Нечеткие причины приостановки в квитанции, приостановка НН/РК, которая попадает под отсекающие критерии,* и т. д. Все это говорит о нарушениях прав плательщиков.
* Подробнее о них читайте «Антиблокировочные признаки по-новому» этого номера.
Моделей поведения несколько:
1) пройти обычную процедуру разблокировки (см. «Подаем разблокировочные документы» этого номера));
2) обжаловать действия налоговиков по приостановке регистрации НН/РК.
Первый пункт особых вопросов вызывать не должен.
А что с пунктом 2? Строго говоря, в ситуации с незаконной приостановкой НН/РК по пути обжалования идут нечасто. Обычно выбирают проверенный путь из пункта 1. Далее вы поймете почему.
Отдельная процедура обжалования для случаев незаконной приостановки НН/РК не предусмотрена. И не удивительно. Все рассчитано на идеальную работу СМКОР. А аналогом процедуры обжалования решений комиссий должна служить подача разблокировочных документов. Но общие положения никто не отменял. Поэтому возьмем их на вооружение.
Напомним: согласно п. 56.1 НКУ решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
Право обжаловать решения, действия или бездеятельность в суде устанавливает и ч. 1 ст. 5 КАСУ.
Административный порядок. Обжалование в вышестоящем органе (п. 56.2 НКУ). Речь идет о жалобе, которую вы подаете в письменном виде в течение 10 рабочих дней со дня получения решения.
Здесь есть одно «но». В этой ситуации нет вышестоящего органа.
Судите сами. Приостановкой региональная комиссия не занимается. В ее компетенции — рассмотрение разблокировочных документов. По сути, решение «принимается» СЭА НДС, которая формирует квитанции в автоматическом режиме. Поскольку администратор СЭА НДС — ГНСУ, то ответственность за такие «решения» должна возлагаться именно на нее. Но выше ГНСУ у нас никого нет. Значит, формально подать жалобу в общем порядке некому. Нам мог бы помочь п. 56.23 НКУ, но он касается только решений об отказе в регистрации НН/РК.
Отсюда вывод: высок риск отказа в удовлетворении жалобы по формальным причинам. Хотя такой отказ можно использовать для обращения в Совет бизнес-омбудсмена**.
** См. по ссылке: boi.org.ua/complainttop/
Судебный порядок. Свои рекомендации мы построили на основании постановления ВС от 11.06.2019 г. № 819/969/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/82383837). По материалам дела плательщик, обращаясь в суд сразу после получения квитанции о приостановке, обосновывал незаконность приостановки отсутствием ее порядка. Этот аргумент, прямо скажем, слабый. Особенно в нынешних реалиях.
Для нас ценность представляет вывод Верховного Суда: даже то, что у налоговиков есть полномочия по приостановке НН/РК, еще не означает, что их действия автоматически законны. Суду нужно оценивать другие фактические обстоятельства.
Поэтому в иске можно ссылаться на ч. 2 ст. 19 Конституции Украины (налоговики должны действовать способом, предусмотренным в Конституции и законах Украины), п. 201.6 НКУ (регистрация НН/РК может приостанавливаться на основаниях, установленных КМУ) и конкретный отсекающий критерий, под который попадают ваши НН/РК (см. «Антиблокировочные признаки по-новому» этого номера).
Только учтите: требуя регистрации незаконно приостановленной НН/РК, в суде, скорее всего, вы вынуждены будете дополнительно доказывать реальность операции. И без этого требования никак нельзя. Таким образом, придется предъявлять пакет документов, который вы бы предъявили для разблокировки НН/РК.