Темы статей
Выбрать темы

Критерии рисковости плательщика

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Попасть в рисковые плательщики — врагу не пожелаешь. Последствия очевидны: НН/РК перестают регистрировать, и это весьма негативно сказывается на хоздеятельности рискового плательщика. Поэтому эти критерии плательщикам знать нужно, ну и неплохо бы как-то стараться избегать такой участи…

Новые Критерии рисковости плательщика НДС теперь утверждены не фискалами, а КМУ. Тем не менее, перемен мало — основные критерии остались все старые.

Убрали критерий об обвинительном приговоре по ст. 205 УКУ, которой уже нет в УК. А также упразднили еще два критерия: о том, что директор/бухгалтер зарегистрированы на оккупированных территориях Донецкой/Луганской областей и — когда плательщик/его должностное лицо и/или его учредитель был должностным лицом и/или учредителем ликвидированного субъекта-банкрота в течение последних трех лет. К счастью, неприятный критерий нового (до 3-месячного) плательщика НДС не вернули…

Критерии (теперь их 8) приведены в приложении 1 к Порядку № 1165. Перечислять оставшиеся новые-старые критерии мы не будем, отметим лишь некоторые процедурные изменения по сравнению со старыми.

Новое процедурное

Заметим, что механизм включения фискалами плательщика в рисковые стал строже, чем раньше.

Теперь решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости всегда должно приниматься комиссией регионального уровня, и при соответствии хотя бы одному из 8 критериев плательщик признается рисковым (абз. 2 и 3 п. 6 Порядка № 1165). В какой-то мере крупных плательщиков обрадует тот факт, что теперь статус рискового плательщика не предполагает сложную двухуровневую модель разблокировки НН (как это было раньше для «сверх-30-миллионников», когда решение принималось сначала региональной комиссией, а потом направлялось в центральную, и та уже могла вынести другое решение).

О включении региональной комиссией плательщика в рисковые/исключении из них фискалы теперь должны извещать (тоже через электронный кабинет) по специальной форме Рішення про відповідність/невідповідність платника податку на додану вартість критеріям ризиковості платника податку (прил. 4 к Порядку № 1165) в день принятия решения: с указанием там конкретного критерия. А если рисковость — по критерию 8, то с указанием, какая именно налоговая информация побудила фискалов запихнуть плательщика в рисковые! Поэтому если при «присвоении» критерия 8 в этом реквизите формы пусто, стоит прочерк или написано просто «податкова информація», формально — это процедурное нарушение, которое можно и нужно использовать как аргумент при обжаловании.

Как вы уже поняли, критерий о наличии информации у налоговиков о рисковости операции никуда не исчез. То есть руки у них все так же развязаны. Однако теперь для рисковых плательщиков прописана возможность подать соответствующие документы электронном виде), чтобы опровергнуть свою рисковость.

Перечень таких документов приведен в п. 6 Порядка № 1165, он не исчерпывающий и содержит в себе: договоры (в том числе ВЭД-контракты) с приложениями; договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлено полномочие лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции; первичные документы по поставке/приобретению товаров/услуг, хранению, транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров/услуг, накладные, расчетные документы и/или банковские выписки, документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия); другие документы, подтверждающие несоответствие налогоплательщика критериям рисковости налогоплательщика. Уже есть электронная форма «Повідомлення» о подаче фискалам такой информации и копий документов (J/F1314901).

Опытный плательщик, конечно, понимает, что даже если он представит все необходимые документы, «обеляющие» его хозоперации и собственно его, то это не даcт стопроцентной гарантии, что фискалы вот так сразу исключат его из рисковых…☹

Комиссия регионального уровня (потому что это сугубо ее компетенция) должна по этим документам вынести решение в течение 7 рабочих дней после получения.

В случае просрочки с решением рисковость с плательщика должна сняться автоматически

Но это тоже не гарантирует от нового (в скором времени) включения его в рисковые. Если же комиссия примет отрицательное решение, подавайте пакет документов снова (Порядок № 1165 этого не запрещает), дополнив (усилив) первый комплект еще какими-то документами, и так — до победного…

Остался также вариант исключения из числа рисковых по инициативе самих налоговиков — если они самостоятельно выявят обстоятельства и/или получат информацию о несоответствии плательщика таким критериям. Но на такие подачки от них рассчитывать сложно…

Обжалование

Если все равно не исключат (под любым предлогом), остается только обжаловать действия фискалов админ- или судебным способом. Оба этих варианта обжалования, хотя в тексте Порядка № 1165 четко и не прописаны, зато упомянуты в самой форме Решения (прил. 4).

Что касается админобжалования, тут заметим, что комиссия центрального уровня не уполномочена Порядком № 1165 рассматривать жалобы на решения региональных комиссий о рисковости конкретного плательщика. А значит, это решение должно обжаловаться в общем порядке (согласно ст. 56 НКУ). То есть плательщик должен подавать такую жалобу по стандартной электронной форме и — не комиссии центрального уровня — а на имя руководителя ГНСУ. Но чтобы админобжалование принесло результаты, подойдите к этому ответственно и задействуйте максимальное количество рычагов. (Некоторые юристы советуют параллельно «бомбить» бизнес-омбудсмена, Госрегуляторную службу, Минфин и даже СМИ.)

Кроме того, теперь четко прописан также вариант исключения из рисковых по решению суда*. Но судебное обжалование — процедура небыстрая, да к тому же и с ним нет стопроцентной гарантии успеха**. Кроме того, как показывает предыдущая практика, фискалы, получив решение суда, вскоре включали плательщика в рисковые вновь (на основании «новой информации»)…

* Раньше фискалы отказывались выводить плательщиков из рисковых по решению суда еще и под тем предлогом, что не было предусмотрено процедуры. Теперь такое уже у них не пройдет…

** См. постановление ВС от 20.11.2019 г. № К/9901/18097/19 по делу №480/4006/18 (www.reyestr.court.gov.ua/Review/85803824).

Будьте осторожны!

Уже немного изучив уловки фискалов, пытающихся кого ни попадя (и особенно — неугодных) запихнуть в рисковые плательщики, старайтесь особо не подставляться/не давать им поводов запихнуть вас в рисковые. Здесь желательно, чтобы ваша деятельность (в поле их обозрения) всегда соответствовала вашей материально-технической базе (для этого в том числе не забывайте своевременно направлять сообщения о тех или иных своих объектах по форме № 20-ОПП). Кроме того, они обычно цепляются за то, что плательщик отсутствует по своему месторасположению (месту регистрации), а также к тому, что он своевременно не реагирует на запросы фискалов.

Ну и в случае попадания в рисковые — сразу же засыпайте их кучей оправдательных документов, четко подтверждающих реальность вашей хоздеятельности и конкретных операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше