Темы статей
Выбрать темы

Первичка и реальность хозопераций

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Любая хозяйственная операция должна быть документально подкреплена. Это аксиома. Но всегда ли надлежаще оформленный первичный документ будет свидетельствовать о реальности хозоперации? А если в первичку закрались незначительные огрехи? Когда можно воспользоваться самоактом? Об этих и других первичных проблемах наш разговор.

Какая первичка правильная?

Каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована в первичном документе. В противном случае отражать хозоперацию на счетах бухгалтерского учета неправомерно.

Какие документы считать первичными? Этот момент растолковывает ст. 1 Закона о бухучете и детализирует п. 2.1 Положения № 88. Так, первичными являются документы, созданные в письменной или электронной форме, которые содержат сведения о хозоперациях.

Первичные документы являются основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.2 Положения № 88). То есть ими подтверждают действия или события, которые вызывают изменения в структуре активов, обязательств и собственном капитале предприятия. А чтобы обладать доказательным статусом, первичные документы должны содержать все обязательные реквизиты из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88.

На данных бухучета базируются финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель (ч. 2 ст. 3 Закона о бухучете). Так что первичка в подавляющем большинстве случаев будет основой не только финансовой, но и налоговой отчетности.

В свою очередь, п. 44.1 НКУ требует вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, в том числе на основании первичных документов. А вот формировать показатели налоговой отчетности и таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных первичкой, п. 44.1 НКУ запрещает. Более того, на сегодняшний день для исчисления объекта обложения налогом на прибыль используют данные бухучета и финотчетности о доходах, расходах и финрезультате до налогообложения (п. 44.2 НКУ). Поэтому для определения налогооблагаемой прибыли также нужны первичные документы, оформленные в соответствии со ст. 9 Закона о бухучете. Но!

Документ будет иметь силу первичного лишь в случае, если была фактически осуществлена хозоперация

Это следует из письма ВАСУ от 02.06.2011 г. № 742/11/13-11. То есть даже при наличии всех формальных реквизитов документ нельзя считать первичным, если на самом деле хозоперации не было (см. определение ВАСУ от 18.08.2015 г. № К/800/19833/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/ 48888425, постановления ВС от 22.11.2016 г. по делу № 826/11397/14 // reyestr.court.gov.ua/Review/ 63283712 и от 19.02.2019 г. № К/9901/8282/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/79997645). Соответственно, для подтверждения данных налогового учета принимают во внимание лишь ту первичку, которая составлена при фактическом осуществлении хозоперации.

Вопросы по первичке

А теперь рассмотрим наиболее популярные вопросы, связанные с оформлением первички.

Незначительные недостатки. По требованиям ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозоперации, не могут быть основанием для ее непризнания. Но при этом должны соблюдаться такие условия (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.4 Положения № 88):

— недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции;

— документ содержит сведения о дате его составления, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозоперации и т. п.

Казалось бы, Закон о бухучете содержит инструмент для борьбы с попытками налоговиков ставить под сомнение реальность хозопераций из-за якобы неверно оформленных первичных документов. Но на деле все не так гладко. Несмотря на наличие хороших консультаций налоговиков (см. БЗ 102.18), судебные тяжбы все равно идут. Ведь какие недостатки первички считать несущественными, нигде не расшифровывается.

К счастью, судебная практика формируется в пользу плательщиков. Так, само по себе наличие или отсутствие отдельных документов, а также ошибки или недостатки в их оформлении

не могут быть основаниями для выводов о нереальности конкретной хозоперации

Это следует из постановления ВС от 13.02.2018 г. № К/9901/1714/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/72288950). Незначительные недостатки в заполнении первичного документа носят оценочный характер и не являются основанием для вывода о лишении юридической силы и доказательности такого документа (см. определение ВАСУ от 18.05.2017 г. № К/800/25002/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/66648868). Главным условием документального подтверждения операции является возможность на основании имеющихся документов сделать вывод о том, что расходы фактически понесены (см. постановление ВС от 04.04.2018 г. № К/9901/2749/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/73195233). А критерием наличия хозоперации является фактическое движение активов или изменения в собственном капитале и обязательствах плательщика в связи с его хоздеятельностью (см. определение ВАСУ от 12.09.2017 г. № К/800/26388/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/69277397).

Выходит, ошибки в первичке, собственно, как и отсутствие некоторых реквизитов, еще не означают, что хозоперация нереальна. Скажем, если допустили ошибку в названии предприятия или вовсе его не указали, но при этом другие сведения (идентификационный номер, банковские реквизиты, адрес и т. п.) позволяют его идентифицировать, то такой недостаток в документе можно считать несущественным. То есть если из документа ясно, что за операция осуществлена, когда, между кем и кто за нее ответственный, то документ можно считать надлежащим.

Детализация хозоперации. Степень детализации описания хозоперации в первичном документе определяют лица, ответственные за ее проведение и правильность оформления. При этом она должна обеспечить (см. письмо Минфина от 06.12.2013 г. № 31-08410-07-27/35654):

— раскрытие содержания хозоперации и

— идентификацию связанных с ней активов, обязательств, доходов или расходов.

Однако недостаточная детализация может привести к непризнанию контролерами документа в качестве первичного. Благо, суды встают на сторону плательщиков и отмечают, что в первичных документах не обязательно максимально детализировать операцию. Главное, чтобы ее можно было идентифицировать (см. определение ВАСУ от 12.06.2016 г. № К/800/13578/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/59137755).

Язык первички. Все первичные документы п. 1.3 Положения № 88 требует составлять на украинском языке. При этом наряду с украинским может использоваться и другой язык в порядке, предусмотренном Законом о языках.

Документы, которые являются основанием для записей в бухучете и составлены на иностранном языке, должны иметь упорядоченный аутентичный перевод (см. БЗ 102.18). При этом аутентичный перевод должен быть осуществлен именно на украинский язык (см. письмо Минфина от 24.10.2011 г. № 31-08410-07-29/26066). Перевод первички можно сделать не только сторонними, но даже своими силами (см. письмо ГНАУ от 05.05.2011 г. № 8434/6/15-0315). Правда, налоговики настаивают на удостоверении нотариусом подписи переводчика на переводе официальных документов (см. БЗ 102.16).

В принципе, с переводом можно заранее не суетиться и подождать до тех пор, пока первичка не понадобится контролерам. Ведь, в частности, п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ обязует работодателей переводить подтверждающие документы лишь по запросу контролирующего органа.

В сфере ВЭД, как правило, акт об оказании услуг (как и соответствующий договор) оформляют на двух языках — украинском и языке страны нерезидента (или английском). При этом акты выполненных работ (оказанных услуг), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на украинский язык (см. БЗ 112.02). А вот в налоговой накладной фискалы разрешают указывать без перевода на украинский язык торговые марки и наименования товара, если их невозможно перевести, а также с целью сохранения идентификации товара (см. БЗ 101.16).

Понятно, что нарушение языкового режима само по себе не может служить основанием для признания первички недействительной.

Директор в отпуске подписал первичку. Подпись — один из ключевых реквизитов первички. По нормам п. 2.5 Положения № 88 первичный документ должен быть подписан лично лицом, принимающим участие в хозоперации. Причем такое лицо должно иметь на это право.

По мнению налоговиков, первичные документы, подписанные работником, который находится в отпуске или на больничном, являются недействительными (см. «Вісник. Офіційно про податки», 2019, № 12, с. 35). Суд же пришел к выводу, что сами по себе такие обстоятельства не могут свидетельствовать о дефектности первичного бухгалтерского документа, подписанного отпускником, и опровергать заверенные им операции (см. постановление Шестого апелляционного админсуда от 19.11.2018 г. по делу № 810/3765/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/78126922). Подробнее см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 12, с. 22.

Если нет ТТН. ТТН — это документ, подтверждающий передачу товара перевозчику и транспортные расходы. ТТН не подтверждает обстоятельства приобретения и продажи ТМЦ. Поэтому при наличии другой первички отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии реальных хозяйственных операций (см. постановления ВС от 23.04.2019 г. по делу № 820/10480/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/81366397, от 26.06.2019 г. по делу № 814/4633/13-а // reyestr.court.gov.ua/Review/82758717). Подробнее о ТТН читайте в «Налоги & бухучет», 2019, № 102, с. 13.

Внутренний самоакт

Как быть, если контрагентская первичка отсутствует? Тогда оформляют внутренний первичный документ — акт. Поступление запасов без товаросопроводительных документов оформляют актом о приемке материалов типовой формы № М-7 (п. 3.8 Методрекомендаций № 2).

Но! Для того чтобы задокументировать хозоперацию своей первичкой, п. 2.6 Положения № 88 выдвигает ряд условий:

1) такая возможность должна быть предусмотрена правилами документооборота;

2) контрагентская первичка отсутствует на момент завершения составления учетных регистров за отчетный период;

3) самоакт должен быть составлен должностным лицом, ответственным за прием-отпуск ТМЦ, работ и услуг;

4) хозоперацию по внутреннему акту оценивают согласно правилам бухучета.

В общем,

для отражения расходов двусторонний первичный документ вовсе не обязателен

А значит, у плательщика есть удобный инструмент, с помощью которого можно достаточно беспроблемно выйти из совсем безнадежной ситуации (когда первичный документ от контрагента действительно негодный). Ведь вовремя составленный и надлежащим образом оформленный самоакт поможет сохранить расходы, налоговый кредит по НДС и отбиться от штрафов. Главное, чтобы самоакт содержал все обязательные реквизиты из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Да и налоговики, судя по всему, не возражают против отражения расходов на основании самоакта. Так, в письме ГФСУ от 05.11.2018 г. № 4701/6/99-99-15-03-02-15/ІПК фискалы полностью признают компетенцию Минфина в этом вопросе. А бухрегулятор считает, что расходы нужно отражать независимо от факта получения первички, и призывает составлять в таких случаях самоакт. Поэтому отказываться от составления самоактов в подтверждение реальности операций не стоит. О самоактах см. в «Налоги & бухучет», 2018, № 57, с. 23 и 2017, № 43, с. 6.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше