Темы статей
Выбрать темы

Если директор/главбух поменял фамилию

Савченко Елена, податковий експерт
Какие действия надо предпринять, если директор и главный бухгалтер планируют поменять фамилии?

Поскольку и директор, и главный бухгалтер не только наемные работники, но и лица, которые подписывают первичные документы, отчетность, а сведения о директоре фигурируют еще и в ЕГР, то факт смены фамилии директора/главного бухгалтера предприятию без внимания оставить никак нельзя. А что в связи с этим событием надо предпринять, сейчас выясним.

Изменения в ЕГР. Начнем с директора. Поскольку директор фигурирует в информации о юрлице, содержащейся в ЕГР, в этот реестр придется вносить изменения.

Действовать можно через госрегистратора, нотариуса или, что гораздо проще, через портал электронных сервисов, например, через персональний кабинет «Он-лайн будинку юстиції» (online.minjust.gov.ua).

В данном случае понадобятся такие документы:

— заявление о госрегистрации изменений (например, для обычных предприятий (не общественных формирований и органов власти) — по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5);

— квитанция об уплате админсбора (ст. 36 Закона № 755);

— оригинал (нотариально заверенная копия) решения собственника (общего собрания участников (акционеров)) о внесении изменений в информацию о юрлице (нотариально заверенная копия или оригинал).

Обращаем внимание: в общем случае подписи на указанном решении удостоверяются нотариально (если изменения вносятся через госрегистратора/нотариуса). Но если вносить изменения через портал электронных сервисов, то достаточно использовать квалифицированные электронные подписи (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Кроме того, подлинность подписей в решении, подаваемом общественными объединениями или благотворительными организациями, содержащиеся в Едином госреестре, нотариально удостоверяется только при наличии такого требования в учредительных документах соответствующего общественного объединения или благотворительной организации.

Если фамилию меняет главный бухгалтер, то в этом случае изменения в ЕГР вносить не нужно.

Уведомляем налоговиков. Если фамилию меняет директор, то уведомлять налоговиков об этом не нужно, поскольку данные о новой фамилии директора автоматически попадают в ЕГР.

А вот данных о главном бухгалтере в ЕГР нет. Поэтому к налоговикам может попасть информация о нем только от юридического лица.

Для этого нужно подать заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку».

На эту процедуру отведено 10 календарных дней с момента смены фамилии

Но поскольку главный бухгалтер такой же наемный работник, как и остальные, в случае смены фамилии он обязан сообщить об этом своему работодателю. Поэтому, по нашему мнению, 10 дней должны отсчитываться с момента, когда на предприятие поступило заявление о смене фамилии с копиями подтверждающих этот факт документов.

К заявлению по форме № 1-ОПП прилагаются подтверждающие документы (п.п. 66.1.3 НКУ, 116.01 БЗ).

Конкретный их перечень нигде не значится. В этом случае, как правило, подают: копию паспорта главного бухгалтера; копию приказа по предприятию о внесении изменений в информацию о главном бухгалтере. В ф. № 1-ОПП заполняются только разделы: 1 «Податковий номер»; 2 «Повне найменування українською мовою»; 4 «Найменування контролюючого органу, до якого подається заява»; 10 «Головний бухгалтер (бухгалтер чи інша особа, на яку покладено обов’язки з ведення бухгалтерського обліку платника податків)».

Обратите внимание: если предприятие на момент смены фамилии главным бухгалтером является плательщиком НДС, то заявление по форме № 1-ПДВ подавать не нужно, поскольку данные о главном бухгалтере в Реестр плательщиков НДС не вносятся (см. п. 2.2 Положения № 1130).

Новая электронная подпись. На этом этапе нужно аннулировать ключи, выданные на старую фамилию главного бухгалтера/директора, и получить новые, поскольку произошли изменения в их идентификационных данных.

Для этого необходимо обратиться в один из аккредитованных центров сертификации ключей (АЦСК)

Для главного бухгалтера на этом все. Договор о признании электронных документов с налоговиками продолжает действовать.

Что касается директора, то после внесения изменений в ЕГР договор о признании электронных документов с налоговиками свое действие прекращает.

А значит, надо заново открыть эту страницу — еще раз присоединиться к договору с налоговиками.

И тут надо обратить внимание на такой момент. До 01.09.2020 г. в таких случаях надо было подавать новое заявление о присоединении к этому договору.

Но с 01.09.2020 г. для того, чтобы присоединиться к договору с налоговиками, уже подавать такое заявление нет необходимости. Это связано с тем, что в Порядок № 557 внесены соответствующие изменения приказом Минфина от 01.06.2020 г. № 261, которые именно с этой даты — 01.09.2020 г. — и вступили в силу.

Теперь для присоединения к договору достаточно отправить контролерам первый любой электронный документ в установленном формате (стандарте) с соблюдением требований законодательства касательно электронного документооборота и электронных доверительных услуг. Подтверждением присоединения к договору будет квитанция о приеме документа контролирующим органом (п. 1 разд. III Порядка № 557)*.

* А с 07.11.2020 г. договор с налоговиками на электронную отчетность (договор о признании электронных документов) вообще отменяется.

Иначе говоря, отправив первый электронный документ налоговикам и получив вторую квитанцию, можно считать, что присоединение к договору прошло успешно.

И еще один момент. Прекращение договора о признании электронных документов влечет за собой также и прекращение связанных с ним уведомлений.

Поэтому, если у вас есть подписанты (кроме директора и главбуха), в налоговую необходимо отправить также новое уведомление о предоставлении информации по ЭЦП (форма которого указана в приложении 2 к Порядку № 557). Отправляют его в электронном виде.

В такое уведомление необходимо будет вносить информацию о подписанте(-ах), которому(-ым) предоставляется право подписи электронных документов.

Уведомляем банк. И еще один этап, который никак нельзя пропустить при смене фамилии директора и главного бухгалтера. Речь о том, что в данном случае надо обязательно уведомить банк.

Так, согласно п. 9 разд. І Инструкции № 492 в банк подается/направляется обновленный перечень распорядителей счетом.

Подавать такой перечень можно как в бумажном, так и в электронном виде. Порядок подачи/направления перечня распорядителей счетом устанавливается внутренними документами банка.

Перечень может быть составлен в произвольной форме или в форме, определенной банком, и должен содержать следующие обязательные реквизиты: фамилию, имя, отчество (при наличии) распорядителя счета и подпись.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше