C 1 июля 2015 года согласно НКУ все суммы НДС следует включать в НК. А далее производить корректировки НК (путем начисления НО), но только в тех случаях, которые четко оговорены в НКУ. Главной корректировочной нормой здесь является п. 198.5 НКУ. Но из перечисленных в этом пункте ситуаций, в которых требуется начисление компенсационного НО, к вашему случаю можно приспособить только п.п. «г» п. 198.5 НКУ, на который наверняка сослались ваши налоговики. Так, плательщик обязан начислить НО (исходя из базы, определенной п. 189.1 НКУ) по товарам/услугам, необоротным активам, приобретенным/изготовленным с НДС, когда такие товары/услуги, необоротные активы предназначены для использования или начинают использоваться в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью.
Исходя из этого считаем доначисление НО в вашей ситуации абсолютно не законным! Ведь, во-первых, совершенно неоспорим тот факт, что услуги по аренде комбайнов вы приобретали для использования в своей хозяйственной деятельности. А во-вторых, у вас не было начала использования этих услуг в операциях, не являющихся вашей хоздеятельностью. Так как в дни простоя комбайны вообще не использовались, а «в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью» (как указано в п. 198.5 НКУ) — и подавно! Поэтому доначисление НДС фискалами здесь явно высосано из пальца.
Мы же уверены в обратном, что даже в дни простоя комбайнов услуги по их аренде использовались в вашей хоздеятельности — ведь никто бы вам не предоставил комбайны в аренду только на то время, когда они физически эксплуатируются. Да и оформлять их передачу, и гонять технику туда-сюда лишь в моменты ее фактического использования было бы экономически невыгодно, что гораздо больше бы попахивало бесхозяйственностью…
И здесь мы уже поясним, почему мы считаем такие действия фискалов абсурдными с позиции здравого смысла. В большинстве случаев на практике ОС и иное имущество, которым плательщик распоряжается, в том числе и на правах аренды, не может использоваться непрерывно-ежесекундно-ежеминутно-ежедневно даже в рабочее время. Оно используется именно по мере производственной необходимости и/или возможности его использования. Да и во внерабочее время, в том числе по ночам, в выходные-праздничные дни большинство ОС (и другого имущества), как правило, не эксплуатируется. Так что же, исходя из логики ваших фискалов, нужно обсчитывать время фактической эксплуатации плательщиком всего его имущества (включая арендуемое) и регулярно по непонятному принципу корректировать НК?!.. НКУ даже намеков на подобное не содержит, да и абсурдность такого подхода очевидна. Кроме того, заметим, что срок действия вашего договора аренды не один день и он не может предполагать обязательной ежедневной эксплуатации (объект аренды эксплуатируется — по мере хозяйственной необходимости). А тот факт, что размер арендной платы рассчитан исходя из стоимости аренды за день (или за час, за год…), вообще не имеет никакого значения, в том числе и для целей НДС.
Кстати, думаем, здесь уместна аналогия с менее абсурдной ситуацией — когда контролеры возражают против амортизации ОС в то время, когда они плательщиком не эксплуатируются (фискалы обычно указывают: «не используются в собственной хоздеятельности предприятия»). Судьи, в том числе и самого высшего ранга, фискалов в этом не поддерживают. Например, в постановлении ВС от 19.09.2019 г. № К/9901/1507/18 по делу № 2а-3813/12/1070 (reyestr.court.gov.ua/Review/84405760) они указывают, что нет оснований не амортизировать технику, простаивающую в связи с сезонностью производства. И что начисление амортизации приостанавливается лишь на период вывода объекта из эксплуатации для реконструкции, модернизации, дооборудования, консервации (и т. п.) и лишь на основании документов, свидетельствующих о таком выводе.