Темы статей
Выбрать темы

Штрафной мораторий и неподача декларации

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В этом материале мы изложим анализ и наше суждение по вопросам, как штрафной мораторий должен работать в части штрафов за неподачу/несвоевременную подачу деклараций, расчетов и тому подобное по разным налогам и сборам по п. 120.1 НКУ.

Вы уже знаете, что п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освободил от штрафных санкций нарушения налогового законодательства, совершенные с 01.03 по 31.05.2020 г. Какова специфика применения этой нормы в отношении санкций за неподачу/несвоевременную подачу налоговых деклараций/расчетов? К сожалению, налоговики в письме № 7 насчет неприменения этого штрафа никаких разъяснений не предоставили*, поэтому давайте разбираться сами.

* Они указали только, что за неподачу/несвоевременную подачу деклараций по НДС и акцизному налогу штрафы будут применяться, и все.

Санкция. Мы упомянули, что штрафы за такие нарушения предусмотрены в п. 120.1 НКУ. Неподача или несвоевременная подача налоговых деклараций (расчетов), другой отчетности, обязанность подачи которой предусмотрена НКУ, — влекут за собой наложение штрафа в размере 170 грн за каждую такую неподачу/ несвоевременную подачу. За те же действия, совершенные плательщиком, к которому в течение года был применен штраф за это нарушение, — штраф в размере 1020 грн за каждую такую неподачу/несвоевременную подачу.

Мораторий и п.120.1НКУ. Считаем, что мораторий по п. 120.1 НКУ распространяется на все случаи неподачи/несвоевременной подачи в течение всей весны деклараций, расчетов и другой отчетности, предусмотренной НКУ.

Исключения составляют только НДС, акцизный налог и рентная плата! А вот исключений для субъектов, которые обязаны подавать отчетность, мораторием не предусмотрено.

Дата совершения нарушения. Мы уже говорили, что здесь нужно ориентироваться на дату совершения нарушения. Если она приходится на весенний период, то штрафов быть не должно. И что датой совершения нарушения обычно нужно считать дату, когда плательщик должен был совершить конкретные действия, но их не совершил (или совершил с ошибкой).

Но относительно подачи отчетности ситуация довольно своеобразная, и здесь,

думаем, датой совершения (возникновения) нарушения нужно считать первый календарный день после предельного срока подачи декларации, расчета и тому подобное

Поясним свою позицию. Хотя в п. 120.1 НКУ речь идет как о неподаче, так и о несвоевременной подаче, но, считаем, что они обе — разновидности такого вида нарушения, как неподача декларации в рамках определенных НКУ сроков. А расписана она в норме на два случая — только из-за момента выявления этого нарушения контролерами. И если отчетность в течение установленного срока не подана, то нарушение уже осуществлено. А как его будут затем квалифицировать — то ли как неподачу, то ли как несвоевременную подачу — будет зависеть от конкретных обстоятельств на дату его выявления. Одинаковый размер санкции также косвенно подтверждает наши выводы.

Исходя из этого мы и считаем, что дата совершения (возникновения) нарушения для обоих случаев, упомянутых в п. 120.1 НКУ, одинакова — следующий день за предельным сроком! Аналогично рассуждаем и в отношении санкций за не(своевременную)подачу формы № 1-ДФ по п. 119.2 НКУ. А вот при подаче этого отчета неполного или с ошибками датой нарушения будет именно дата подачи!

Ориентироваться здесь, например, на дату подачи декларации с просрочкой считаем некорректным — ведь неужели до этой даты нарушения НКУ не было и за него нельзя было штрафовать по этому пункту?.. Но налоговики, возможно, будут считать, что датой нарушения здесь будет предельный срок (дата) для подачи конкретного вида отчетности (типа того, как они высказались о нарушениях регистрации НН/АН и РК — см. на с. 12)*. Например, относительно деклараций за 1 квартал они, похоже, будут считать датой совершения нарушения 12 мая (последний день срока). Мы с этим не согласны, ведь в последний день срока отчетность еще можно подать и нарушение еще не произошло. А возникнет оно со следующего календарного дня, в этом примере — 13 мая.

* Но здесь для многих случаев (когда установлены стандартные сроки подачи отчетности) это не будет критичным, ведь при любом подходе даты нарушений будут приходиться на тот же самый месяц. Исключения будут составлять разве что случаи с прекращением регистрации СПД плательщиком конкретного налога и тому подобное — то есть те, для которых установлены нестандартные сроки подачи отчетности.

Мораторий и виды отчетности. Рассмотрим, нарушения сроков по каким конкретно налогам и декларациям подпадают под мораторий — с учетом определенных п. 49.18 НКУ основных** сроков подачи декларации (20, 40 и 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного месяца, квартала, года). Считаем, что под мораторий попадают такие нарушения при подаче предусмотренной НКУ отчетности.

** Сроки далее приводим избирательно: только те, которые могут прийтись на время штрафного моратория.

С месячным отчетным периодом — за февраль и март и апрель — разве что декларация по плате за землю, кто подает ее ежемесячно (декларации по НДС и акцизу — исключение).

С квартальным — только декларации/расчеты за 1 квартал этого года, поскольку предельный срок их подачи — 12 мая (это, например, — декларация по налогу на прибыль, единому налогу (гр. 3), экологическому налогу, туристическому, парковочному сбору…).

С годовым периодом — отчетность за 2019 год, поскольку предельный срок подачи — 2 марта, а это уже период действия моратория. Кстати, сюда попадают за 2019 год, в частности: декларации по налогу на прибыль (!), расчеты прибыли постоянных нерезпредставительств, отчеты неприбыльных организаций, а также декларации единщиков 1 и 2 групп!

Следовательно, за нарушение сроков подачи упомянутой отчетности фискалы не имеют права штрафовать

Кроме того, напомним: до 1 мая плательщики НДФЛ — физические и самозанятые лица должны были подать декларации о доходах за 2019 год. Но Законом № 533 эту подачу отсрочили до 1 июля с. г., а это уже — за пределами штрафного моратория.

Еще несколько нюансов.

1. Применят ли санкцию после окончания моратория? Если вы успеете подать просроченную отчетность до 1 июня, думаем, точно нет. Мы считаем, здесь налоговики не должны штрафовать вообще, ведь нарушение состоялось в период действия моратория, а сама подача декларации не является нарушением (как формально кто-то считает). Хотя что здесь выдумают налоговики — пока что неизвестно.

2. Возникает вопрос относительно неподачи или подачи в период действия моратория с опозданием отчетности за еще более ранние периоды. Здесь нарушение уже произошло до моратория, то есть совершено до 1 марта, потому мы считаем, что здесь фискалы формально имеют право штрафовать.

3. Санкция 1020 грн применяется, если в течение года к плательщику уже применяли штраф. Но если первое нарушение произойдет в период моратория (то есть не будет штрафоваться), то за второе нарушение будет штраф 170 грн (а не 1020 грн). Если вас за такое нарушение в течение года уже раз (или больше) по п. 120.1 штрафовали, то за такое же нарушение, совершенное в период действия моратория, к вам все равно не имеют права применять штраф по п. 120.1 (который бы был уже 1020 грн).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше