Спонсорство: что стоит знать?

В избранном В избранное
Печать
Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2017/№ 51
Подыскиваете спонсора или, быть может, сами желаете им стать? Тогда наверняка вас заинтересует, как спонсорская помощь отражается в учете. Тем более, что здесь есть о чем задуматься. Поэтому давайте поглядим на спонсорство с учетной стороны.
азбука учета

Нередко спонсорство отождествляют с благотворительностью или рекламными услугами. Но это все-таки не так — в чем разница расскажем по пути. К тому же сложностей прибавляет еще то, что ни в ХКУ, ни в ГКУ прямых норм в отношении спонсорства не найти. Впрочем, известно, что хозяйствующие субъекты свободны в определении условий договора (ст. 627 ГКУ) и вправе заключать договоры, которые прямо не названы, но в то же время отвечают общим принципам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 6 ГКУ). Таковым является и спонсорский договор (договор спонсорства, договор спонсорской помощи — название может быть любым).

Ну а начнем с определения. И первым делом выясним, что понимается под спонсорством.

Кто такой спонсор и что такое спонсорство

Определение спонсорства находим в Законе Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР (далее — Закон о рекламе), и выделено оно там неспроста. Сравните два понятия — в ст. 1 этого Закона значится:

рекламаинформация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно лица или товара;

спонсорство — добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами любой деятельности с целью популяризации исключительно (!) своего имени, наименования, своего знака для товаров и услуг.

Обособление понятий не случайно. Заметьте: спонсорство (с лат. spondeo «ручаюсь», «гарантирую») — это прежде всего добровольная поддержка (помощь). Но, правда, не «по-тихому», а с тем, чтоб прозвучало спонсорское имя: наименование спонсора и его товарный знак проафишировали. Причем именно это (!) отличает спонсорство от безусловной бескорыстной благотворительности. И потому вполне резонно, что на сегодня в Законе Украине «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI упоминания о спонсорстве больше не найти (тогда как в прошлом оно там присутствовало).

Итак, у спонсора — свой личный интерес. И он готов помочь с условием, что будет оглашаться его имя/демонстрироваться товарный знак. А, например, в случае спонсирования программы/передачи о спонсоре будет упоминаться в титрах или дикторском тексте в начале программы, передачи и/или в ее конце (ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе). Впрочем, не более того! Так как по спонсорству есть и свои ограничения. Ведь в то же время в «спонсорской» ст. 5 Закона о рекламе установлено, что в теле-, радиопередачах, материалах в других средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях, которые созданы и проводятся при участии спонсоров, запрещается (!) приводить любую информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах, кроме имени или наименования спонсора и знака для товаров и услуг.

А это говорит в пользу того, что

упоминание о спонсоре нельзя считать полноценной рекламной информацией

К тому же дальше в «теле/радио-» ст. 13 Закона о рекламе прямо уточняется, что «не считаются рекламой обнародование, произнесение в программе, передаче имени, наименования спонсора, объектов права интеллектуальной собственности, которые ему принадлежат». И кстати, то, что «сведения о спонсоре не являются информацией рекламного характера», неоднократно в прошлом отмечали и сами налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 22, с. 30; недействующую БЗ 502.07.06).

В общем, при спонсорстве особенность вся в том, что спонсора лишь упоминают, но не рекламируют и никакую информацию рекламного характера о нем/его товаре не распространяют. А потому было бы неверным толковать спонсорскую финподдержку как якобы оплату (приобретение) спонсором каких-то рекламных услуг (и соответственно поставку таких услуг получателем спонсорской помощи). Тем более, что и

по спонсорскому договору никто никому рекламные услуги не оказывает

Предметом cпонсорского договора выступает добровольная безвозвратная финпомощь (денежные средства), а не заказ (оплата) рекламных услуг. Да и, по правде, спонсор их вообще не вправе заказать. Ведь спонсора не разрешает рекламировать ст. 5 Закона о рекламе. Иначе будут нарушаться «рекламное» законодательство и требования к спонсорству. И все выльется в обычный заказ рекламы (с сопутствующим «услужным» порядком обложения, о чем скажем чуть позже).

Так что на всякий случай предостережем:

«подгонять» спонсорство под рекламные услуги некорректно

Ведь даже по определению спонсорство — это финподдержка (по сути, безвозвратная финпомощь, а не приобретение услуг). Недаром же «рекламное» законодательство размежевало «спонсорство» (когда позволено упоминать имя, наименование, знак спонсора, профинансировавшего мероприятие, но кроме этого не допускается распространять любую информацию рекламного характера о нем) и обычную «рекламу». И смешивать эти два понятия нельзя.

