Темы статей
Выбрать темы

Нормы списания для электромобиля

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Подскажите, как при использовании электромобиля списывать электроэнергию и нужно ли устанавливать нормы такого списания?

Сразу скажем: вести учет потребления электроэнергии электрокаром, безусловно, нужно. Но, важно это в первую очередь для внутреннего контроля и для подтверждения связи расходов с хозяйственной деятельностью предприятия. В то же время радует, что никаких нормативных рамок либо требований по списанию электричества в действующем законодательстве нет. Ведь при списании электричества в аккумуляторах нормы списания горюче-смазочных материалов для классических авто не применяются, а иные нормы списания законодательно не установлены.

На первый взгляд может показаться, что никакого контроля за использованием электроэнергии на электромобиль осуществлять, в принципе, не нужно. Однако это не так. Ведь для благоприятных налоговых последствий (амортизация авто, «входной» НДС, исключение рисков признания дополнительного блага физлица, пользующегося авто, и т. д.) нужно подтверждать факт использования автомобиля в хозяйственной деятельности.

Доказательством взаимосвязи использования автомобиля с хоздеятельностью налогоплательщика, полагаем, может служить путевой лист, который необходимо оформлять в произвольной форме. Например, для электромобиля можно взять путевой лист легкового автомобиля, в котором литры заменить на заряд в кВт•ч. В нем указываем информацию о количестве потребленной электроэнергии при зарядке аккумулятора, маршрут и пробег электромобиля.

Заметим: во всех зарядных устройствах, как стационарных, так и мобильных, имеются счетчики и энергометры. С помощью этих нехитрых устройств можно фиксировать фактическое потребление электроэнергии при зарядке через зарядное устройство. А информацию о пробеге авто при полном заряде аккумулятора можно найти у производителя. Так вы сможете контролировать расход электроэнергии и направление использования электромобиля.

Помните:

основная задача путевого листа в данном случае не контроль за нормами расхода, а доказательство связи использования автомобиля с вашей хоздеятельностью

Что касается бухгалтерского учета, то, учитывая, что электричество абсолютно другой ресурс, нежели классическое топливо, то и подход к его учету должен быть иным.

Электромобиль, по сути, потребляет электроэнергию уже в момент его заправки. А значит, именно в этот момент нужно списывать расходы на электроэнергию (как услугу) в состав расходов отчетного периода. Ведь в отличие от классического топлива, которое можно, например, слить или продать на сторону, заряд аккумулятора будет использоваться исключительно на конкретный электрокар.

Впрочем, не сбрасываем со счетов возможность альтернативного подхода к учету электроэнергии.

Так, возможен вариант, когда при зарядке аккумулятора кВт•ч учитывают по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов», а затем списывают их на расходы, согласно фактическому пробегу автомобиля (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 103-104, с. 18). Мы считаем такой вариант учета электроэнергии не уместным. Ведь в таком случае аналогичный подход должен быть при зарядке, допустим, аккумулятора на мобильный телефон или иной электрический прибор. А это уже абсурд. Между тем осторожный плательщик может получить разъяснение на свое имя и им руководствоваться.

Подведя итог, отметим: устанавливать тотальный контроль за списанием электричества, на наш взгляд, бессмысленная трата времени и ресурсов. В то же время для подтверждения хозяйственности потребленной электроэнергии достаточно вести в произвольной форме путевые листы с указанием маршрута передвижения автомобиля и показаний спидометра.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше