* См. «Налоги & бухучет», 2020, № 98, с. 24.
РРО-обязанные
Юрлица и предприниматели-общесистемщики в 2021 году продолжают использовать РРО на общих основаниях — с учетом уже существующих льгот, которые им дают ст. 9 и 10 Закона об РРО. Никаких дополнительных льгот Закон № 1017 не предусматривает, разве что льготу для услуг, которые оплачиваются дистанционно (подробнее об этом мы скажем далее).
Предприниматели-единоналожники группы 1, как и ранее, освобождены от применения РРО (право на это предусмотрено п. 296.10 НКУ). При этом не важно, чем они занимаются, — РРО можно не применять.
А вот предприниматели-единоналожники групп 2 — 4 в 2021 году обязаны применять РРО (если осуществляют те расчеты, которые согласно Закону об РРО требуют применения РРО), если выполняется хотя бы один из таких критериев:
1) объем дохода в течение 2020 года превысил 1000000 грн. Например, если превышение возникло в 4 квартале 2020 г., то уже с 01.01.2021 г. нужно применять РРО;
2) в течение 2021 года объем дохода (с 01.01.2021 г.) превысит 220 размеров минзарплаты, установленной на 1 января 2021 года (1320000 грн). В таком случае с 1-го числа месяца квартала, следующего за превышением объема дохода, предприниматель-единоналожник обязан использовать РРО**;
** www.visnuk.com.ua/ru/news/100021756-rro-2021-vidpovidi-podatkivtsiv-na-zapitannya-platnikiv-podatkiv
3) предприниматели осуществляют независимо от объема дохода (!) один (или несколько) из следующих видов деятельности:
— реализация технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту,
— реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения. Ориентир тут на КВЭД 86 «Охорона здоров’я». При этом ветеринарные препараты не относятся к лекарствам (см. БЗ 109.04). Соответственно ветеринарные услуги — это не медицинские услуги;
— реализация ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения и полудрагоценных камней (см. обновленный п. 61 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Остальные рисковые виды деятельности (в том числе торговлю товарами и услугами через Интернет, бывшими в употреблении товарами, текстилем и запчастями, а также деятельность ресторанов, кафе, гостиниц, турагентов и туроператоров) из п. 61 подразд. 10 разд. XX НКУ убрали. Впрочем,
Закон № 1017 предусматривает полную фискализацию для ФЛП уже с 1 января 2022 года
Хотя, конечно, к тому времени все еще может измениться.
Если ФЛП уже зарегистрировал РРО
Многие предприниматели на едином налоге (ЕН), не дождавшись предновогодних изменений, приобрели РРО и даже успели зарегистрировать его в налоговой. Могут ли они теперь не применять РРО?
Спешим предупредить: если РРО переведен в фискальный режим работы (зарегистрирован в налоговой), предприниматель обязан его применять! Независимо от того, что по закону РРО для него необязателен. В таком случае считается, что ФЛП попросту отказался от права не использовать РРО/ПРРО и в добровольном порядке согласился на его использование в фискальном режиме. Во всяком случае именно на таком подходе настаивают налоговики.
До тех пор, пока не будет снята регистрация РРО/ПРРО, на единоналожника распространяются все требования Закона об РРО и такой РРО/ПРРО находится под контролем налоговиков. И если не выполнять требования Закона об РРО (о проведении операции через РРО/ПРРО, передаче данных налоговикам и т. д.), то налоговики будут применять предусмотренные этим Законом штрафы.
Если вы хотите не использовать РРО/ПРРО либо же использовать, но в нефискальном режиме — нужно снять его с регистрации
Для этого нужно подать налоговикам соответствующее заявление.
Если речь идет об обычном РРО (не ПРРО), то механизм его разрегистрации определен в гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547. Предприниматель подает заявление об отмене регистрации РРО (форма № 4-РРО) по месту регистрации РРО. Перед отменой регистрации РРО его необходимо распломбировать в ЦСО, с которым предприниматель заключил договор о техническом обслуживании и ремонте РРО. Вместе с заявлением об отмене регистрации ФЛП предоставляет регистрационное удостоверение.
В заявлении об отмене регистрации РРО нужно указать желаемый способ получения справки об отмене регистрации РРО (в Электронном кабинете/непосредственно в контролирующем органе/по почте/электронной почте).
В течение 5 календарных дней со дня получения соответствующих документов, при наличии справки ЦСО о распломбировании РРО, фискалы осуществят отмену регистрации РРО и предоставят (направят) единоналожнику справку по форме № 6-РРО способом, указанным в заявлении об отмене регистрации РРО.
Заметьте: правила проведения расчетных операций в течение 5 дней, за которые налоговики должны отменить регистрацию РРО, в Порядке № 547 не прописаны. Проводить их через РРО нельзя (поскольку он распломбирован), но и оснований для неприменения РРО до момента его разрегистрации формально вроде как нет. По этой причине расчетные операции в этот период лучше вообще не осуществлять.
Если речь идет о программном РРО (ПРРО), то для того, чтобы снять его с регистрации, достаточно подать через Электронный кабинет или другими средствами телекоммуникаций заявление по форме № 1-ПРРО (по форме приложения 1 к Порядку № 317) с отметкой «Скасування реєстрації» (в поле «4» нужно указать фискальный номер РРО).
Отмена регистрации РРО/ПРРО осуществляется путем исключения его из Реестра и закрытия фискального номера.
Информацию о том, исключен ли РРО/ПРРО из Реестра, можно отслеживать на официальном веб-портале налоговиков — в частности, в электронном кабинете в меню «Реєстри» — «Інформація про РРО» либо «Інформація про ПРРО» (cabinet.tax.gov.ua/registers/rro).
После того, как РРО/ПРРО снят с регистрации, его можно использовать в нефискальном режиме либо не использовать вовсе.
Интернет-банкинг: все-таки с РРО?
Законодатели попытались урегулировать вопрос о применении РРО при оплате с помощью интернет-банкинга либо других сервисов перевода денег. Но эта попытка оказалась не совсем удачной. Потому что урегулировали только расчеты за услуги. И даже с ними все не так однозначно. Смотрите.
С учетом нового п. 14 ст. 9 Закона об РРО
начиная с 10.12.2020 г. при осуществлении расчетов за услуги исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода денег применять РРО/ПРРО не обязательно
И это независимо от того, где, как и что за услуги предоставляются. Что в этой норме не так?
Во-первых, еще раз оговоримся: освобождение касается только услуг. Товаров не касается. При этом в норме упомянуты не только расчеты за услуги с помощью сервисов перевода денег (эквайринг), но и расчеты с помощью банковских систем дистанционного обслуживания (обычный интернет-банкинг). Но ведь платеж с помощью интернет-банкинга является по сути обычным безналичным платежом. Средства со счета покупателя перечисляются на счет продавца. Причем платеж инициирует сам покупатель. Продавец карточку к оплате не принимает. Поэтому расчетной операции тут нет, и РРО применять и так не нужно (причем независимо от того, за что осуществляется расчет — за товар или за услугу). Никакие дополнительные освобождающие нормы в Законе об РРО для этого не требуются. А вот расчеты с помощью эквайринга, в принципе, подпадают под РРО. И только освобождающая норма из п. 14 ст. 9 Закона об РРО дает основания РРО не применять (и то исключительно при расчетах за услуги!).
Во-вторых, формально освобождение действует, если расчеты происходят исключительно с помощью систем банковского обслуживания и/или сервисы перевода денег. Так что же, если у субъекта хозяйствования наряду с такими расчетами происходят еще и наличные расчеты (или даже обычный безнал со счета на счет), то расчеты через банковские системы/сервис перевода денег нужно проводить через РРО? Вряд ли законодатель закладывал в эту норму именно такой смысл. Тем не менее слово «исключительно» в ней почему-то присутствует. В-третьих, налоговики, похоже, распространяют эту норму только на случаи, когда услуги заказываются через Интернет (tax.gov.ua/media-tsentr/novini/446796.html). Хотя в самой норме об этом нет ни слова.
Есть еще одно разъяснение на этот счет (см. БЗ 109.02), но в нем фискалы просто цитируют п. 14 ст. 9 Закона об РРО. А в другом разъяснении (тоже из БЗ 109.02) настаивают на необходимости применения РРО при расчетах за товары (услуги) через интернет-банкинг. Не применять РРО они, как и раньше, разрешают только в случае, если невозможно определить место осуществления расчетов.
Но ведь в п. 14 ст. 9 Закона об РРО ничего не сказано о том, какая именно услуга предоставляется и каким образом она заказывается. Ограничен только способ расчета — дистанционная банковская система или сервис перевода денег. А налоговики, похоже, ставят новые рамки: только услуги, заказанные через Интернет.
Благо они разъяснили, что относится к расчетам с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервиса перечисления средств.
В помощь тут письмо ГНСУ от 09.11.2020 г. № 4624/ІПК/99-00-07-05-01-06, где, ссылаясь на письмо НБУ от 24.04.2020 г. № 57-0009/20338, фискалы признают, что интернет-банкинг как раз таки является банковской системой дистанционного обслуживания (перечисляя такие банковские системы дистанционного обслуживания, как Приват24, Ощад24, Монобанк). Названы в этом письме и сервисы перевода средств: Liqpay, Portmone, iPay.
А в свежей консультации как безРРОшные они перечисляют LiqPay, Portmone, EasyPay, PayPong, Ipay.ua, City24, Приват24 и т. д.
Новое по штрафам
С 10.12.2020 г. (даже если нарушение совершено до этой даты) у налоговиков нет оснований применять следующие штрафы:
(1) за неосуществление предварительного программирования наименования товара, который является НЕподакцизным, и/или цены такого товара/услуги и их количества. Обязанности осуществлять такое программирование в п. 11 ст. 3 Закона об РРО с тех пор уже тоже нет. Так что субъекты, для которых предварительное программирование было большой проблемой (например, из-за постоянного колебания цен), теперь могут вздохнуть спокойно;
(2) за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличности сумме средств, указанных в дневном отчете РРО. Да и саму обязанность обеспечивать это соответствие из п. 13 ст. 3 Закона об РРО убрали;
(3) за отсутствие контрольной ленты программного РРО;
(4) за неподачу отчетности программным РРО.
Кроме того, еще на 1 год (до 01.01.2022 г.) продлили действие переходных штрафов (10 и 50 %), которые применяются на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО (непроведение расчетной операции через РРО / проведение в неполной сумме и т. д.).
Как и в 2020 году, этот штраф будет применяться в размере:
— 10 % — за первое нарушение (вместо основного штрафа — 100 %);
— 50 % — за каждое следующее совершенное нарушение (вместо 150 %).
Механизм получения кешбэка (возврат покупателю, который сообщил о нарушении продавцом требования законодательства об РРО, части средств, потраченных им на оплату товаров/услуг) отменен. В связи с этим не работает и основание для налоговой проверки по жалобе покупателя за нарушения в сфере наличных обращений.
Ценники по-прежнему нужны
В ст. 3 Закона об РРО теперь нет требования о том, что субъекты хозяйствования должны реализовывать товары (предоставлять услуги) при условии наличия ценника на товары в денежной единице Украины. Выходит, теперь можно торговать без ценников?
Нет, конечно. Эта поправка в Законе об РРО — чисто техническая. Вопрос наличия ценников на товар просто выведен из-под действия Закона об РРО. Штраф, который был предусмотрен Законом об РРО за это нарушение, не действует уже давно.
За отсутствие ценников грозят штрафы согласно Закону о защите прав потребителей (п. 7 ч. 1 ст. 23) — 30 % от стоимости товаров, но не меньше чем 85 грн
Также возможен админштраф по ст. 155 КоАП (от 17 до 170 грн).
Программные РРО
Закон № 1017 внес некоторые изменения, связанные с использованием ПРРО.
Например, использовать ПРРО при оптовой и/или розничной торговле горючим теперь запрещено (п. 1 ст. 3 Закона об РРО). А тем, кто использует ПРРО, можно применять усовершенствованную электронную подпись (а не только квалифицированную).
Есть и чисто технические поправки.
Например, уточнено, что субъекты, использующие ПРРО, должны передавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи информацию в форме электронных копий расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков. А ПРРО соответственно должны иметь техническую возможность такой передачи.
Электронные копии расчетных документов, а также электронные копии фискальных отчетных чеков, сформированные последовательно с добавлением в каждый следующий расчетный документ/фискальный отчетный чек хеша предыдущего расчетного документа/фискального отчетного чека, которые хранятся в электронной форме ПРРО во время его работы на период отсутствия связи с фискальным сервером ГНС (в режиме офлайн) до момента передачи расчетных документов/фискальных отчетных чеков на фискальный сервер ГНС считаются контрольной лентой.
Электронные копии фискального отчета могут использоваться контролерами как налоговая информация при проведении проверок налогоплательщиков (ст. 2 Закона об РРО).