Вывод документа
Поставка услуг по популяризации торговых марок и/или наименования общества является НДС-объектной операцией. Поставщик таких услуг обязан начислить налоговые обязательства (НО), а получатель вправе отразить налоговый кредит (НК)
Облагают ли НДС поставку услуг по популяризации торговых марок и/или наименования общества? Такой вопрос задали налоговикам. При этом уточнили, что общество заключает договоры на приобретение услуг по размещению спонсорских материалов — телевизионных роликов и заставок, информации о факте спонсорства на радио. Также общество финансово поддерживает мероприятия — концерты, фестивали и т. п. А организаторы таких мероприятий предоставляют обществу услуги по популяризации торговых марок.
Такие правоотношения имеют смешанную природу. Они сочетают одновременно как признаки операции по предоставлению финансовой поддержки мероприятий исходя из определения термина «спонсорство», так и признаки операций по получению услуг. Ведь за предоставленные средства общество получает услуги по размещению торговых знаков и/или своего наименования на материалах и ресурсах организаторов мероприятий в сроки и на условиях, которые подробно определены договорами.
Фискалы для определения порядка налогообложения осуществляемых плательщиком операций отослали к бухучетному принципу превалирования сущности над формой. По нему операции учитывают в соответствии с их сущностью, а не только исходя из их юридической формы (ст. 4 Закона о бухучете*). А также подчеркнули, что в налоговых целях принимают во внимание экономические последствия, созданные хозоперациями, а не особенности их оформления.
* Закон Украины «О бухучете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
С оглядкой на это, фактически обществу поставляются услуги по популяризации торговых марок и/или наименования общества. Такая поставка в понимании п.п. 14.1.185 и п. 185.1 НКУ является операцией по поставке услуг, которая подпадает под объект обложения НДС. Безусловно, если местом поставки таких услуг в соответствии со ст. 186 НКУ (а не по договору!) определена таможенная территория Украины.
Поставщик услуг по популяризации торговых марок обязан начислить НО по НДС и составить налоговую накладную (НН) в адрес общества. В свою очередь, общество на основании зарегистрированной НН включает суммы НДС в состав НК.
Даже если бы общество заключило спонсорский договор на популяризацию (демонстрацию) его торговой марки/товара в телепрограмме, сериале, кинофильме, отвертеться от НДС вряд ли бы получилось. Поскольку здесь срабатывает прямая норма п.п. «д» п.п. 14.1.185 НКУ.
А вот другие способы популяризации торговой марки/товара (или случай, когда наименование спонсора не является торговой маркой) в рамках спонсорского договора никаких НДС-последствий за собой не влекут. То есть НДС не облагаются.
Подробнее об учетных тонкостях спонсорства читайте в «Налоги & бухучет», 2017, № 51, с. 21.
В комментируемом же письме налоговики освещают случай, когда общество сразу заключает договоры о предоставлении услуг по популяризации торговых марок и/или его наименования. При таких обстоятельствах у поставщика появляется объект НДС-обложения. А вот у получателя возникнет законное право на НК по НДС.