Темы статей
Выбрать темы

«Нехороший приходник» — нет отчета о потраченных средствах?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Значение ПКО для плательщика. По общему правилу к авансовому отчету должны быть приложены оригиналы документов, которые подтверждают суммы понесенных подотчетным лицом расходов: чек РРО, расчетная квитанция, квитанция к приходному кассовому ордеру (ПКО), товарный чек, расходная накладная поставщика и т. п.

Что грозит предприятию, если фискалы забракуют приходник как подтверждающий документ?

Во-первых, если работник получил аванс под отчет, то могут заявить, что он не возвращен в срок, и доначислить НДФЛ/ВС.

Во-вторых, могут не признать расходы и налоговый кредит по НДС, отраженный на основании чека.

В-третьих, раньше до 23.06.2019 г. плательщиков еще и прессовали по Указу № 436 за нарушение кассовой дисциплины*. Так, за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к ПКО и т. д.), подтверждающего уплату, к субъекту хозяйствования применяли штраф в размере уплаченных средств (абзац 6 ст. 1 Указа № 436, подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 41, с. 102).

* На сегодняшний день «кассовых» штрафов можно не бояться, ведь Указ № 436 уже отменен.

ФЛП и ПКО несовместимы? Среди налоговиков бытует такое мнение: ПКО может выписывать только предприятие, а ФЛП такого права не имеет. Как следствие, контролеры признают отсутствие подтверждающих документов и суды их поддерживают. Взять, к примеру, решение ВАСУ от 15.12.2011 г. № К-24471/08, постановление Верховного Суда от 20.05.2020 г. № 816/1643/15. Но, как видим, это было достаточно давно. Все течет, все меняется. И сейчас мы можем порадовать позитивной судебной практикой по неприменению штрафов по Указу № 436 (см. постановление Седьмого апелляционного административного суда от 25.02.2020 г. № 240/6183/18).

В рассматриваемом деле налоговики действовали в фарватере своей позиции. Основанием для применения «кассовых» штрафов стали выводы об отсутствии достоверных подтверждающих документов к авансовым отчетам подотчетных лиц, поскольку к авансовому отчету работников были приложены расчетные документы — счета гостиниц и квитанции к ПКО от ФЛП. По мнению контролеров, предоставленные корешки ПКО от ФЛП не соответствуют нормам по регулированию обращения наличности, установленным Положением № 637.

И как же отреагировал суд? Он поддержал плательщика! Суд сделал акцент на первичных документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции и подтверждают ее осуществление. Основанием для бухучета хозопераций являются именно первичные документы. Если у контролеров нет замечаний к соответствию авансовых отчетов, счетов гостиниц и квитанций к ПКО требованиям ст. 9 Закона о бухучете,

то указанные документы являются надлежащими доказательствами уплаты наличных средств в пользу ФЛП

Резюме. В целом можно сделать следующий вывод: квитанция к ПКО от ФЛП — это наиболее подходящий бланк первичного документа, свидетельствующий о принятии наличных средств. Причем независимо от того, что в «кассовом» положении об этом ничего прямо не сказано, но ведь прямо в нем нет и запрета.

Однако, учитывая сложившееся негативное отношение фискалов к кассовым ордерам (109.15 БЗ), все-таки лучше получать от ФЛПшников кассовые (товарные) чеки или расчетные квитанции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше