Темы статей
Выбрать темы

Открываем пункт приема металлолома

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Прием вторсырья у населения — на самом деле довольно прибыльный бизнес. Поэтому это направление деятельности всегда привлекало внимание предпринимателей. Давайте выясним, какие основные требования к организации пункта приема металлолома выдвигает действующее законодательство.

Прежде всего, начиная любой новый вид деятельности, позаботьтесь о том, чтобы он был внесен в Единый государственный реестр юрлиц и ФЛП, а для ФЛП-упрощенцев — еще и в Реестр плательщиков единого налога. Ну а теперь поговорим об организационных моментах.

Основным документом, регулирующим порядок сбора вторсырья, является Закон об отходах. Под отходами как вторичным сырьем понимают отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки (ст. 1 Закона об отходах). Вторичным сырьем могут быть: макулатура, стеклобой, отходы полимерные, резиновые; лом черных и цветных металлов и пр.

Разрешительные нюансы

Заметим: в ст. 2 Закона об отходах сказано, что, помимо данного Закона, законодательство об отходах состоит в том числе и из Закона о металлоломе. А в ст. 2 Закона о металлоломе сделана оговорка, что Закон об отходах не распространяется на отношения, возникающие в процессе осуществления операций с металлоломом. При этом к операциям с металлоломом относятся: заготовка, переработка, металлургическая переработка лома черных и цветных металлов. Итак, металлолом выделен в отдельную группу отходов.

Деятельность компаний по операциям с металлоломом не подлежит лицензированию, за исключением деятельности по захоронению и переработке бытовых* отходов (пп. 31 и 32 ст. 7 Закона о лицензировании). Несмотря на это, к такой деятельности установлены особые требования (ст. 5 Закона о металлоломе).

* Бытовые отходы — это отходы, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления (ст 1. Закона об отходах).

Так, переработку металлолома могут осуществлять только специализированные или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия. Металлургическую переработку металлолома осуществляют исключительно специализированные металлургические перерабатывающие предприятия.

А вот заготовку** металлолома могут осуществлять также другие субъекты хозяйствования. Для этого они имеют право открывать приемные пункты (ст. 4 Закона о металлоломе).

** Заготовка металлолома — деятельность, связанная с покупкой, хранением и реализацией металлолома субъектами хозяйствования (ст. 1 Закона о металлоломе).

Внесение информации в Перечень субъектов хозяйствования, осуществляющих заготовку металлолома и/или операции с металлоломом, происходит на основании электронного заявления, поданного в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную промышленную политику. Не требует внесения в Перечень информация о субъектах хозяйствования, у которых металлолом образовался (1) в результате их хозяйственной деятельности и (2) которые являются его первыми владельцами, при наличии подтверждающих документов.

Запрещается: заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома обычными физлицами. Кроме того: субъекты хозяйствования не могут привлекать к операциям с промышленным металлоломом лиц в возрасте до 18 лет (ст. 4 Закона о металлоломе).

Субъекты хозяйствования, которые решили заняться операциями с металлоломом, должны вписываться в обязательные требования к (1) субъекту хозяйствования и (2) пункту приема.

(1). Субъекты хозяйствования должны иметь квалифицированных специалистов и соответствующее оборудование. Кроме того, они должны обеспечить контроль за взрывной, пожарной, экологической и радиационной безопасностью (ч. 2 ст. 5 Закона о металлоломе).

(2). Приемные пункты должны иметь собственный или арендованный участок с твердым покрытием, площадь которого определяется субъектом хозяйствования с учетом его производственных нужд, или контейнер (любую другую подходящую емкость, тару), которые обеспечивают хранение металлолома способом, который делает невозможным проникновение вредных веществ в почву.

Каждый приемный пункт должен иметь весовое оборудование, соответствующее его производственным потребностям, систему видеонаблюдения, видеозаписи, архивирования и сохранять созданную в процессе видеонаблюдения информацию не менее 3 месяцев.

Кроме того, Правилами безопасности, утвержденными приказом Госгорпромнадзора от 29 июля 2009 г. № 119, прописаны требования к условиям труда работников, занятых в этой сфере, а также требования к территории предприятий, осуществляющих заготовку и переработку лома и отходов черных и цветных металлов. Так, в частности, площадь земельного участка для осуществления операций с металлоломом должна быть не менее 500 кв. м для операций с ломом цветных металлов и не менее 1000 кв. м для операций с ломом черных металлов (п. 4.1.1 этих Правил).

Документальные фишки

Документы в сфере работы с металлоломом — это документы, содержащие сведения о происхождении и владельце металлолома, соответствии его требованиям законодательства, нормам и правилам взрывной, пожарной, экологической и радиационной безопасности.

Документы, удостоверяющие получение права собственности на металлолом, и акты приема металлолома являются обязательными первичными документами учета металлолома. Эти документы должны находиться у собственника металлолома и храниться в течение одного года.

Прием металлолома от физлиц осуществляется с заполнением расчетного документа — упрощенной расчетной квитанции*.

* О том, что фискалы приравнивают закупку металлолома у физлиц к расчетной операции в понимании Закона об РРО, см. материал «Закупаем металлолом в приемном пункте» этого номера.

Кстати, с 14.11.2020 г.** слегка упростили порядок осуществления операций с металлоломом. В частности, нет обязательного требования о предоставлении физлицом документа, удостоверяющего его личность, при сдаче металлолома. А в акте приемки металлолома от физлиц указываются только фамилия, имя, отчество физлица, вес, стоимость и описание металлолома. Также

** Законом Украины от 14.07.2020 г. № 776-I внесены изменения в Закон о металлоломе.

снят запрет на прием промышленного лома у физлиц, не являющихся субъектами хозяйствования

В акте приемки металлолома от субъектов хозяйствования указываются: наименование и идентификационный код юрлица в ЕГРПОУ или регномер учетной карточки ФЛП, или серия и номер паспорта (для физлиц, отказавшихся от принятия регномера учетной карточки налогоплательщика и имеющих об этом отметку в паспорте), местонахождение из ЕГР юрлиц, ФЛП и общественных формирований.

Ответственность за достоверность данных об источнике происхождения металлолома, указанных в акте приемки, возлагается исключительно на продавца металлолома и не может быть возложена на покупателя. Покупатель не несет ответственности за правоотношения продавца с другими субъектами хозяйствования и физлицами — участниками предыдущих цепей поставок металлолома (ст. 6 Закона о металлоломе).

Учтите: прием на металлолом технических средств телекоммуникаций, сооружений электросвязи или их частей, другого телекоммуникационного оборудования разрешается только от субъектов хозяйствования, использующих указанное имущество при осуществлении своей хоздеятельности. При этом такой субъект хозяйствования должен иметь оригинал или должным образом заверенную копию или выписку из соответствующего акта о списании такого имущества с баланса и документов, подтверждающих его использование в хоздеятельности.

Эконалог

Плательщиками эконалога являются, в частности, субъекты хозяйствования, которые осуществляют размещение отходов (кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях субъектов хозяйствования) (ст. 240 НКУ). Иначе говоря, субъекты хозяйствования, которые размещают на собственных территориях исключительно отходы как вторичное сырье, не являются плательщиками эконалога за размещение отходов (п. 240.5 НКУ).

Другое дело, когда металлолом относят к отходам и не признают вторсырьем (хотя такое вряд ли может быть). Тогда, чтобы не платить эконалог за размещение отходов, надо иметь договор с организацией, которая будет забирать такой металлолом на переработку или утилизацию (письмо ГНСУ от 17.04.2020 г. № 1589/6/99-00-04-03-03-06/ИНК).

При этом можно утверждать, что временное хранение металлолома как отходов, а не вторичного сырья, не является размещением отходов. Ведь под размещением отходов понимают постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено разрешение (п.п. 14.1.223 НКУ).

Ответственность

Лица, виновные в нарушении законодательства, регулирующего осуществление операций с металлоломом, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законам Украины (ст. 16 Закона о металлоломе).

Вид нарушения

Ответственность применяется к:

Размер ответственности

Норма закона

Нарушение законодательства о заготовке, переработке и металлургической переработке металлолома

должностному лицу субъекта хозяйствования или ФЛП, осуществляющему заготовку, переработку, металлургическую переработку металлолома

Штраф от 500 до 1000 НМДГ (8500 — 17000 грн);

за повторное на протяжении года совершение нарушения относительно несоставления акта приемки, за которое лицо уже подвергалось админвзысканию:

штраф от 1000 до 3000 НМДГ (17000 — 51000 грн) с конфискацией металлолома, а также средств, полученных от его реализации с нарушением требований законодательства

Ст. 16410 КоАПУ

Прием металлолома без составления акта приемки

Осуществление заготовки металлолома, переработки лома цветных и черных металлов, организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома

физлицу, осуществляющему такую деятельность без госрегистрации в качестве субъекта хозяйствования

Штраф от 1500 до 2000 НМДГ (25500 — 34000 грн) или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 1 года;

за действия, совершенные лицом, ранее судимым за уголовное правонарушение, предусмотренное этой статьей, —

штраф от 3000 до 4000 НМДГ (51000 — 68000 грн) или лишение свободы на срок до 3 лет

Ст. 213 УКУ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше