Размещать рекламу на своем сайте могут как юридические лица, так и физические лица — предприниматели. Причем юридическим лицам на общей системе налогообложения для осуществления рекламной деятельности даже не обязательно регистрировать соответствующий КВЭД (73.11 «Рекламні агентства»). А вот
единщикам сначала нужно зарегистрировать рекламный КВЭД, а затем уже приступать к оказанию услуг по рекламе
Если этого не сделать, то единщик (как юрлицо, так и ФЛП) должен будет перейти на общую систему налогообложения с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялся незарегистрированный вид деятельности (п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ). А предпринимателю на второй группе ЕН придется еще и обложить доход от этого вида деятельности налогом по ставке 15 % (п.п. 2 п. 293.4 НКУ).
Кроме того, помните: единщик на второй группе имеет право оказывать услуги только населению и плательщикам единого налога (п.п. 2 п. 291.4 НКУ). Поэтому оказывать рекламные услуги общесистемщикам такой предприниматель не имеет права.
Чего нельзя по Закону о рекламе
Несмотря на то что реклама в Интернете очень распространена и имеет свои особенности, в Законе о рекламе нет определения «интернет-реклама», не содержит он в ее отношении и каких-либо специальных норм. Поэтому
в отношении рекламной деятельности в сети Интернет действуют общие нормы Закона о рекламе
Интернет-магазин при размещении рекламы на своем сайте выступает распространителем рекламы (согласно ст. 1 Закона о рекламе).
За нарушение порядка распространения и размещения рекламы распространитель несет ответственность согласно ч. 4 ст. 27 Закона о рекламе — в пятикратном размере стоимости распространения рекламы. Повторное нарушение в течение года наказывается штрафом в десятикратном размере стоимости распространения.
Распространять, в частности, запрещается:
— рекламу, которая содержит элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма, унижения человеческой чести и достоинства (п. 11 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);
— рекламу о сооружении объекта жилого строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, без соблюдения всех условий, перечисленных в п. 12 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе;
— рекламу услуг по ворожбе и гаданию (абз. 14 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);
— рекламу, если в соответствии с законодательством рекламируемые виды деятельности или товары, их производство или реализация требуют наличия соответствующего разрешения или лицензии и если в соответствующих реестрах, которые ведутся органами лицензирования или разрешительными органами, отсутствует информация о соответствующих лицензии, разрешении, выданных рекламодателю (ч. 2 ст. 8 Закона о рекламе).
К размещению Закон о рекламе содержит следующее требование:
Реклама должна быть четко отделена от другой информации таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу (ч. 1 ст. 9 Закона о рекламе)
Учтите: распространитель рекламы не несет ответственность за несоблюдение установленных законом требований к содержанию рекламы и за рекламу продукции, запрещенной законом. За указанные нарушения ответственность несет рекламодатель (ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе).
Учет доходов от рекламы на сайте
Реклама размещается на сайте на основании договора на оказание рекламных услуг (ст. 901 — 907 ГКУ). В таком договоре определяют период, в течение которого реклама демонстрируется на сайте интернет-магазина, частоту показа, место ее размещения, размер, периодичность составления акта оказанных услуг (НДСникам рекомендуем составлять акт не реже одного раза в месяц, предприятиям — неплательщикам НДС — не реже одного раза в квартал, предпринимателям можно обойтись и ежегодным актом (если это устраивает рекламодателей)), перечень дополнительных документов, предоставляемых рекламодателю, стоимость рекламных услуг или способ расчета такой стоимости.
Доходы отражают на субсчете 703 «Доходы от реализации работ и услуг».
Разделом III НКУ не предусмотрена корректировка финрезультата на стоимость оказанных рекламных услуг. Поэтому такие доходы в полной мере учитывают при определении объекта обложения налогом на прибыль.
НДС. Согласно п.п. «б» п. 186.3 НКУ местом поставки рекламных услуг является место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования, или в случае отсутствия такого места — место постоянного или преимущественного проживания.
Поэтому в случае, если рекламодатель зарегистрирован как субъект хозяйствования или проживает на территории Украины, операция по предоставлению рекламных услуг в сети Интернет является объектом обложения НДС.
Если же рекламодатель — нерезидент, объект обложения НДС отсутствует.
Пример. Интернет-магазин заключил договор на оказание рекламных услуг резиденту на сумму 30000 грн. По условиям договора рекламодатель осуществляет предоплату в размере 50 % стоимости. Остальные 50 % оплачиваются после предоставления акта и дополнительных документов, подтверждающих оказание рекламных услуг.
Доходы от рекламы в учете интернет-магазина
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
1 | Поступила предоплата от рекламодателя | 311 | 681 | 15000 |
643 | 641/НДС | 2500 | ||
2 | Подписан акт оказанных рекламных услуг | 361 | 703 | 30000 |
703 | 643 | 2500 | ||
703 | 641/НДС | 2500 | ||
681 | 361 | 15000 | ||
3 | Поступила оплата за рекламные услуги | 311 | 361 | 15000 |