Темы статей
Выбрать темы

Новые «карантинные» сроки проверок

Децюра Сергей, налоговый эксперт
На период карантина законодатели ввели мораторий на проведение документальных и фактических проверок (детали — на с. 19 этого номера). О том, что именно следует понимать под карантинным мораторием на проверки и как именно действует этот мораторий, читайте далее.

Неначатые проверки

Под мораторием на проведение документальных проверок, а также фактических проверок следует понимать не полную отмену проверок, которые под него подпадают, а лишь их временную приостановку или перенос.

Так, например, если речь идет о документальных плановых проверках налоговиков, на которые распространяется действие моратория и начало проведения которых было запланировано (об этом содержалась информация в плане-графике проведения плановых документальных проверок) на период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. (т. е. на период действия моратория), то проведение таких проверок просто переносится на послекарантинные периоды.

То есть даты проведения таких проверок должны быть откорректированы путем переноса их в плане-графике на будущие периоды, после окончания моратория на проверки.

Следовательно, если к вам начнут ломиться в двери фискалы и говорить, что по плану-графику проведения документальных плановых проверок у вас должна произойти проверка в период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г., то их можно и на порог не пускать. При этом

перенос проверок на послекарантинный период касается всех видов документальных плановых проверок

Пустить на документальную плановую проверку фискалов вы можете только с 01.06.2020 г., т. е. по окончании моратория.

Чтобы узнать, когда ожидать фискалов в гости после окончания карантина (т. е. чтобы узнать новые даты проведения проверок, которые подпали под мораторий), следует заглянуть в обновленный план-график, который обнародовали на официальном веб-сайте ГНСУ еще до 30.03.2020 г. (tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/402509.html).

Такой же вывод касается и проведения внеплановых документальных проверок, которые планировалось начать в период действия моратория. Так, например, фискалы утверждают (см. п. 9 информационного письма № 7): в случае, они запланировали проведение, например, внеплановых проверок на период действия моратория и до начала введения моратория (до 18.03.2020 г.) направили (вручили) письменные уведомления о дате начала и месте проведения проверки и копии приказов на ее проведение, то из-за действия моратория в запланированный период такие проверки не происходят.

В то же время такие проверки не отменяются, а именно переносятся на время после окончания действия моратория, о чем будут поставлены в известность плательщики налога отдельно.

Что касается неначатых фактических проверок, то поскольку их проводят спонтанно, плательщики налога даже не могли догадаться, что к кому-то должны прийти на такую проверку. Поэтому о ее переносе на послекарантинный период могут знать только фискалы.

Незаконченные проверки

С проверками, которые не начаты на 18.03.2020 г., но запланированы на карантинный период (с 18.03.2020 г. по 21.05.2020 г.), только что разобрались — срок их осуществления перенесен на послекарантинные периоды.

Но есть проверки, на которые распространяется мораторий, но которые были начаты до начала моратория и не закончены на 18.03.2020 г.

Проведение таких незаконченных проверок не аннулируется и не отменяется. Срок их проведения просто временно приостанавливается на период до 31.05.2020 г.

Такое приостановление в соответствии с п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прерывает срок проведения проверки. При этом для такого прерывания не нужно принятие любых дополнительных решений (приказов) контролирующим органом. То есть прерывание осуществляется автоматически на основе норм НКУ.

Следовательно, если у вас до начала моратория кипела проверка, то начиная с первого дня действия моратория можно уже было не пускать фискалов к себе на порог, опираясь на сам факт наличия в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ указания на начало моратория.

Это всем понятно. Не совсем ясным остается то, что такое «прерывание проведения проверки». В НКУ трактовка такого понятия не содержится. Если опираться на нормы ст. 264 ГКУ, в которой говорится о прерывании сроков давности, то под этим сроком следует понимать обнуление предыдущего срока и начало отсчета нового. То есть после прерывания течение срока начинается заново, а время, которое прошло до прерывания, в новый срок не засчитывается.

На наш взгляд, понимать прерывание сроков проверки именно так, как это трактует ГКУ, не следует. Дело в том, что в таком случае:

— во-первых, фискалы нарушат сроки осуществления проверки, которые им отведены ст. 82 НКУ. Фактически они будут проверять плательщика больше рабочих дней, чем им разрешено НКУ;

— во-вторых, произойдут нарушения одного из принципов налогового законодательства, а именно принципа равенства, по которому не допускаются никакие проявления налоговой дискриминации и обеспечивается равный подход ко всем налогоплательщикам (п.п. 4.1.2 НКУ). Когда же после окончания моратория начнется новый отсчет сроков проверки, а не продлится, то субъекта, которого начали проверять до моратория, фискалы будут проверять по времени больше, чем подобных субъектов, у которых проверка начнется именно после карантина;

— в-третьих, в самом п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ сначала говорится о временном приостановлении сроков, а потом о прерывании. То есть в одной норме содержатся фразы, которые противоречат друг другу. Учитывая это, налогоплательщик может воспользоваться принципом презумпции правомерности, по которому если нормы закона допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, то решение принимается в пользу плательщика (п.п. 4.1.4 НКУ).

Поэтому, на наш взгляд, следует считать, что если у налогоплательщика на момент начала моратория была проверка, то

на период моратория срок течения проверки приостанавливается и возобновляется после завершения с учетом прошедшего срока

Например, если 10.03.2020 г. фискалы начали осуществлять документальную плановую проверку среднего предприятия (срок проведения проверки — 20 рабочих дней), то до начала моратория фискалы могли провести проверку всего в течение 6 рабочих дней (период с 10.03.2020 г. по 17.03.2020 г.), а после его окончания они еще могут проверять предприятие в течение 14 рабочих дней. То есть срок окончания проверки истечет 19.06.2020 г.

Обращаем внимание! Если у плательщика налога заканчивается во время карантина срок давности относительно периода, который проверяют фискалы, то радоваться рановато. Дело в том, что п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не только введен мораторий на проверку, но и приостановлено течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 ГКУ на период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. То есть окончание срока давности, которое приходилось на этот период, было продлено на послемораторийный период.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше