Признаки, по которым НН/РК обретают счастье быть зарегистрированными, приведены в п. 3 Порядка № 1165. Норматив величает их: «признаки безусловной регистрации». И теперь их формально стало на один больше, то есть — четыре. Далее приведем их в действующей редакции, разберем отдельно каждый из них, а также обсудим постигшие их изменения (по сравнению с Порядком № 117).
Расчет корректировки
Но прежде отметим следующий момент. В «преамбуле» к этим признакам в п. 3 Порядка № 1165 есть оговорка в скобках, указывающая на то, что по этим признакам не проверяются РК: 1) составленные в случае уменьшения суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику и 2) любые (!) РК, составленные на неплательщика налога (то есть с типом причины «2»). Раньше РК на неплательщиков охватывались только уменьшающие!
Из этой оговорки не следует, что, поскольку такие РК не проверяются на признаки, то они автоматически не будут мониториться. Еще и как будут! Причем
теперь фискалы могут мониторить и блокировать составленные на неплательщиков РК не только минусовые, но и нулевые, и даже плюсовые (хотя последние блокировать нет смысла)
Теперь переходим к признакам и напомним, что достаточно соответствия хотя бы одному из этих признаков, чтобы НН/РК зарегистрировались в ЕРНН.
Признак № 1
НН не подлежит предоставлению получателю (покупателю) и/или составлена на операцию, освобожденную от налогообложения.
По идее, по этому признаку должны отсеиваться:
— все НН, не выдающиеся покупателю, в том числе и составленные «чисто на себя» (с типами причины «01» — «15»);
— НН, составленные на операции, освобожденные от НДС по ст. 197 и подразд. 2 разд. ХХ НКУ.
Как и в Порядке № 117, здесь упоминаются только НН, а об РК, составленных к таким НН, — ни слова. В то же время, исходя из того, что в «преамбуле» из п. 3 Порядка № 1165 упомянуты РК лишь двух видов (см. выше), то РК к остальным НН, не выдаваемым получателям, мониториться не должны. Они, как и «отсекаемые» этим признаком НН, видимо, должны тоже сразу регистрироваться (хотя тут все зависит от настройки фискалами ПО СЭА).
Признак № 2
Объем поставки, указанный плательщиком в НН/РК (кроме РК, представленных для регистрации в ином месяце, нежели месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом представленной для регистрации НН/РК, составляет менее 500 тыс. грн (1) при условии, что объем поставок товаров/услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с одним получателем — плательщиком налога, не превышает 50 тыс. грн (2), сумма НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг), уплаченная в предыдущем месяце, составляет более 20 тыс. грн (3), и руководитель — должностное лицо такого плательщика является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) плательщиков (4).
Этот признак объединяет в себе одновременное (!) выполнение сразу четырех условий:
(1) Месячный объем поставок — менее 500 тыс. грн (буквально объем ровно 500 тыс. грн — уже перебор). При определении объема поставки:
— не учитывается сумма НДС;
— в расчете объема принимают участие операции, облагаемые по ставкам 20 %, 7 %, 0 % и освобожденные от НДС. Ведь объемы поставок считаются нарастающим итогом по данным (!) всех зарегистрированных в текущем месяце НН/РК* на дату подачи конкретной НН/РК. То есть необъектные операции не учитываются (НН/РК на них не составляются);
* Причем, если ПО СЭА настроено с ориентиром на Порядок № 1165, то в расчете НН участвуют все — независимо от месяца выписки, а РК — только те, которые составлены в текущем месяце.
— поскольку объем поставок считается нарастающим с начала месяца, в котором НН/РК подаются на регистрацию, то (когда вы соответствуете трем остальным показателям этого признака), если вы с начала месяца уже зарегистрировали НН/РК на 500 тыс. грн, то следующие НН/РК, подаваемые на регистрацию в этом месяце, попадут под мониторинг.
Поэтому, если у вас есть остальные показатели для попадания под этот признак, то особо сомнительные НН/РК лучше подавать на регистрацию в начале месяца, чтоб успеть «вписать» их в эти 500 тысяч. Ну и —
поскольку в расчете объема участвуют и нулевые, и льготные операции, то НН/РК по ним лучше подавать на регистрацию в последнюю очередь
(2) Объем поставок в текущем месяце с одним получателем не превышает 50 тыс. грн. (То есть ровно 50 тысяч еще должны вписываться!) Как только объем поставок (без НДС) какому-то получателю в текущем месяце превысит эту сумму, на этот признак не рассчитывайте!
(3) НДС (кроме ввозного) за прошлый месяц должно быть уплачено более 20 тыс. грн! По нашему мнению, эта новая формулировка — «сумма НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг)» — не должна пониматься узко (что речь — только об НДС с произведенного в Украине). Похоже, авторы имели здесь в виду сумму НДС, уплаченную по коду бюджетной классификации 14060100 «Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг)». А на него поступает и НДС с продажи импортных товаров/услуг, то есть уплаченный по декларациям, УР и НУР (по итогам проверок), кроме ввозного (по ТД).
20 тыс. грн — сумма немалая, потому всякая мелочь из-под этого признака выпадет, а крупным 500-тысячное ограничение с другой стороны крылья подрежет. Так что толку от этого признака не много.
(4) Руководитель плательщика руководит не более чем тремя плательщиками. Причем тут в расчет пойдут все неликвидированные юрлица, и независимо от того, отчитываются они в контролирующие органы (сдают отчеты с объемами или «нулевые») или вообще никакую отчетность не предоставляют.
Признак № 3
Одновременно выполняются следующие условия:
— общая сумма НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг), уплаченная за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена НН/РК плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано НН/РК на регистрацию в Реестре, составляет более 1 млн грн; (1)
— значение показателя D составляет более 0,05. (2)
D рассчитывается по формуле: D = S / T, где
S — общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена НН/РК, сумм ЕСВ и налогов и сборов, контролируемых ГНС;
T — общая сумма поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины, облагаемых по ставкам 0, 20 и 7 процентов, указанных плательщиком в НН/РК, зарегистрированных в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена НН/РК;
— значение показателя P меньше, чем значение, рассчитанное по формуле: P = Pм х 1,4 (3), где
P — сумма НДС, указанная плательщиком в НН/РК, зарегистрированных в Реестре в отчетном (налоговом) периоде, с учетом представленной на регистрацию в Реестре НН/РК;
Pм — самая крупная месячная сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена НН/РК.
Значения показателей D и P отражаются в электронном кабинете плательщика.
Этот «трехглавый» признак теперь будет вообще мало кому доступен, ведь нужно одновременно:
(1) За предыдущие 12 месяцев уплатить в бюджет НДС (без ввозного!) больше миллиона (раньше было — более 400 тыс. грн), то есть среднемесячно — примерно по 84 тыс. грн!
Речь идет о том же «НДС, уплаченном с произведенных в Украине…», что и в предыдущем признаке, то есть — на тот же счет по коду бюджетной классификации 14060100 (см. выше). Количество «кандидатов» попасть под признак № 3 после поднятия этой планки в 2,5 раза сильно уменьшится… ☹
(2) Чтобы налоговая нагрузка за этот период превысила 5 % (D > 0,05).
Таким образом, показатель D говорит о минимальном значении налоговой нагрузки. То есть общая сумма налогов/сборов/ЕСВ за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу составления НН/РК, должна быть не меньше 5 % от облагаемого НДС (по ставкам 20 и 7 %) оборота за тот же 12-месячный период, согласно НН/РК, зарегистрированным в ЕРНН.
Заметим, что в Порядке № 1165 здесь уже нет оговорки, что S не включает суммы ввозного НДС. Но поскольку сумму S формируют только те налоги/сборы, которые контролирует ГНС, то ввозной по-прежнему в нее не включается. Ведь ГНС не контролирует уплату таможенных платежей.
Заметьте, что в знаменателе (Т) берутся в том числе и объемы операций, облагаемых по ставке 0 %, зато не учитываются льготируемые НДС объемы.
(3) Чтобы сумма НДС в уже зарегистрированных в отчетном месяце НН/РК плюс сумма НДС в представленной для регистрации НН/РК (которые составят показатель P) не превысили в 1,4 раза самую крупную сумму НДС согласно зарегистрированным НН/РК за один из 12 предыдущих календарных месяцев (Рм).
То есть, когда при подаче НН/РК общая сумма НДС (с учетом этой НН/РК) превысит самую большую сумму по зарегистрированным НН/РК в каком-то из 12-ти предыдущих месяцев, подаваемая НН/РК попадет под мониторинг, даже если первые два налогово-нагрузочные показателя будут выдержаны.
Кстати, по старому Порядку № 117 фискалы должны были пересчитывать (и обновлять в электронном кабинете) эти показатели до 10 числа ежемесячно. Но, как видим, в Порядке № 1165 это конкретное число уже исчезло и теперь плательщик может порой пребывать в неведении по поводу этих его показателей…
Признак № 4
В НН/РК отражена операция с товаром по коду согласно УКТ ВЭД и/или услугой по коду согласно ГКПУ, которые указаны в Таблице данных плательщика налога (далее — Таблица), учтенной контролирующим органом.
Это — новый признак. Однако, напомним, что принятая фискалами Таблица и раньше спасала от критериев рисковости операций и блокировок НН/РК, в которых фигурировали именно те товары/услуги, коды которых были указаны в Таблице. Однако, при действии Порядка № 117, когда плательщика фискалы включали в число рисковых, Таблица не помогала.
Теперь ПО фискалов должно реагировать на коды товаров/услуг из Таблицы еще до мониторинга поданной НН/РК.
И если коды товаров/услуг из НН/РК есть в Таблице, то такие НН/РК должны сразу зарегистрировать, невзирая ни на какие критерии (даже если плательщик рисковый)
Но это все — теория, а на практике попробуйте пропихнуть Таблицу через фискалов!..
Кроме того, не исключаем, что фискалы теперь будут действовать с другой стороны — при включении плательщика в рисковые автоматом отменять действие Таблицы. И хотя Порядок № 1165 для этого прямых оснований не дает, но настораживает то, что в форме Рішення про неврахування таблиці даних платника податку на додану вартість (прил. 7 к Порядку № 1165), все так же указано, что основанием для отмены ранее учтенной Таблицы могут быть и «наличие в контролирующих органах налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении плательщиком налога рисковых операций», и «прочее».
В случае отмены Таблицы по этим основаниям можно обжаловать такие незаконные действия фискалов в суде (см., например, решение Окружного админсуда г. Киева от 11.07.2019 г. по делу № 826/17989/17).
Кстати, старые принятые Таблицы должны остаться действующими и при новом порядке блокировки (п. 21 Порядка № 1165)*!
* Правда, в этом пункте смущают слова: «до принятия контролирующим органом решения о неучете таблицы…». Так что старые Таблицы — тоже «не вечны»… ☹
Подробнее о заполнении обновленной формы Таблицы, порядке ее принятия и обжалования читайте на с. 18.