Темы статей
Выбрать темы

Горючее: калейдоскоп разъяснений (акциз, РРО)

Павленко Алексей, налоговый эксперт
За последний промежуток времени (имеем в виду лето и часть осени) главными фискалами было выдано на-гора немало разъяснений, касающихся операций с горючим. В «Налоги & бухучет», 2020, № 82 (с. 10) мы уже осветили самые занятные о лицензировании. В этой же статье мы проанализируем несколько любопытных разъяснений ГНСУ о горючем акцизе и даже одно об РРО.

Возврат горючего с транспорта на склад — реализация!

У фискалов спросили о порядке учета и налогообложения остатка горючего, слитого с технологического транспорта (его заправка была проведена через РРО) и возвращенного на склад Общества, оборудованный уровнемером.

В ответ налоговики напомнили «необъятный» термин «реализация горючего» из п.п. 14.1.212 НКУ и заявили, что операция слива остатка горючего/возврата его на склад подпадает под это определение. А потому Обществу необходимо зарегистрировать заявку и пополнить объемы остатков горючего в СЭАРГ. Из этого прямо следует и обязанность зарегистрировать акцизную накладную (АН) на этот объем, хотя об АН фискалы в ответе почему-то не вспомнили…

Такой ответ вызывает ряд замечаний. Можно было бы его считать логичным лишь в том случае, если бы транспорт, с которого слили горючее, был, во-первых, передвижным акцизным складом, а во-вторых — был заправлен с другого акцизного склада Общества. Ведь учет горючего ведется в разрезе акцизных складов.

Здесь напомним, что реализацией горючего может считаться операция по отпуску (в данном случае — возврату) горючего только с акцизного склада передвижного (или стационарного) — см. упомянутый п.п. 14.1.212 НКУ. В свою очередь, бак транспортного средства не считается никаким из акцизных складов! Поэтому, если горючее возвращалось из бака транспорта, ответ точно некорректный. И заявку, и АН нельзя составить, если транспорт не является передвижным акцизным складом, и первоначальная АН не была выписана на этот же транспорт.

Если же горючее наливалось и возвращалось на один и тот же склад (а на это указывает слово «возвращенного» в вопросе плательщика), то было бы логично в таком случае

просто выписать минусовый РК к сводной АН, которой было списано это горючее на собственные нужды по итогам соответствующего месяца

Кстати, такой вариант как раз и спасет в той ситуации, когда транспорт, с которого вернули на склад горючее, не является передвижным акцизным складом - иначе возвращенные объемы на акцизный склад в СЭАРГ не завести! А когда и заправка транспорта, и возврат горючего состоялись в том же месяце, то вообще ничего делать не надо. Нет смысла проводить этот объем через сводную АН. Налоговики же выбрали привычный для них, фискальный, вариант ответа. Но технически он может быть и неосуществим…

(Письмо ГНСУ от 17.09.2020 г. № 3878/ІПК/99-00-09-03-03-06)

Когда и миллион литров не страшен!

Удивил нас нефискальный и логичный ответ, который налоговики дали на вопрос: нужно ли Обществу регистрироваться плательщиком акциза и получать лицензию на хранение горючего, если горючее (сжиженный газ) «с колес» принимается в производственную систему через оборудование и используется в процессе производства?.. При этом в вопросе указано, что годовой объем потребления горючего Обществом превышает 1000 м3 (т. е. 1 млн л)!

Налоговики ответили: если Общество не осуществляет хранение газа и не имеет емкостей для его хранения (!), а принимает газ прямо в производственную систему, то помещение/территория, где проводится деятельность, не подпадает под определение акцизного склада, а Общество не является его распорядителем и плательщиком горючего акциза. Не нужна Обществу и лицензия на хранение горючего.

Тут напомним, что согласно термину «акцизный склад» (п.п. 14.1.6 НКУ), если горючее используется хозсубъектом только для собственных нужд, чтобы помещение или территория не считались акцизным складом, надо придерживаться сразу двух основных ограничений*. Первое — общая вместимость расположенных в конкретном помещении/на территории емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего не должна превышать 200 куб. м. Второе — собственник/пользователь такого помещения/территории получает в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 1000 куб. м (без учета объема, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим).

* Кроме того, нужно еще не осуществлять операции по реализации и хранению горючего другим лицам.

То есть буквально из этого термина следует, что если даже хоть одно из этих двух ограничений не выполняется, хозсубъекту нужно регистрировать акцизный склад и регистрироваться плательщиком горючего акциза.

А вот исходя из нефискального вывода, сделанного налоговиками в этом письме:

если емкостей нет, т. е. горючее хозсубъектом вообще нигде не хранится, а заливается сразу в баки или в системы (как в данном случае), то объем потребления не имеет значения

И склада акцизного в таком случае нет, и если горючее используется исключительно для собственных нужд, а годовой объем превышает предельные 1000 м3 (1 млн л), ни склад, ни плательщика регистрировать не надо.

Имейте этот нюанс в виду: нет хранения — нет склада! То есть, например, если горючее вы храните где-то на стороне — у другого хозсубъекта в его (не арендованных вами!) емкостях, и он оттуда прямо в баки отпускает вам горючее, то можно обойти регистрацию склада и плательщика, даже преодолев за год «миллионный» порог**. Но при этом лучше вообще не иметь емкостей для хранения горючего (даже пустых) и иметь на руках подобную (свою) ИНК.

** Кстати, согласно упомянутому п.п. 14.1.6 НКУ объемы горючего, полученные через АЗС (АГЗС), в расчет годового объема не включаются.

(Письмо ГНСУ от 23.07.2020 г. № 3015/ІПК/99-00-09-03-03-06)

О резервуарах

Налоговики дали ответы на ряд вопросов, связанных с резервуарами для хранения горючего, в т. ч.: о порядке ввода резервуара в эксплуатацию, чем этот ввод подтвердить, в течение какого времени нужно его зарегистрировать?

Подытожим ответы фискалов. Они отметили, что прямое требование о подаче документа о вводе «горючего» резервуара в эксплуатацию есть лишь в Законе № 481 — для получения лицензии на право оптовой/розничной торговли горючим или на хранение горючего. Напомним, что для получения упрощенной («лайт») лицензии — на хранение исключительно для собственных нужд подавать такой документ не нужно.

Но о подтверждении ввода фискалы отметили, что для получения документов, подтверждающих прием в эксплуатацию объектов, следует обращаться в органы государственного архитектурно-строительного контроля, определенные ст. 7 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17,02.2011 г. № 3038 (ср. ).

Так что лучше бы этот вопрос фискалам не задавали, а то, возможно, для получения лицензии хватило бы и обычного акта ввода резервуара в эксплуатацию (по форме № ОЗ-1)...

В отношении срока, в течение которого нужно зарегистрировать введенный резервуар, фискалы отписались, что запрещается реализация горючего без наличия зарегистрированных расходомеров, уровнемеров и резервуаров. Поскольку такой срок нормативно не определен.

Еще фискалы отметили, что ответственность за нерегистрацию резервуаров, введенных в эксплуатацию, определена в п. 1281.1 НКУ***. А ответственность за нерегистрацию не введенного в эксплуатацию резервуара отсутствует.

*** Здесь фискалы немного искажают. Ведь именно за резервуары в п. 1281.1 НКУ ответственность не установлена — она установлена за отсутствие регистрации счетчиков (20 тыс. грн за одно место, повторно — 50 тыс. грн). Но, конечно, без регистрации резервуара и счетчик не зарегистрировать…

(Письмо ГНСУ от 07.07.2020 г. № 2739/6/99-00-09-01-02-06/ІПК, вопросы 1 — 4)

Возвращаешь горючее через колонку — только с РРО!

На практике, чтобы не связываться с горючим акцизом и лицензиями (в первую очередь — на хранение горючего), нередко используется следующая схема заправки транспортных средств. Хозсубъектом 1 закупается оптом горючее и сразу размещается на хранение у Хозсубъекта 2 (нередко именно у него горючее и закупается), который имеет необходимые емкости, лицензии и, как правило, является плательщиком горючего акциза. Потом по ведомостям (или другим документам) транспорт Хозсубъекта 1 путем возврата горючего из хранения заправляется Хозсубъектом 2 (прямо из емкостей или через топливные колонки последнего).

Так вот, у фискалов «фанаты» подобной схемы спросили: нужно ли Обществу регистрировать РРО для осуществления операций по возврату горючего с ответственного хранения третьим лицам по распоряжению поклажедателя через расходомер в бак транспортных средств и предоставлять расчетный документ (фискальный чек) на каждую такую операцию? И разрешено ли указывать в фискальном чеке цену нефтепродуктов « при осуществлении операций по возврату горючего с ответственного хранения?

И что же, вы думаете, фискалы им ответили? Конечно, РРО нужен! Какие же они высосали аргументы, чтобы «замутить» такой фискальный ответ? Да фактически никаких внятных аргументов не прозвучало! Фискалы в своей классической манере, приведя кучу цитат из РРО-нормативов, делают очень странный вывод: операция по возврату горючего с ответственного хранения третьим лицам по распоряжению поклажедателя через расходомер в бак транспортных средств является расчетной операцией(!?..) в понимании Закона об РРО, и в этом случае хозсубъект обязан применять РРО на общих основаниях с выдачей получателю нефтепродуктов расчетного документа установленной формы в месте получения таких нефтепродуктов.

Чтобы убедиться, что такой вывод высосан из пальца, прочтите выше в этом же письме приведенное фискалами из ст. 2 Закона об РРО определение термина «расчетная операция»…

Таким образом,

фискалы фактически приравняли такие операции по возврату горючего с хранения к розничной торговле горючим****

**** В то же время в письме ГНСУ от 09.09.2020 г. № 3780/ІПК/99-00-09-03-01-06 есть вывод, что такой тип отпуска горючего для потребления в хозяйственной деятельности не является розничной торговлей горючим.

Но ведь в вопросе Общества даже не упоминалось о том, что это горючее раньше было собственностью хранителя!!!

По поводу нулевой цены в фискальном чеке налоговики отписались, что законодательством в сфере проведения расчетов за товары (работы, услуги) в наличной и безналичной формах четко и однозначно установлены требования к содержанию и форме расчетных документов, иное нормативами не предусмотрено. Вот так!

Вывод: не надо было задавать фискалам таких вопросов, да еще и вопросом о нулевой цене в чеке подталкивать их к фискальному ответу относительно РРО. Так что сами напросились, теперь самим и расхлебывать придется… ☹

(Письмо ГНСУ от 07.07.2020 г. № 2739/6/99-00-09-01-02-06/ІПК, вопросы 6 и 7)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше