Темы статей
Выбрать темы

Заплатили за товар! А за тару кто заплатит?

Амброзяк Наталья, юрист
Ситуация, с которой столкнулся наш читатель, может случиться с каждым. Есть договор поставки. Товар оплачен, поставщик отгрузил его в установленные договором сроки. И все было бы хорошо… Но поставщик прислал накладную и счет-фактуру на тару. Счет немаленький, а тара при перевозке попросту развалилась. В договоре нет оговорок в отношении стоимости тары. Возникают резонные вопросы: что делать и можно ли не платить за тару? Разбираемся в проблеме.

Стоимость тары. По общему правилу продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, если иное не установлено в договоре купли-продаже или не следует из сути обязательства (ч. 1 ст. 685 ГКУ). Это правило применимо и к договорам поставки (ч. 2 ст. 712 ГКУ и ч. 6 ст. 265 ХКУ).

В сущности, из этих норм можно вытащить правило о том, что тара должна включаться в стоимость товара. И если поставщик хочет получить оплату за нее отдельно, это необходимо четко оговаривать в договоре поставки.

К такому же выводу приходит и Верховный Суд. В постановлении от 01.04.2021 г. по делу № 910/5447/20* его судьи указали на то, что в случае, когда в законодательстве отсутствует указание по оплате тары и/или упаковки товара, следует исходить из того, что обязанность продавца по надлежащему затариванию и/или упаковке товара установлена диспозитивной нормой. То есть если договор не предусматривает особые условия по затариванию или упаковке товара, то продавец обязан это делать без взимания какой-либо дополнительной платы.

* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/95940099

При этом расходы продавца на тару и/или упаковку включаются в цену договора купли-продажи. В то же время ч. 1 ст. 685 ГКУ позволяет в договоре установить иной порядок, в том числе и оплату расходов продавца на затаривание и/или упаковку товара.

Отсюда вывод: если в договоре нет оговорок об отдельной оплате тары, а продавец/поставщик требует ее оплатить, то покупатель может отказаться это делать.

Некачественная тара. В нашей ситуации есть еще один важный нюанс: тара развалилась в процессе доставки. Если о таре нет ни слова в договоре, то это уже не столь важно. Главное, чтобы товар был цел.

Но если предположить, что в договоре указано, что тара оплачивается отдельно. Как быть тогда?

Как правило, в договоре оговариваются такие ситуации. Особенно в случае с возвратной тарой.

Причем ключевой момент здесь — вина. Если тара изначально была ненадлежащего качества, то ни о какой вине речи быть не может.

Более того, по общему правилу если поставщик передал покупателю товар в ненадлежащей таре или упаковке, то покупатель имеет право требовать от продавца (ст. 686 ГКУ):

— передачи товара в надлежащей таре/упаковке или

— замены ненадлежащей тары/упаковки или

— предъявить иные требования, следующие из сути обязательства либо характера товара, или

— предъявить требования, следующие из передачи товара ненадлежащего качества (ст. 678 ГКУ). Напомним: среди требований, связанных с товарами ненадлежащего качества, например, пропорциональное уменьшение цены (п. 1 ч. 1 ст. 678 ГКУ).

Если все же пришлось столкнуться с тарой ненадлежащего качества, то этот факт при приеме товара обязательно нужно фиксировать в акте. В нем указываются количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов (п. 16 Инструкции № П-7).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше