* Вступит в силу через месяц со дня его опубликования, т. е. 27.04.2021 г.
Вывод документа
«Трудовой» контроль у обычных работодателей будут осуществлять только инспекторы Гоструда и ее территориальных органов
С 01.01.2017 г. должностных лиц органов местного самоуправления (далее — ОМС) наделили почти такими же полномочиями, как и трудовых инспекторов Гоструда (и ее территориальных органов). В результате они получили право на подведомственных им территориях:
— осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения (п. 1 ч. 3 ст. 34 Закона № 280**);
** Закон Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
— налагать штраф за нарушение законодательства о труде и занятости населения (п. 2 ч. 3 ст. 34 Закона № 280).
Теперь же, после вступления в силу комментируемых изменений, должностные лица ОМС контролировать соблюдение законодательства о труде и занятости населения смогут только у работодателей, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад.
А право налагать штрафы у них вообще отобрали. В том числе лишили права протоколировать админнарушения, предусмотренные чч. 1 — 4 ст. 41 КУоАП (нарушение требований законодательства о труде и об охране труда). Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 259 КЗоТ, ч. 3 ст. 34 Закона № 280 и ст. 255 КУоАП.
В отношении предприятий, которые не находятся в коммунальной собственности, а также в отношении ФЛП, использующих труд наемных работников, полномочия ОМС будут ограничены исключительно правом инициирования проверок — путем подачи соответствующих обращений в Гоструда (ее территориальные органы). В свою очередь, такое «обращение» добавили в основания для проведения внеплановой проверки (ч. 1 ст. 6 Закона № 877***).
Еще один момент, который затронул комментируемый документ, — это административная ответственность за невыполнение законных требований, создание препятствий проверяющим по ст. 1886 КУоАП.
Для начала напомним, что за противоправный недопуск и/или создание препятствий для проведения трудовой проверки предприятию могут грозить штрафные санкции по ст. 265 КЗоТ. Но помимо финсанкций, налагаемых на предприятие, конкретное виновное лицо может получить еще и административный штраф по ст. 1886 КУоАП.
Комментируемым Законом внесены изменения и в эту статью КУоАП. Раньше эта норма охватывала нарушения законодательства о труде и обязательном соцстраховании. После изменений в указанной статье будут упомянуты еще и нарушения законодательства о занятости населения. То есть невыполнение предписания проверяющих по устранению нарушения о занятости населения или недопуск к такому контрольному мероприятию тоже будет наказываться админштрафом по этой статье. Размер штрафа за такое нарушение при этом не изменится и, как и ранее, будет составлять от 850 до 1700 грн.
И еще. Гоструда (ее территориальные органы) теперь будут освобождены от уплаты судебного сбора при рассмотрении дел во всех судебных инстанциях. Наверняка это повлияет на их активность в подаче жалоб на вынесенные не в их пользу судебные решения.