Стоимость тары. По общему правилу продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, если иное не установлено в договоре купли-продаже или не следует из сути обязательства (ч. 1 ст. 685 ГКУ). Это правило применимо и к договорам поставки (ч. 2 ст. 712 ГКУ и ч. 6 ст. 265 ХКУ).
В сущности, из этих норм можно вытащить правило о том, что тара должна включаться в стоимость товара. И если поставщик хочет получить оплату за нее отдельно, это необходимо четко оговаривать в договоре поставки.
К такому же выводу приходит и Верховный Суд. В постановлении от 01.04.2021 г. по делу № 910/5447/20* его судьи указали на то, что в случае, когда в законодательстве отсутствует указание по оплате тары и/или упаковки товара, следует исходить из того, что обязанность продавца по надлежащему затариванию и/или упаковке товара установлена диспозитивной нормой. То есть если договор не предусматривает особые условия по затариванию или упаковке товара, то продавец обязан это делать без взимания какой-либо дополнительной платы.
* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/95940099
При этом расходы продавца на тару и/или упаковку включаются в цену договора купли-продажи. В то же время ч. 1 ст. 685 ГКУ позволяет в договоре установить иной порядок, в том числе и оплату расходов продавца на затаривание и/или упаковку товара.
Отсюда вывод: если в договоре нет оговорок об отдельной оплате тары, а продавец/поставщик требует ее оплатить, то покупатель может отказаться это делать.
Некачественная тара. В нашей ситуации есть еще один важный нюанс: тара развалилась в процессе доставки. Если о таре нет ни слова в договоре, то это уже не столь важно. Главное, чтобы товар был цел.
Но если предположить, что в договоре указано, что тара оплачивается отдельно. Как быть тогда?
Как правило, в договоре оговариваются такие ситуации. Особенно в случае с возвратной тарой.
Причем ключевой момент здесь — вина. Если тара изначально была ненадлежащего качества, то ни о какой вине речи быть не может.
Более того, по общему правилу если поставщик передал покупателю товар в ненадлежащей таре или упаковке, то покупатель имеет право требовать от продавца (ст. 686 ГКУ):
— передачи товара в надлежащей таре/упаковке или
— замены ненадлежащей тары/упаковки или
— предъявить иные требования, следующие из сути обязательства либо характера товара, или
— предъявить требования, следующие из передачи товара ненадлежащего качества (ст. 678 ГКУ). Напомним: среди требований, связанных с товарами ненадлежащего качества, например, пропорциональное уменьшение цены (п. 1 ч. 1 ст. 678 ГКУ).
Если все же пришлось столкнуться с тарой ненадлежащего качества, то этот факт при приеме товара обязательно нужно фиксировать в акте. В нем указываются количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов (п. 16 Инструкции № П-7).