства принадлежат физическому лицу и никак не касаются предприятия, а значит, такие суммы не подлежат компенсации работнику (вернее, можно компенсировать только как допблаго работника с соответствующим налогообложением).

В нашем случае ситуация, вероятно, выглядит следующим образом. Подотчетное лицо (директор) фактически приобретает стройматериалы на сумму 744,40 грн., а наличными оплачивает 745 грн. Разница (0,60 грн.) с помощью услуги «Сейф» зачисляется на специальный счет физлица и может быть им использована в счет будущих покупок. Между тем кассовый чек оформляется на полную сумму фактической оплаты — 745 грн. (без вычета суммы начисленных бонусов и невыданной сдачи).

В таком случае компенсации подлежит только сумма 744,40 грн, то есть те средства, которые были фактически потрачены работником на нужды предприятия. Именно по этой стоимости предприятие приходует стройматериалы на баланс.

А вот чтобы включить в НК весь НДС в кассовом чеке, подотчетное лицо должно потребовать от торговца сформировать НН на всю сумму покупки за вычетом 0,60 грн. Ведь сумма расчетной операции превышает предельный размер, при соблюдении которого кассовый чек может выступать заменителем НН (п.п. «б» п. 201.11 НКУ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше