Темы статей
Выбрать темы

Лицензионные проблемы и ловушки

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам за помощью обратился читатель, предприятие которого налоговики собираются лишить лицензии на хранение горючего только по той причине, что у него в лицензии были указаны паспортные, а не калибровочные* объемы емкостей. На примере этой ситуации рассмотрим ряд вопросов, отдельные из которых общие, т. е. касаются и других видов лицензий. Итак. Есть ли основания для аннулирования лицензии в таких случаях? Каковы механизм и сроки аннулирования и выдачи новой лицензии? Как вести себя, если лицензия таки будет аннулирована? Какие приводить данные в заявлении, чтобы не было проблем?

* Калибровочный — максимально точный объем емкости, резервуара.

Основания и аннулирование

Основание. В соответствии со ст. 3 и 15 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (далее — Закон № 481) лицензия на право хранения горючего и другие виды «горючих» лицензий (на производство и торговлю) аннулируются путем принятия органом, выдавшим лицензию, письменного распоряжения на основании, в частности, установления факта представления заявителем недостоверных данных в документах, поданных вместе с заявлением на получение лицензии.

Таким образом, на основании акта проверки (как правило, фактической) по вопросам лицензирования операций с горючим определенный налоговый орган (областной или г. Киева) должен выдать письменное распоряжение об аннулировании лицензии на хранение горючего.

Момент аннулирования. Лицензия аннулируется и считается недействительной с момента получения субъектом хозяйствования (в том числе иностранным хозсубъектом, действующим через постоянное представительство) письменного распоряжения о ее аннулировании. То есть

лицензия аннулируется не датой составления фискалами акта проверки или упомянутого распоряжения, а датой (точнее, моментом) получения этого распоряжения хозсубъектом

Этот нюанс важен (подробнее читайте в конце), потому что штраф за хранение горючего без лицензии не маленький — полмиллиона грн!

Ничтожность основания. Итак, в данном случае фискалы, оперируя тем фактом, что в документах (и лицензиях) указаны паспортные, а не калибровочные объемы емкостей, пытаются сделать основанием для аннулирования лицензии установление факта представления заявителем недостоверных данных в документах, поданных вместе с заявлением на получение лицензии. Нам кажется, что это придирки фискалов — ведь паспортные объемы емкостей/резервуаров обычно от калибровочных отличаются совсем на небольшие проценты.

Следовательно, здесь встает общий вопрос: а как оценивать недостоверность сведений для целей аннулирования лицензий? То есть являются конкретные сведения недостоверными или нет. Закон № 481 универсального ответа не дает.

Но вот в данном случае можно ставить вопрос и так, что недостоверности не было вообще. И указание в документах паспортного объема емкостей не является представлением недостоверных данных! И хотя калибровочный объем обычно более точен, чем паспортный (если не равен ему), но в нормативах нигде не сказано о запрете указания в документах, которые подаются для получения лицензии, вместимости резервуаров/емкостей исходя из паспортного объема. Нет в них и четкого требования — указывать именно калибровочный объем.

Здесь можно по аналогии сослаться норму п.п. 2 ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании**, где есть конкретика по затронутому вопросу. В частности, в этой норме указано, что выявлением недостоверности данных в подтверждающих документах, поданных хозсубъектом в орган лицензирования, является установление наличия расхождения между данными в подтверждающих документах и фактическим состоянием этого хозсубъекта на момент представления документов.

** Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

Не считаются недостоверными данные, основание приведения которых хозсубъектом не могло быть для него заведомо ненадлежащим

Но здесь есть проблема в соотношении норм Закона № 481 с Законом о лицензировании, однако налоговики в своей типовой форме заявления на получение алко-табачных лицензий (в п. 13) цитируют именно эту норму из Закона о лицензировании, так что стоит в подобных ситуациях на нее сослаться! (Обо всех этих проблемах читайте дальше).

Чтобы продолжить наши изыскания, допускаем, что формальный повод для аннулирования*** здесь как бы есть — если считать, что в документах все-таки надо было приводить более точные калибровочные объемы (хотя мы с этим и не согласны). Чтобы нам конкретнее анализировать эту ситуацию дальше, разделим ее на 2 варианта — в зависимости от вида лицензии на хранение горючего.

*** Кстати, при аннулировании лишние средства, уплаченные за лицензию, из бюджета не возвращают (БЗ, 113.04).

«Лицензия-лайт»

Это, напомним, такой «облегченный» вариант лицензии. При наличии этого вида лицензии можно хранить горючее только для собственных нужд или переработки (без реализации горючего или хранения чужого). Для получения такого вида лицензии согласно ст. 15 Закона № 481 достаточно подать фискалам только заявление с указанием в нем об использовании горючего исключительно для нужд собственного потребления или переработки, общей вместимости резервуаров и емкостей, используемых для хранения, и их фактического местонахождения. Конечно, если эта общая вместимость рассчитывалась исходя из паспортных, а не калибровочных объемов, то будет небольшое отклонение от сверхточного общего объема.

Но основанием для аннулирования лицензии буквально является представление заявителем недостоверных данных в документах (!), поданных вместе с заявлением. Поэтому

в случае с «лицензией-лайт» формально по этому основанию фискалы вообще не имеют права аннулировать лицензию, ведь документы с заявлением не подаются

Соответственно никаких данных, в том числе недостоверных, когда документы отсутствуют, вообще не может быть. А потому любые ошибки в показателе общей вместимости резервуаров и емкостей (или в каком-то другом), который приводится в самом заявлении, формально не могут быть основанием для аннулирования лицензии.

Однако если лицензию фискалы таки аннулируют и дело дойдет до суда, у нас нет полной уверенности, что судьи будут придерживаться этого формального подхода...

Поэтому здесь, видимо, лучше не становиться в «формальную позу», а попробовать убедить фискалов, что вами не нарушено никаких норм. То есть указание в заявлении общей вместимости исходя из паспортного объема емкостей не является представлением недостоверных данных (см. аргументы выше)! И, как мы уже отмечали, нормативы не запрещают считать общую вместимость резервуаров исходя из паспортного объема. Кстати, на практике такие «пустяки» (что есть еще какой-то объем, кроме паспортного) часто вообще могут быть неизвестны тем работникам, которые заполняют и подают заявления на получение «лицензий-лайт»…

«Полноценная» лицензия

Что касается «полноценной» лицензии на право хранения горючего (которая дает право на хранение и чужого горючего, и на реализацию), то здесь дела немного хуже. Ведь согласно ст. 15 Закона № 481 для получения такой лицензии хозсубъект вместе с заявлением должен предоставлять соответствующие документы по каждому резервуару/емкости, в которых хранится горючее. Это — акт ввода или готовности объекта к эксплуатации или другие документы, которые подтверждают ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством.

То есть, если в таких документах, которые подавались фискалам вместе с заявлением, был указан некорректный объем одного или нескольких резервуаров/емкостей для хранения горючего, то здесь уже точно у фискалов будет основание для аннулирования лицензии. Но, опять-таки, отметим, что паспортный объем спорно считать некорректным, да и нормативные документы не содержат требования относительно указания в упомянутых актах или других документах именно калибровочного объема. Поэтому и здесь пытайтесь убедить фискалов, что такие данные не являются недостоверными.

О том, что будет, если лицензию они все-таки аннулируют, читайте дальше.

Если аннулируют, как быстро должны выдать новую?

Итак, если лицензию аннулируют и хозсубъект для получения новой лицензии предоставит фискалам документы уже с полностью достоверными данными, то когда ему должны выдать новую лицензию?

Проблема в том, что Законом № 481 и выпущенными «под» данный Закон нормативами не установлены специальные механизм и сроки выдачи новой лицензии в случаях аннулирования фискалами лицензии, однако есть общие нормы. В то же время в Законе о лицензировании это установлено. И здесь встает вопрос о соотношении норм специального «алко-табачно-горючего» Закона № 481 с общим Законом о лицензировании.

Ведь согласно ч. 20 ст. 16 Закона о лицензировании в случае аннулирования лицензии, в частности по причине недостоверности данных в документах, поданных вместе с заявлением, хозсубъект заявление на получение новой лицензии может подать не раньше чем через один год (!) со дня вступления в силу решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии****.

**** Отметим, что эта норма еще и обещает админсанкции к ответственным лицам в случае аннулирования лицензии по такой причине.

Но применима ли (по аналогии или еще каким-то иным образом) эта норма к лицензионным сферам, которые регулирует Закон № 481?

Казалось бы, ответ известен и он отрицательный. Но! Открываем единый образец заявления для получения алкогольных/табачных лицензий, доведенный распоряжением ГФСУ от 28.02.2018 г. № 18-р, и находим в п. 13 этого образца текст о том, что будущий лицензиат ознакомлен с требованиями ст. 13 Закона о лицензировании, что основанием для принятия решения об отказе в выдаче лицензии является выявление недостоверных данных в подтверждающих документах, поданных получателем лицензии*****.

***** И в рекомендациях по заполнению заявления фискалы пишут, что напротив указанного пункта надо ставить «галочку» после ознакомления с Законом о лицензировании (kh.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/341427.html).

К чему здесь это, нам непонятно, может, просто с целью запугивания? Ведь в п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о лицензировании четко определено, что действие данного Закона не распространяется на лицензирование следующих видов хозяйственной деятельности: производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, биоэтанолом, алкогольными напитками и табачными изделиями и горючим, хранение горючего, осуществляемой в соответствии с Законом № 481 (ср. ). Таким образом, пункт 13 образца заявления противоречит этой норме. Кстати, мы больше не нашли у фискалов каких-то упоминаний того, что в подобных нашему (и в других) случаях, подпадающих именно под действие Закона № 481, должны также применяться (или считаются преимущественными) какие-то нормы Закона о лицензировании.

В то же время заметим, что нам известен один случай, когда судьи ВС, рассматривая дело, связанное с алко-лицензией (которые тоже «подчинены» Закону № 481), пользовались нормами Закона о лицензировании для разрешения вопросов, четко не урегулированных в Законе № 481******...

****** См. постановление ВС от 03.03.2020 г. № К/9901/526/20, дело № 806/3320/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/87963157).

Однако считаем, что в нашем случае нормы Закона о лицензировании неприменимы (согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 этого Закона), и такой вопрос решает общая норма ст. 15 Закона № 481!

То есть тут фискалы должны выдать новую лицензию на право хранения горючего (или отказать в выдаче) не через год, а в общий срок, определенный в ст. 15 Закона № 481: не позднее 20 календарных дней со дня получения указанных в данном Законе документов.

Что делать, когда старая аннулирована, а новой еще нет?

Если лицензия(и) на хранение горючего в этом или в иных случаях будет фискалами аннулирована или приостановлена, будьте очень осторожны!

Ведь хранение горючего без лицензии является нарушением Закона № 481, что влечет за собой штраф полмиллиона (!) грн, предусмотренный ст. 17 данного Закона.

Еще раз напомним: лицензия считается аннулированной в момент получения хозсубъектом распоряжения фискалов о ее аннулировании. Поэтому до этого момента

очень рекомендуем опустошить все имеющиеся у вас емкости для хранения горючего, которые находятся в местах, указанных в аннулируемой лицензии(ях) (или в других местах, на которые не получены лицензии)

Слейте по максимуму (!) горючее в баки всей своей техники, чтобы не вляпаться в штраф. Остаток можно отдать на хранение какому-нибудь плательщику акциза, имеющему полноценную лицензию на хранение. Но такая передача горючего на хранение беспроблемна, если вы зарегистрированы плательщиком горючего акциза. Если нет, то возможны проблемы с фискалами, ведь они такую передачу считают реализацией горючего (БЗ 114.1.1). Если будете прятать горючее где-то у себя (типа, в «подпольных» резервуарах/емкостях), помните, что эти остатки горючего фискалы могут у вас «вычислить» через данные бухучета и первичные документы. Поэтому будьте с этим особо внимательны.

Ведь фискалы коварны — могут сразу после аннулирования заявиться к вам с фактической проверкой по этим вопросам и выставить «улетный» счет за безлицензионное хранение.

О таких («промежуточных») проблемах должны помнить и те, кому будут аннулировать лицензии на торговлю горючим или на его производство. Ведь наличие таких лицензий освобождает от получения отдельных лицензий на хранение горючего. А потому при аннулировании таких лицензий сразу будет грозить штраф за безлицензионное хранение горючего…

Эпилог

Если вы раньше не особо обращали внимание на такие пустяки, то теперь отнеситесь серьезно к сведениям в документах, подаваемых фискалам. В случае, если у вас не совпадают паспортный и калибровочный объемы, лучше указывайте в документах (и/или заявлении) оба вида объема емкостей/резервуаров для хранения горючего.

Не ждите проверки, а заранее еще раз убедитесь в том, что все сведения, которые уже предоставлены фискалам, являются достоверными, и будет вам счастье. А если есть недостоверности или сомнения, то лучше загодя официально замените документы с некорректными (или подозрительными) сведениями.

Ну и еще раз отметим: ряд поднятых в этом материале проблем (о недостоверности данных, механизма аннулирования и сроков выдачи новых лицензий) касаются не только лицензий на право хранения горючего, но и других видов лицензий, «подчиненных» Закону № 481.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше