Сразу скажем: внедрение МСФО 16 в большей степени зацепило учет арендаторов (у арендодателей, в целом, все осталось по-прежнему), поэтому и рассматривать идею его появления мы начнем с точки зрения арендатора.
Цель стандарта. Как известно, аренда давно для многих компаний является довольно эффективным инструментом быстрого получения доступа к активам при относительно низком риске для бизнеса. Причем на начальном этапе для этого не требуется значительного оттока денежных средств.
Цель стандарта — это обеспечение порядка раскрытия арендаторами и арендодателями уместной информации, правдиво представляющей операции аренды (§ 1 МСФО 16)
На основании такой информации осуществляется оценка влияния аренды на финансовую устойчивость предприятия.
Ранее информация об объекте операционной аренды в отчетности отсутствовала, а также не отражались достаточно полно риски, которые компания может нести в связи с использованием арендного инструмента. Такая ситуация ограничивала пользователей финотчетности в получении полного и всестороннего анализа компании. Исправить ситуацию и призван новый стандарт МСФО 16, который разработал новый подход к учету аренды. Как реализована цель обсуждаемого стандарта?
Реализация стандарта. Стандарт ввел единую модель учета для арендатора. А именно, упразднил классификацию аренды на финансовую и операционную.
Как было раньше? В случае с финансовой арендой арендатор учитывал получение объекта аренды как покупку актива за счет привлеченного финансирования, а для операционной аренды, как правило, требовалось равномерное признание общего арендного расхода.
А теперь, согласно требованиям МСФО 16, арендаторы практически все арендные операции «вытягивают» из забаланса. Соответственно, значительно больше предоставляют информации о таких операциях. Стандарт, по сути, четко разделяет договоры аренды и договоры оказания услуг. Первые необходимо признавать в бухгалтерском балансе, вторые по-прежнему в балансе не отражают. То есть применение МСФО 16 приводит к отражению практически всех договоров аренды:
— в балансе арендатора путем признания: (1) арендного обязательства (представляет собой обязанность по уплате арендных платежей) и (2) актива по праву пользования в течение срока аренды;
— в отчете о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (подобно действующим правилам учета финансовой аренды) в расходы периода попадут: (1) расходы на амортизацию актива по праву пользования и (2) финансовые расходы (проценты) на остаток арендного обязательства.
Схематично единая модель учета аренды для арендатора будет выглядеть следующим образом (см. таблицу):
Схема отражения аренды в финансовой отчетности арендатора
Баланс (Отчет о финансовом состоянии) | Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе | |
Актив | Обязательство | Расходы по аренде: |
Право пользования базовым активом | Обязательство по арендным платежам | Амортизация + проценты |
Следствие. В результате внедрения нового стандарта существенно повышается прозрачность публикуемой финансовой информации арендатора — виден его скрытый потенциал либо ранее скрытые обязательства.
В то же время в переходный период применения МСФО 16 происходит следующее. В отчете о финансовом состоянии наблюдаем значительный скачок роста величины активов и обязательств компании. А в отчете о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе достаточно сильно возрастают расходы на амортизацию и процентные расходы, но в то же время снижаются расходы на аренду, которая ранее учитывалась как операционная. Причем, если сравнивать учет операции по МСФО 16 с тем, как если бы аренда и дальше учитывалась как операционная, то за весь период аренды чистая прибыль (убыток) останется без изменений. Однако, в первые периоды аренды:
— чистая прибыль/убыток будет ниже, а в конце срока — выше за счет снижения суммы процентных расходов;
— процентные расходы по арендному обязательству будут выше, чем в последующие, в связи со снижением величины арендного обязательства.
Как следствие, МСФО 16 повлиял практически на все широко используемые финансовые коэффициенты и показатели эффективности арендатора. Приведем примеры некоторых финансовых показателей.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (отношение величины всех имеющихся долгов по заемным средствам (вне зависимости от срока их погашения) к сумме собственного капитала) — это одна из расчетных характеристик, служащих для оценки финансового состояния компании. Она дает общее представление о пропорции, которую составляют заемные и собственные средства юрлица. Преобладание заемных средств говорит о вероятной неустойчивости в финансовом плане.
Коэффициент оборачиваемости активов (отношение годовой выручки к среднегодовой величине всех активов предприятия) является показателем деловой активности компании и показывает интенсивность использования (скорость оборота) и эффективность управления активами или обязательствами. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем выше деловая активность.
Как видим, ухудшаются финансовые показатели, которыми, как правило, интересуются инвесторы, поставщики, предоставляющие займы, отсрочки и т. д. То есть, такие изменения вполне могут сказаться на условиях кредитных соглашений и т. д.
Арендодатель. А вот для арендодателя (в отличие от арендатора), как мы уже отметили, со вступлением в силу МСФО 16 в правилах классификации и отражения операций аренды коренным образом ничего не изменилось. По-прежнему остается двойная модель учета аренды. Арендодатель должен ее классифицировать как: финансовую с выбытием активов с баланса и операционную — без такого выбытия Признаки (как каждый отдельно, так и в совокупности), по которым арендодатель классифицирует аренду на финансовую или операционную, приведены в § 63 МСФО 16.
Подводя итог, скажем, что аренда в представляет собой выгодный инструмент, позволяющий арендатору зарабатывать, используя чужое имущество, а арендодателю — получать доход от своих активов, которые сам использовать не может. При этом МСФО 16 позволяет компаниям по всему миру наиболее эффективно отражать результативность таких операций в соответствии с принципами международных стандартов финансовой отчетности.