Темы статей
Выбрать темы

Кешбэк, или Вознаграждение разоблачителям нарушений РРО

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Кешбэк — это одно из тех слов, которые чаще всего звучали в контексте принятия законов № 128 и 129. Некоторые СМИ даже очертили данные законы «законами о кешбэке». Но в чем заключается кешбэк и каким образом его применять? Давайте с этим разберемся!

Суть процедуры

Кешбэк (англ. cashback или амер. cash back — «возврат наличных») — это программа мгновенного или отсроченного возврата покупателю части средств, потраченных им на оплату товаров или услуг. Закон № 128 вводит такую программу на государственном уровне.

То есть

кешбэк предусматривает компенсацию 100 % стоимости приобретения тому покупателю, который сообщил о нарушении продавцом требований законодательства об РРО

То есть законодатель предлагает покупателям контролировать продавцов в части соблюдения последними требований РРО-законодательства и получать вознаграждение за помощь в выявлении нарушений.

По замыслу законодателя, покупатель, который получит материальную мотивацию сообщать о нарушении законодательства об РРО, будет, так сказать, «секретным агентом» налоговых органов.

Именно в таком духе выдержана новая редакция п.п. 72.1.6 НКУ. И если раньше налоговикам самим приходилось проводить так называемые контрольные закупки, то теперь за них эту работу могут выполнять обычные граждане-покупатели.

Программа РРО-кешбэка будет действовать начиная с 01.01.2021 г. (п. 1 разд. ІІ Закона № 128, п. 1 разд. ІІ Закона № 129). Можно долго спорить, заработает ли этот механизм и насколько он будет способствовать детенизации расчетов. Но мы сейчас сосредоточимся сугубо на процедурных вопросах. То есть на том, каким образом воспользоваться РРО-кешбэком.

Жалоба на РРО-нарушение

Сообщать налоговикам о нарушении требований РРО-законодательства покупатели должны в форме жалобы. В соответствии со ст. 161 Закона об РРО такая жалоба должна содержать:

— Ф. И. О. покупателя, его место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта, номер средства связи;

— дату приобретения товаров или услуг, которые являются предметом жалобы;

— наименование и стоимость приобретенных товаров или услуг;

— наименование и/или налоговый номер продавца;

— адрес хозяйственной единицы, в которой приобретены товары или услуги, а если указанные реквизиты продавца невозможно установить по полученным документам — адрес места приобретения товаров;

— адрес сайта, на котором осуществлен заказ товара или услуги или приведена информация о товаре или о продавце этого товара, — в случае приобретения через Интернет;

— перечень документов, полученных покупателем от продавца вместе с приобретенным товаром или услугой;

— информацию о полученном от продавца расчетном документе (бумажном или электронном);

— номер банковского счета покупателя, на который может быть зачислена компенсация.

В какой форме подавать указанную жалобу? Из новой редакции ст. 25 Закона об РРО и из п.п. 14.1.278 НКУ можно понять, что

жалобу можно будет сформировать и отправить налоговым органам через Электронный кабинет плательщика

Также через этот ресурс покупатель сможет в режиме реального времени отслеживать состояние рассмотрения отправленной жалобы и информацию относительно выплаты компенсации.

В то же время в ст. 161 Закона об РРО прописано, что жалоба может подаваться и в других формах, предусмотренных законодательством.

То есть, в принципе, ничто не мешает покупателю подать такую жалобу лично, передать через уполномоченного представителя или же отправить заказным письмом или по обычной электронной почте.

Условия запуска

Сразу заметим: кешбэк работает только для тех нарушений РРО, санкция за которые установлена п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

Среди таких нарушений покупатель может реально выявить:

— непроведение или неполное проведение расчетных операций через РРО, переведенный в фискальный режим работы;

— невыдачу расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книги на отдельном хозяйственном объекте.

Но! Для того чтобы покупателю вернули деньги в рамках программы РРО-кешбэка, недостаточно просто выявить указанное нарушение и сообщить о нем налоговикам.

Из изменений, внесенных Законом № 129 в п. 73.3 НКУ, следует, что жалоба от покупателя — это только основание для налоговиков обратиться к плательщику с письменным запросом. И если уже этот запрос останется без ответа в виде объяснений и их документальных подтверждений в течение 15 рабочих дней, вступает в действие п.п. 78.1.1 НКУ.

То есть

сама по себе жалоба покупателя автоматически не дает налоговикам права проводить внеплановую проверку

В то же время из ст. 25 Закона об РРО следует, что РРО-кешбэк возможен только тогда, когда на основании жалобы покупателя налоговики проводят проверку и применяют финансовые санкции. То есть решения о проверке мало. Нужно, чтобы проверка подтвердила факт нарушения РРО-законодательства и было налоговое уведомление-решение, которое свидетельствует, что к субъекту хозяйствования применены санкции, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

Размер таких санкций — 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров за первый раз и 150 % стоимости проданных с нарушением товаров за каждый последующий раз.

Компенсация в рамках программы РРО-кешбэка осуществляется, если одновременно выполнены следующие условия:

во-первых, в обращении покупателя указаны номер его счета и банковское учреждение, в котором такой счет открыт;

во-вторых, сумма финансовых санкций за выявленное бдительным покупателем РРО-нарушение зачислена в госбюджет в полном объеме. Налоговики в течение 5 рабочих дней со дня зачисления в бюджет финансовых санкций, примененных к плательщику за РРО-нарушение, готовят заключение на выплату компенсации и подают его для исполнения в казначейский орган. Еще 5 рабочих дней понадобится Казначейству, чтобы перечислить компенсацию покупателю (п. 43.5 НКУ);

в-третьих, к жалобе приложены электронные копии или копии, изготовленные путем сканирования бумажных документов, полученных покупателем вместе с приобретенным товаром или услугой. Кроме этих документов, ст. 161 Закона об РРО разрешает прилагать к жалобе и другие доказательства заказа, оплаты и получения товара или услуги;

в-четвертых, стоимость товаров или услуг в пределах одной расчетной операции, относительно которой подано обращение покупателя, составляет свыше 850 грн на день их получения покупателем.

Как видите, Родина не хочет вознаграждать бдительного гражданина из своего кармана. Она просто делится с ним деньгами, которые «содрала» с нарушителя РРО-законодательства благодаря жалобе покупателя. В п. 113.4 НКУ прямо написано, что покупателю-жалобщику перечисляют именно часть суммы финансовых санкций, уплаченных по результатам проверки, проведенной по его жалобе.

Неплохой гешефт для Родины. Судите сами: размер компенсации — 100 % стоимости товаров, приобретенных покупателем. А при проверке по жалобе покупателя фискалы могут «нарыть» нарушений на сумму, намного большую (100 % стоимости товаров, проданных с нарушением, а для повторного нарушения — вообще 150 %). Соответственно, «улов» госбюджета намного превысит сумму выплаченной компенсации. К тому же компенсация выплачивается только при соблюдении жалобщиком вышеперечисленных условий.

Налогообложение кешбэка

Определение кешбэка для налоговых целей приведено в п.п. 14.1.279 НКУ. Из прочитанного выше вы уже знаете, что кешбэк возможен, только если сумма осуществленной с нарушением расчетной операции, о которой сообщил покупатель-разоблачитель, составляет свыше 850 грн (50 нмдг). Такая привязка уже дала повод подумать, что РРО-нарушения на незначительную сумму налоговикам не интересны, а вот на бдительности покупателя в расчетных операциях на большую сумму Родина еще и хочет дополнительно заработать, обложив такую компенсацию НДФЛ и военным сбором.

К счастью, на такое безобразие законодатель не осмелился. Благодаря Закону № 129 в ст. 165 НКУ появился новый подпункт, в котором упоминается компенсация, полученная покупателем за счет финансовых санкций, примененных налоговиками по результатам проверки, проведенной на основании его обращения или жалобы на РРО-нарушение.

Номер статьи со всей очевидностью говорит нам, что компенсация покупателю-разоблачителю стоимости приобретенных им товаров не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход. Если физлицо-разоблачитель подает Декларацию об имущественном состоянии, кешбэк попадет в строку 11 раздела III. Итак,

кешбэк для покупателя — физического лица не является объектом обложения НДФЛ и военным сбором

Ну, так что? Связываться с кешбэком или нет? Решать вам. Мы же со своей стороны можем допустить, что в отечественных реалиях кешбэк вполне может превратиться в механизм недобросовестной конкуренции. То есть когда конкурирующие субъекты хозяйствования специально будут засылать друг к другу физлиц-разоблачителей с целью отыскать РРО-нарушения или, по крайней мере, завалить налоговиков жалобами на конкурента с целью «натравить» на него налоговою проверку ☹.

Как оно будет на практике — посмотрим. В любом случае мы будем оперативно информировать вас о том, как программа РРО-кешбэка будет претворяться в жизнь. Ждать осталось не так долго…

выводы

  • Процедура РРО-кешбэка предусматривает возврат покупателю 100 % стоимости приобретенных им товаров, если он сообщил, что продажа таких товаров осуществлялась с нарушением РРО-законодательства.
  • Для того чтобы воспользоваться кешбэком, покупатель должен подать жалобу налоговикам. Компенсацию он получит только в случае проведения проверки продавца и применения к нему санкций согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО.
  • Компенсация, полученная физическим лицом в рамках кешбэка, не облагается НДФЛ и военным сбором.
Теги Кешбэк
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше