вывод документа
Использование неприбыльной организацией доходов на финансирование деятельности, не определенной учредительными документами и не являющейся финансированием расходов деятельности, является нарушением требований п. 133.4 НКУ
У налоговиков спросили: может ли неприбыльная организация (НПО) (общественная организация) приобретать облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ)? Не приведет ли это к утрате НПО-статуса?
Хотя фискалы ушли от прямого ответа на вопрос, однако в их невнятном выводе, скорее, читается запрет для НПО этих операций. То есть, по мнению налоговиков, приобретение ОВГЗ влечет потерю неприбыльного статуса и исключение организации из Реестра НПО (ну и тогда, стало быть, светит налог на прибыль с нецелевых использований ☹).
Заметим, что помещать деньги, например, на депозит неприбыльщикам контролеры разрешают. И не усматривают в том ничего противозаконного. Главное — чтобы депозитные проценты правильно использовались: на уставные цели НПО (письма ГФСУ от 30.05.2019 г. № 2465/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 11.04.2019 г. № 1565/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 07.02.2019 г. № 432/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Недаром же в Отчете НПО даже выделена отдельная строка 1.9 «пасивні доходи»!
Но вот почему-то о такой возможности использования облигационных процентов налоговики не упоминают и вообще в ИНК о них молчат. Хотя подход по логике должен быть аналогичным. Ведь облигации, по сути, как и депозит, являются всего лишь инструментом сбережения-накопления средств и служат для сохранения их ликвидности.
Правда, в отличие от депозита, здесь все же вырисовывается ценнобумажная покупка, в которой контролеры, видно, и усмотрели нецелевое расходование средств. Хотя, казалось бы, к покупке государственных ценных бумаг (таких модных сейчас, да еще и с анонсируемой 100 % гарантией возврата средств) фискалы, в общем-то, должны были отнестись спокойно. Раз даже депозиты любых банков (государственных/коммерческих) их не настораживают.
Что примечательно, одобряя депозиты у НПО и, в частности, у общественных организаций, налоговики как раз отталкивались от норм профильного Закона Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 г. № 4572-VI о том, что:
— общественная организация для выполнения своих уставных целей вправе владеть, пользоваться и распоряжаться средствами и другим полученным или приобретенным имуществом (ч. 1 ст. 24), при этом
— источники поступлений и порядок использования средств общественной организации определяются в ее уставных документах (п. 8 ч. 1 ст. 11; письмо ГФСУ от 26.09.2018 г. № 4165/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).
Тогда как в ИНК по облигациям нормы этого Закона контролеры приводят выборочно, об уставных документах почему-то вообще не упоминают и в заключении приходят совсем к иному выводу.
И что, если возможность сбережения средств путем покупки облигаций зафиксировать в уставных документах НПО? Смогут ли тогда цепляться контролеры?
При этих обстоятельствах тем, кто уже откликнулся на нашумевшее предложение от государства и стал счастливым обладателем ОВГЗ, нужно стоять на том, что операция (аналогично депозиту) не должна приводить к вылету с неприбыльных.
Если же только подумываете об ОВГЗ, то без получения разрешающей ИНК в свой адрес от их приобретения пока что лучше воздержаться. Куда спокойнее неприбыльщику вложить временно свободные денежные средства в депозит.