По этой причине, скажем, даже упоминание о спонсоре на билбордах вполне отвечает формату спонсорства и для спонсора рекламными услугами опять же не является. Тем более, что заказывает и оплачивает рекламу проводимых мероприятий чаще всего организатор, и спонсор к этому вообще остается непричастен (он никакие рекламные услуги не заказывает).

И кстати, разнятся и формулировки договоров («cпонсорского» и «рекламного») — прежде всего предмет. Обычно в спонсорском договоре в отношении предмета они оказываются такими:

«Спонсор предоставляет Приобретателю добровольную помощь с целью популяризации исключительно своего наименования.

Добровольная помощь предоставляется в виде денежных средств. Размер спонсорской помощи составляет _____ грн.

Спонсор перечисляет спонсорскую помощь Приобретателю на текущий счет в банке не позднее _______ со дня заключения данного договора.

Спонсорская помощь предоставляется для финансирования спортивных состязаний (детали проводимого мероприятия).»

Как видим, ни о каких рекламных услугах здесь и речи нет. А ключевым является перечисление добровольной помощи (финансирование) денежными средствами.

И, наоборот, в «рекламном» договоре предметом окажется предоставление услуг рекламы. В таком случае имеем обычный договор о предоставлении услуг (ст. 901 ГКУ). И по нему одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором. То есть в таком случае предмет заточен под услуги.

Поэтому многое зависит от того, как составлен договор. Если он выдержан в духе «спонсорских» условий, то это спонсорство. Иначе если в нем фигурируют рекламные услуги, то это чистая реклама. Учтите для себя этот момент.

Ну а теперь о том, как спонсорство повлияет на учет у спонсора и приобретателя (получателя) спонсорской помощи.

Что в учете?

Бухгалтерский учет. Сумма перечисленных финансов для спонсорарасходы. Как правило, они оказываются для спонсора прочими расходами операционной деятельности (Дт 949) либо прочими расходами, если классифицированы как не связанные с операционной деятельностью (Дт 977).

Ну а у получателя (приобретателя) сумма спонсорской помощи «зеркально» попадет в доход (Кт 718).

Впрочем, если спонсорским договором оговорено, на какие цели будет использоваться выделенная спонсорская помощь (т. е. у финподдержки — целевой характер), она может учитываться получателем как целевое финансирование (Дт 311 — Кт 48). В таком случае доходы будут признаваться получателем постепенно (пп. 17, 18 П(С)БУ 15 «Доход») — по мере расходования целевых средств (Дт 48 — Кт 69, 718, 745). Подробнее об учете целевого финансирования см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 35, с. 32.

Налог на прибыль. С позиций налогообложения спонсорская финподдержка — это безвозвратная финпомощь (п.п. 14.1.257 НКУ).

И тут проще всего спонсорам-малодоходникам. Ведь перечисленная спонсорская помощь у спонсоров-малодоходников по бухучетным правилам останется в расходах (т. е. через расходы уменьшит бухфинрезультат — объект налогообложения). И никаких корректировок (разниц) не потребует.

А вот у спонсоров-высокодоходников возможны неприятности: финпомощь может обернуться разницами. Здесь

все зависит от того, кому оказываем спонсорскую помощь (кто получатель)

И, в частности, финрезультат придется увеличить (т. е. возникнут «увеличивающие» разницы):

— на всю сумму безвозвратной финпомощи (бесплатно переданных товаров, работ, услуг) неплательщикам налога на прибыль (кроме физлиц) и плательщикам-«нулевикам» из п. 44 подразд. 4 разд. ХХ НКУ (п.п. 140.5.10 НКУ). Такую разницу показывают в стр. 3.1.10 приложения РІ. Причем не исключаем, что контролеры запоют об этой разнице и при финпомощи в пользу единоналожников-физлиц (письмо ГФСУ от 18.04.2017 г. № 9772/7/99-99-15-02-02-17, письмо Минфина от 10.04.2017 г. № 11210-09-10/9617, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 39, с. 3);

на сумму средств (стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг), бесплатно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, превышающую 4 % налогооблагаемой прибыли за прошлый год (п.п. 140.5.9 НКУ). Такую разницу показывают в стр. 3.1.9 приложения РІ. Заметьте, что корректировку проводят на сумму превышения (т. е. «снимают» сумму сверх 4 %, если перечисленные средства превысили «лимит»; а вот если не превысили — корректировку проводить не нужно). Хотя, по правде говоря, по отношению к «неприбыльным» эта корректировка выглядит кощунственной! Ведь получается, что помощь «неприбыльным» (чаще всего и требующим финподдержки) в налоговом учете лимитируется, а вот обычным «прибыльщикам» — нет (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 88, с. 21).

В общем, как это ни печально, но

за спонсорство в пользу «неплательщиков», «нулевиков», «неприбыльных» (если сверх 4 %) придется расплатиться разницами

И только если спонсируем обычных плательщиков налога на прибыль — «прибыльщиков» (не «нулевиков»), то финрезультат, к счастью, не придется корректировать. Налоговой «увеличивающей» разницы в таком случае не предусмотрено. Поэтому вся сумма финпомощи у спонсора так и останется в расходах (письмо ГФСУ от 04.04.2017 г. № 6984/6/99-99-15-02-02-15).

Ну а у получателей финпомощи последняя (через бухдоход) поучаствует в формировании финрезультата — будет увеличивать объект налогообложения.

НДС. Спонсирование денежными средствами на НДС-учет сторон (и спонсора, и получателя) никак не повлияет. То есть НДС в таком случае начислять не нужно, поскольку операция не является поставкой — отсутствует объект налогообложения (п. 185.1 НКУ). Однако

осторожным нужно быть с популяризацией (демонстрацией) торговой марки или товара спонсора в телепрограмме, сериале, кинофильме

Так как согласно п.п. «д» п.п. 14.1.185 НКУ для целей налогообложения считается поставкой:

«д) предоставление услуг по размещению знака соответствующей торговой марки или самого товара или услуги в кинофильме, сериале или телевизионной программе, которые являются визуальными (зрители только видят продукт или знак торговой марки, продукт или торговая марка упоминается в разговоре персонажа; товар, услуга или торговая марка органично вплетаются в сюжет и являются его частью)».

Хотя, конечно, можно попытаться возразить, что речь идет здесь о предоставлении «услуг по размещению» торговой марки (что предполагает все-таки «услужный» характер отношений, а не «спонсорский»). Но все равно, думаем, отвертеться от НДС в таком случае будет сложно и вряд ли получится. А потому если «за» спонсорскую помощь планируется размещение торгового знака или товара в телепрограмме, сериале, кинофильме, то лучше сразу заключать договор о предоставлении услуг. Тогда хоть и появится объект налогообложения, зато у спонсора возникнет право на налоговый кредит по НДС.

Правда, еще раз подчеркнем, что это все касается лишь демонстрации торговой марки или товара спонсора в телепрограмме, сериале, кинофильме. Другие способы их популяризации (или случай, когда наименование спонсора не является торговой маркой) безопасны и в рамках спонсорского договора никаких НДС-последствий за собой не повлекут (т. е. НДС не облагаются).

И для наглядности — пример.

Пример. По спонсорскому договору оказана спонсорская помощь в размере 100000 грн.

В учете спонсора и получателя операции отразятся так:

Учет спонсорской помощи

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

У спонсора

1

Перечислена спонсорская помощь

377

311

100000

2

Сумма спонсорской помощи отнесена на расходы

949

377

100000

У получателя спонсорской помощи

1

Получена помощь от спонсора

311

685

100000

2

На сумму спонсорской помощи признан доход

685

718*

100000

* Если спонсорская помощь носит целевой характер, она учитывается получателем как целевое финансирование (Дт 311 — Кт 48). В таком случае доходы признаются постепенно — по мере расходования целевых средств (Дт 48 — Кт 718, 745) или амортизации ОС, приобретенных за счет целевых средств (Дт 48 — Кт 69, Дт 69— Кт 745).

А если все-таки рекламные услуги? И напоследок пару слов о том, если решили оформить отношения все-таки как рекламные услуги. Тогда у спонсора (который превращается в заказчика услуг) в учете появятся расходы на рекламу (Дт 93). А исполнитель услуг в учете отразит реализацию услуг (Дт 361 — Кт 703, Дт 703 — Кт 641/НДС). Ну и само со- бой рекламные услуги облагают НДС. Место постав- ки определяют по получателю (п.п. «б» п. 186.3 НКУ).

И вот еще что примечательно (касается спонсоров-высокодоходников). Сравните: если рекламные услуги закажем (купим), например, у неплательщика налога на прибыль или «нулевика» из п. 44 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, то не придется корректировать финрезультат на разницу! Как это делали бы по п.п. 140.5.10 НКУ, будучи спонсором.

Вот и приходится порой задуматься, что выгодно.

выводы

  • Спонсорство — это добровольная поддержка любой деятельности с условием популяризации имени, наименования, товарного знака спонсора.
  • Спонсорскую поддержку нельзя считать платой за рекламные услуги, ведь спонсора не рекламируют, а лишь упоминают его имя. Да и предмет у спонсорского договора — добровольная помощь, а не рекламные услуги.
  • Для спонсоров-высокодоходников помощь неплательщикам налога на прибыль, «нулевикам», неприбыльным организациям может обернуться разницами.
  • Услуги по размещению торговой марки или товара/услуги спонсора в телепрограмме, сериале, кинофильме облагают НДС.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить