Темы статей
Выбрать темы

Программные РРО: начало

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Еще с осени 2019 года всем субъектам хозяйствования было известно, что 2020 год будет переломным в плане применения РРО. Первой контрольной датой станет 01.08.2020 г. В этот день в том числе будут введены в пользование, наряду с обычными РРО, программные. О том, что это за «фрукт» и с чем его едят, поговорим далее.

Что такое ПРРО

С 01.08.2020 г. с подачи Закона № 128 прописку в Законе об РРО получат наряду с обычными РРО (их еще называют классическими) и программные РРО (далее — ПРРО).

Под ПРРО понимают программный, программно-аппаратный или программно-технический комплекс в виде технологического и/или программного решения, который используется на любом устройстве и в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер контролирующего органа и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по приему наличных денег для дальнейшего перевода (ст. 1 Закона об РРО).

Уже из этого становится понятно, что ПРРО несколько отличаются от обычных, а именно:

1. Вид ПРРО. Обычный РРО — это монолитное устройство, все части которого предусмотрены только для проведения расчетной операции. ПРРО является программное обеспечение (программа, приложение), которое может устанавливаться на любое устройство от мобильных устройств (планшет, смартфон и т. п.) до стационарных аппаратов, выполненных в виде программно-аппаратных или программно-технических комплексов, что позволит такому устройству выполнять фискальные функции и иметь непрерывный доступ к Интернету.

2. Фискальные функции. ПРРО, как и обычный РРО, должен выполнять фискальные функции и передавать в ГНСУ расчетные документы и фискальные отчетные чеки в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи. Но, в отличие от обычного РРО, фискальные функции ПРРО и передача информации о расчетных операциях осуществляются по-другому.

Так, чтобы обычный РРО выполнил фискальные функции, он должен в момент проведения расчетной операции занести в свою фискальную память (то есть в блок, который находится в самом РРО) информацию о расчетной операции, которую можно только считать и нельзя изменить.

Что же касается ПРРО, то

они выполняют фискальную функцию путем занесения информации о расчетной операции (чеков РРО и Z-отчетов) сразу на фискальный сервер ГНСУ

Из этого сервера информацию можно только считать. То есть на самом устройстве, на которое установлена программа с ПРРО, расчетных документов, если он работает в онлайн-режиме (то есть в обычном режиме), не отыскать.

К сведению! Фискальный сервер не только регистрирует электронные расчетные документы и электронные фискальные отчетные чеки и сохраняет данные о проведенных расчетных операциях, но также осуществляет регистрацию ПРРО, обработку и предоставление доступа к информации о расчетных операциях, проведенных с использованием ПРРО.

Ввиду этого ПРРО сильно зависимы от наличия связи с сервером через сеть Интернет, то есть полностью функционируют только в режиме онлайн. Это один из недостатков ПРРО, поскольку никто не застрахован от исчезновения связи с сервером ГНСУ.

В то же время отсутствие связи с сервером больших проблем в роботе ПРРО создать не должно. Так как законодатель дал возможность временно ПРРО работать в режиме офлайн, то есть без связи с сервером ГНСУ. При работе в этом режиме (продолжительность режима работы офлайн не превышает 36 часов подряд) ПРРО будет создавать электронные чеки и Z-отчеты, как и при работе в режиме онлайн. В то же время сохранять их он будет на устройстве, где установлен ПРРО, и только потом, после восстановления связи с сервером, данные об операциях будут передаваться на сервер (то есть только тогда ПРРО может выполнить возложенную на него фискальную функцию). По сути это знакомые всем пользователям РРО случаи проведения операций через КУРО и РК в случае выхода из строя РРО или исчезновения света.

3. Чек РРО. Обычные РРО с 01.08.2020 г. смогут формировать чек как в бумажном виде, так и в электронном (хотя до этого они могли формировать чек только на бумаге), а вот ПРРО будут создавать чеки РРО только в электронном виде. Требования выдавать чек только в бумажном виде для ПРРО ни один нормативно-правовой акт не содержит.

Кроме того, из-за тотального занесения информации об осуществленных операциях на фискальный сервер ПРРО не требует вообще ведения КУРО (те, кто использует классические РРО, от КУРО могут отказаться, но тогда при отключении света или выходе из строя РРО работать они не смогут).

Все остальные функции ПРРО такие же, как и обычного РРО. То есть проводить операцию через него нужно в момент ее осуществления, а именно при получении средств от покупателя, а по окончании смены кассир, который работает с ПРРО, должен сформировать Z-отчет и так далее.

Обращаем внимание! В п. 11 Положения № 148 с 01.08.2020 г. появится положение, которым будет определено, что считать датой оприходования наличных денег в кассе субъекта хозяйствования, который проводит наличные расчеты с применением ПРРО. Такой датой будет создание ПРРО в бумажной и/или электронной форме Z-чеков и передача их на фискальный сервер, а также отправка созданных ПРРО электронных расчетных документов и сообщений для их регистрации и долгосрочного хранения на фискальный сервер.

Выбираем ПРРО

ПРРО могут начинать использовать все субъекты хозяйствования, кроме розничных торговцев топливом (именно такое исключение должен внести в Закон об РРО закон, созданный на базе законопроекта № 2524 от 04.12.2019 г.) уже с 01.08.2020 г. При этом

всем субъектам хозяйствования переходить на использование ПРРО не обязательно

То есть менять свои старые (стационарные) РРО на новые ПРРО — это не обязанность, а желание самого субъекта хозяйствования.

ПРРО с 01.08.2020 г. будут просто использоваться наряду с классическими РРО. Правила использования классических РРО останутся без изменений, а вот с правилами использования ПРРО придется знакомиться.

Введение ПРРО, в основном, нужно для того, чтобы обеспечить ФЛП — плательщиков ЕН групп 2 — 4, которые уже скоро утратят свой РРО-иммунитет, дешевыми и удобными аппаратами для регистрации расчетной операции.

Налоговики должны обеспечить субъектов хозяйствования бесплатными ПРРО, то есть программой, которую можно установить, например, на смартфон (который придется, при его отсутствии, приобретать самостоятельно) и проводить через нее расчетные операции.

Для проведения расчетов не обязательно применять бесплатный ПРРО, разработанный налоговиками. Можно выбрать ПРРО, разработанный и другими субъектами хозяйствования, в том числе если он является платным. Главное, чтобы он осуществлял фискальные функции, был зарегистрирован на фискальном сервере и отвечал всем нуждам субъекта хозяйствования.

Если субъект хозяйствования до этого не использовал РРО, а теперь решил это сделать (например, из-за отмены для него РРО-иммунитета), то, чтобы начать пользоваться ПРРО, ему достаточно просто скачать рабочий ПРРО и установить на свое устройство (например, смартфон) и после регистрации ПРРО на сервере налоговой можно приступать к работе.

Если же субъект хозяйствования решил вместо обычного РРО использовать ПРРО, то, чтобы это сделать, следует сначала снять с регистрации обычный РРО в налоговой, а вместо него зарегистрировать на фискальном сервере ПРРО.

Ни один нормативно-правовой акт не запрещает, чтобы у одного субъекта одновременно функционировали и обычные РРО, и ПРРО

Поэтому если хозсубъект открывает новую точку продажи товара и там собирается использовать ПРРО, а на уже действующих точках продажи работают обычные РРО, то в данном случае нарушения законодательства об РРО не будет.

Требования к ПРРО

Чтобы субъекты хозяйствования могли уже с 01.08.2020 г. использовать в своей деятельности ПРРО, нужно, чтобы появилось рабочее программное обеспечение, то есть рабочие модели ПРРО. ПРРО, созданные налоговиками, будут бесплатными. Что касается коммерческих версий, то здесь все зависит от разработчиков.

Хотя поскольку массовая утрата РРО-иммунитета у плательщиков ЕН начнется только с 01.01.2021 г., то полностью рабочие варианты коммерческих ПРРО, наверное, появятся ближе к этой дате.

Минфин недавно таки утвердил приказом от 23.06.2020 г. № 317 Порядок использования ПРРО. Таким образом, как вести себя с ПРРО, уже известно. Осталось дождаться только самого рабочего ПРРО. Пока что существует только тестовая версия такого чудесного агрегата. Ее можно отыскать по ссылке tax.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/426058.html.

А пока все ожидают рабочий ПРРО и тестируют бета-версию, мы поговорим о том, как запустить его в работу.

Так, если субъект хозяйствования решил использовать ПРРО, то после того как он выбрал ПРРО и установил его на свое устройство (гаджет), такой ПРРО следует внести в Реестр ПРРО.

Ведет этот Реестр налоговая. Она вносит в него данные о ПРРО в момент присвоения ему фискальным сервером фискального номера, а также сведения о субъекте хозяйствования и его хозяйственных единицах, где применяются такие ПРРО, данные сертификатов электронных подписей и/или печатей, которые используются такими ПРРО (ст. 2 Закона об РРО).

Чтобы ПРРО попал в Реестр ПРРО, хозсубъект должен осуществить следующие действия:

1) проверить, присвоили ли вы своей хозяйственной единице (например, магазину) идентификатор объекта налогообложения (индивидуальное числовое значение). Такой идентификатор присваивают путем подачи в налоговую уведомления по ф. № 20-ОПП. Проверить присвоение такого идентификатора можно в Электронном кабинете в меню «Учетные данные плательщика» — «Сведения об объектах налогообложения». Если там вы не найдете информацию о своей хозединице, то вам следует внести ее туда. Для этого подайте в налоговую ф. № 20-ОПП.

Если информации о магазине не будет у фискалов, то ваши ПРРО просто не зарегистрируют;

2) заполнить в электронном виде регистрационную заявку по форме № 1-ПРРО (приложение 1 к этому Порядку). В ней, кроме прочей информации, нужно будет указать присвоенный вами идентификатор объекта налогообложения, который был указан при подаче ф. № 20-ОПП в налоговую. Форму регистрационной заявки можно уже отыскать в Электронном кабинете;

3) подать заявку фискалам через Электронный кабинет или средствами телекоммуникации. О принятии такой заявки вас проинформирует первая квитанция.

К сведению! В Реестр ПРРО следует также внести информацию о данных сертификатов электронных подписей и/или печатей, которые используются такими ПРРО. То есть следует внести данные об электронных подписях всех операторов (кассиров) ПРРО. Для этого следует подать фискалам не только заявление на регистрацию ПРРО, но и Уведомление о предоставлении информации о квалифицированной электронной подписи (приложение 2 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 06.06.2017 г. № 557);

4) ожидать, пока сервер ГНСУ обработает поданную вами заявку и примет решение, регистрировать или нет ваш ПРРО. Принятое решение вам поступит в виде второй квитанции.

Вторая квитанция с данными о согласовании регистрации и отказе в регистрации вам должна поступить:

— в день подачи регистрационного заявления, если заявление поступило фискалам не позже 16:00 рабочего (операционного) дня;

— не позже следующего рабочего дня, если регистрационное заявление поступило фискалам после 16:00 рабочего (операционного) дня.

В момент согласования регистрации ПРРО на него будет выделен диапазон фискальных номеров для чеков РРО, которые он будет использовать для работы в режиме офлайн.

Хотя если субъект сообщит фискалам о том, что при отсутствии работы с сервером он расчетные операции не проводит, то такие номера под него резервироваться не будут.

Обращаем внимание: по нашему мнению,

придется регистрировать каждый ПРРО, то есть каждую версию ПРРО, которая будет установлена на отдельное устройство (гаджет) и используется в определенной торговой точке

Следовательно, если у субъекта хозяйствования у каждого из работников торгового зала будет устройство с установленным ПРРО, то нужно будет зарегистрировать каждый ПРРО, который будет установлен на отдельное устройство.

О том, что ПРРО попало в Реестр, будет свидетельствовать присвоение ему фискальным сервером ГНСУ фискального номера (ст. 2 Закона об РРО). Информация о фискальном номере ПРРО поступит во второй квитанции, полученной в ответ на подачу регистрационного заявления.

После регистрации в Реестре соответствующего ПРРО можно переходить к его использованию.

Используем ПРРО

Основы. Перед тем как проводить расчетные операции через ПРРО, субъект должен провести его программирование. То есть создать базу данных с наименованиями товаров (услуг), которые продаются (с указанием кода УКТ ВЭД для подакцизных товаров), ценами товаров (услуг) и учетом их количества (п. 11 ст. 3 Закона об РРО).

То есть, чтобы использовать ПРРО на самом устройстве, где установлено ПРРО, должна быть сформирована база данных товаров (услуг), которые продают в соответствующей точке.

После программирования ПРРО можно приступать к проведению расчетных операций.

Режим онлайн. Порядок использования ПРРО в чем-то подобен порядку использования обычного РРО. Так, кассир на ПРРО, как и на РРО, должен:

— проводить каждую расчетную операцию через ПРРО и регистрировать каждый чек РРО на сервере налоговиков;

— ежедневно создавать в бумажной и/или электронной форме Z-отчет в случае осуществления расчетных операций (п. 9 ст. 3 Закона об РРО). При этом информация из Z-отчета, сформированного ПРРО, заносится в фискальный сервер после формирования такого отчета.

Что касается формирования контрольной ленты на ПРРО и ее хранения, то при работе в онлайн-режиме требование ее формировать отсутствует (п. 10 ст. 3 Закона об РРО). Оно и не удивительно, поскольку вся информация об операциях из ПРРО (чеки ПРРО и Z-отчеты) сразу ложится на фискальный сервер. А вот когда ПРРО работает в офлайн-режиме (отсутствует связь с сервером), то придется ее (в том числе чеки ПРРО и Z-отчеты) не только сформировать (конечно, в электронном виде), но и хранить до тех пор, пока не появится связь с сервером и данные об осуществленных расчетах в офлайн-режиме не будут переброшены на сервер.

Больше всего отличий при работе с ПРРО будет при проведении расчетной операции. Так, чтобы провести расчетную операцию через ПРРО, нужно, чтобы:

1) до начала работы кассир запустил программу, которая является ПРРО, авторизовался, вошел в раздел своего РРО и начал свою смену.

Чтобы начать рабочую смену, следует отправить в налоговую в электронной форме Уведомление по форме № 3-ПРРО (приложение 3). Во второй квитанции, полученной в ответ на подачу уведомления по ф. № 3-ПРРО, должен прийти номер смены с фискального сервера. Этот номер будет использоваться для работы на ПРРО в течение всего рабочего дня кассира. Как свидетельствует тестовая версия ПРРО, выложенная фискалами, такое уведомление будет направлять сам кассир при выборе команды «открыть смену»;

2) в начале работы кассир должен ввести сумму разменной монеты с помощью команды «Служебное внесение»;

3) при продаже товара кассир открывает программу, которая является ПРРО, на своем устройстве (например, смартфоне) и выбирает из запрограммированной номенклатуры товаров нужный товар (для этого он может самостоятельно ввести название или код товара в ПРРО или отсканировать его штрих-код и т. п.);

4) кассир должен провести операцию через ПРРО после получения оплаты от покупателя (как в наличной форме, так и в безналичной с применением электронных платежных средств, например, платежной карты).

Под этой операцией понимают создание ПРРО расчетного документа (чека) в электронном виде и регистрацию его на фискальном сервере ГНСУ с присвоением фискального номера (ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона об РРО).

Внимание! Если ПРРО работает в офлайн-режиме (так происходит, например, когда отсутствует связь с Интернетом), то созданному чеку в электронном виде фискальный номер присваивается самим ПРРО. Такой номер ПРРО берется из диапазона номеров, которые зарезервированы для каждого ПРРО, зарегистрированного на фискальном сервере. При этом созданный в офлайн-режиме чек все равно попадет на фискальный сервер, но только после восстановления с ним связи;

5) кассир выдает чек покупателю на полную сумму проведенной операции.

При этом делать это следует в электронном виде, а именно, но не исключительно (п. 2 ст. 3 Закона об РРО):

— воспроизведя на дисплее устройства, на котором установлен ПРРО, QR-код, который позволяет покупателю его считать и идентифицировать расчетный документ на фискальном сервере;

— отправить электронный расчетный документ на предоставленный покупателем абонентский номер (Viber, WhatsApp, Telegram, SMS) или адрес электронной почты.

Как видим,

те субъекты хозяйствования, которые используют ПРРО, в отличие от имеющих РРО, не должны выдавать покупателю бумажный чек РРО

В то же время следует учитывать, что не каждый покупатель может иметь при себе устройство (смартфон), на который можно отправить чек в электронном виде, кроме того, не все имеют электронную почту. Поэтому возникает вопрос: как в таком случае выдать чек покупателю?

Пока что точного ответа на него не существует. Как вариант можно либо предоставить чек в печатном виде, для этого кассиру придется отправить чек на свой номер и после, подсоединившись к принтеру, распечатать чек, а можно просто дать номер фискального чека продавцу на клочке бумаги и пусть уже он, придя домой, распечатает его с фискального сервера. Чтобы точно понять, что делать в этом случае, следует подождать разъяснений фискалов.

После выдачи чека продавец может считать, что расчетная операция закончена. Схематически проведение расчетной операции изображено на схеме;

img 1

6) после окончания смены кассир должен с помощью команды «Служебная выдача» извлечь полученную сумму выручки за день и разменную монету из ПРРО. При этом выручку кассир должен передать на инкассацию в банк либо в кассу предприятия или обособленного подразделения;

7) затем кассир формирует и регистрирует на сервере Z-отчет и тем самым закрывает свою рабочую смену. К моменту формирования Z-отчета открыть новую смену на ПРРО другому кассиру не удастся.

Режим офлайн. В случае отсутствия связи ПРРО с сервером ГНСУ такой ПРРО будет работать в офлайн-режиме. В таком режиме могут работать только те ПРРО, владельцы которых при регистрации ПРРО не приняли решения при отсутствии связи вовсе не использовать ПРРО или решили использовать резервный РРО, и им соответственно ГНСУ не зарезервировала диапазон фискальных номеров для работы офлайн.

Правила работы в режиме офлайн прописаны в недавно утвержденном Минфином Порядке использования ПРРО. Отличается алгоритм работы в этом режиме от онлайн тем, что;

— в начале работы в офлайн-режиме и в конце работы следует сформировать отдельные уведомления по форме № 4-ПРРО (приложение 4);

— чеки РРО и Z-отчеты формируются и хранятся на ПРРО до тех пор, пока не появится связь с сервером и информация из них не попадет на сервер.

Все остальные операции формируются в том же порядке, что и при онлайн-режиме.

Помните! Работать в офлайн-режиме ПРРО может не более чем 36 часов подряд и не более чем 168 часов в течение календарного месяца.

ПРРО и POS-терминал

На сегодня в соответствии с требованиями п. 1 постановления № 878 практически все субъекты хозяйствования, которые занимаются продажей товаров или предоставлением услуг и используют РРО, должны использовать для расчетов POS-терминал. Это требование не касается только отдельных субъектов, которые перечислены в п. 2 этого постановления, в частности предприятий торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций), а также субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 25 тыс. человек, и т. п.

Из буквального прочтения этих норм делаем вывод: использовать POS-терминал должны именно те субъекты хозяйствования, которые применяют РРО. Аргумент: о ПРРО в постановлении № 878 речь не идет.

В то же время, поскольку по своей сути ПРРО — это те же РРО, но реализованные в форме программы, то логично допустить, что правила постановления № 878 относительно применения POS-терминала действуют и на тех субъектов, которые будут использовать ПРРО.

Следовательно, тем субъектам, которые используют ПРРО, советуем обзавестись POS-терминалами.

Кое-кого этот вывод может огорчить. Но это преждевременно. Сегодня все большее распространение получают не стационарные, а программные POS-терминалы (Visa Tap to phone, FONDY, FacePay и тому подобные), поэтому не видим проблем, чтобы субъекты хозяйствования вместо стационарного POS-терминала использовали на ПРРО программные POS-терминалы. Это, во-первых, даст возможность сэкономить (придется просто установить отдельную программу на устройство, где установлен ПРРО, а не приобретать новое оборудование), а во-вторых, субъект хозяйствования без проблем выполнит требования постановления № 878.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше