Темы статей
Выбрать темы

Подразделения: виды и специфика создания

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Для осуществления хозяйственной деятельности любое предприятие имеет право создавать разного рода подразделения. Они могут находиться как по местонахождению самого предприятия, так и на другой территории и к тому же иметь разный статус. О том, какие подразделения может создать предприятие и как их создание повлияет на его хозяйственную деятельность, поговорим дальше.

Виды подразделений

Для разных сфер деятельности подходы к трактовке понятия «структурные и обособленные подразделения» разные. Так, ХКУ и ГКУ, если сравнивать с Положением № 148, вообще по-разному подходят к трактовке этих понятий.

Здесь поговорим о том, что в это понятие вкладывают ХКУ и ГКУ.

В соответствии со ст. 64 ХКУ предприятие может создать:

1) два вида структурных подразделений, а именно:

производственные структурные подразделения (производства, цеха, отделения, участки, бригады и т. п.);

функциональные структурные подразделения (управление, отделы, бюро, службы и т. п.);

2) несколько видов обособленных подразделений, а именно:

филиал — обособленное подразделение юрлица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций (ч. 1 ст. 95 ГКУ);

представительство — обособленное подразделение юрлица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет представительство и защиту интересов юрлица (ч. 2 ст. 95 ГКУ);

— отделение и другие обособленные подразделения.

Отличия структурных подразделений от обособленных приведем в таблице ниже:

Отличия структурных подразделений от обособленных

Требования

Структурные подразделения

Обособленные подразделения

Статус

не имеют статуса юрлица

Местонахождение

Находятся как по местонахождению юрлица (по его адресу), так и по другому адресу чем головное предприятие).

Законодательство никаких запретов по этому поводу не устанавливает

Находятся исключительно вне местонахождения юрлица (то есть по другому адресу, чем головное предприятие)

На основании чего функционируют

Действуют на основании положения о них. В то же время их функционирование также может регулироваться и другими документами

Действуют на основе положения о них

Согласования местонахождения

Не согласовывают

Согласовывают с соответствующими органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 64 ХКУ)

Имущественная обособленность

Не могут иметь имущественной обособленности

Могут иметь отдельно выделенное имущество и баланс, данные которого являются частью финотчетности предприятия

Полномочия руководителя

Не наделены правом выступать от имени юрлица в отношениях с другими лицами, в частности не могут самостоятельно совершать сделки

Действуют на основании и в пределах полномочий, указанных в доверенности, выданной головным предприятием (ч. 4 ст. 95 ГКУ)

Наличие отдельного банковского счета

Не могут иметь отдельного банковского счета. То есть все расчеты будут производиться через счета предприятия

Могут иметь свой счет в банке

Регистрация в ЕГР

Данные о таком подразделении в ЕГР не вносят

Данные вносятся в ЕГР (ст. 9 Закона № 755 и ч. 5 ст. 95 ГКУ)

Самостоятельность

Отсутствует самостоятельность в:

— начислении и уплате налогов;

— подаче отчетности:

Все вышеперечисленные обязанности исполняет головное предприятие.

Хотя такое подразделение может самостоятельно составлять и регистрировать НН при условии делегирования такой обязанности

Могут самостоятельно:

— быть плательщиками определенных налогов и сборов;

— подавать отчетность;

— составлять и регистрировать НН. При условии делегирования такой обязанности

Опираясь на это, можно сказать, что предприятие создает:

— обособленное подразделение (филиал) когда такое подразделение должно работать независимо от головного предприятия, но будет осуществлять хоздеятельность от имени предприятия;

— структурное подразделение, когда предприятию нужен отдел, который будет участвовать в общей хоздеятельности как одно из звеньев единого хозпроцесса. То есть подразделение будет действовать не самостоятельно, а должно быть только винтиком в сложном механизме под названием «Единый хозяйственный процесс».

Что такое торговая точка

На сегодня много торговых предприятий для развития своей деятельности создают торговые точки, то есть магазин, другие торговые точки, расположенные в отдельном помещении и имеющие торговый зал или использующие для торговли его часть. Многих тревожит вопрос: в какой форме лучше организовать такое подразделение, которое является торговой точкой?

На наш взгляд, поскольку торговые точки создаются обычно для выполнения только одной функции (продажа товаров), то целесообразно создавать такое подразделение в виде структурных подразделений. К тому же это сделать проще, чем создавать обособленное подразделение. Хотя если хочется, то можете создать торговую точку и в виде обособленного подразделения.

Структурное подразделение

Для того, чтобы создать это подразделение, предприятие должно осуществить такие действия:

1. Принять решение о создании структурного подразделения. Оформляется такое решение путем выдачи руководителем соответствующего приказа (распоряжения). Такой приказ может выглядеть примерно так, как на рисунке на с. 4.

img 1

2. Разработать и утвердить положение о структурном подразделении. О том, что структурное подразделение юрлица действует на основании утвержденного им положения или другого документа, прямо говорит ч. 2 ст. 64 ХКУ.

Утвержденных требований к содержанию положения о структурном подразделении не существует. Следовательно, субъекты хозяйствования могут разрабатывать его так, как пожелают.

3. Определиться с местонахождением подразделения (арендовать или приобрести помещение и землю) и обустроить его под потребности (обеспечить оборудование и создать комфортные условия труда и т. п.).

4. Уведомить налоговиков о своем подразделении. Если создаете структурное подразделение по местонахождению головного предприятия, то, возможно, максимум, что придется сделать, так это подавать ф. № 20-ОПП о возникновении новых объектов налогообложения.

Если структурное подразделение расположено не по месту расположения предприятия, то, возможно, у предприятия возникнет обязанность подавать отчетность и/или уплачивать некоторые налоги (сборы) по месту расположения подразделения. В этом случае предприятию придется стать на учет по местонахождению подразделения как по неосновному месту учета. Для этого следует подать или заявление по ф. № 17-ОПП, или уведомление по ф. № 20-ОПП, в котором в соответствующей графе следует указать, что предприятие стоит поставить по неосновному месту учета. Подают эти документы в течение 10 дней после создания подразделения.

5. Нанять персонал в структурное подразделение. Процедура будет та же, что и при найме работников на головное предприятие.

Обособленное подразделение

Чтобы создать обособленное подразделение, предприятию следует осуществить такие действия.

1. Принимаете решение о создании обособленного подразделения. Такое решение принимает тот орган, в полномочия которого входит его принятие. Для того чтобы об этом узнать — загляните в устав предприятия. Если решение принимает руководитель предприятия, то оформить такое решение можно по аналогии с решением о создании структурного подразделения.

2. Утверждаете Положение об обособленном подразделении. Особых требований к содержанию Положения об обособленных подразделениях обычных предприятий не существует (ч. 3 ст. 95 ГКУ, ч. 4 ст. 64 ХКУ).

Советуем в Положении, кроме общих данных о подразделении и его организационной структуре и функциях, указать и полномочия, права и обязанности руководителя подразделения и урегулировать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения и его взаимодействием с предприятием.

3. Назначаете руководителя подразделения и определяете его полномочия. Все, что имеет право делать руководитель подразделения, прописывается в Положении о филиале и в доверенности.

4. Вносите данные о подразделении в ЕГР. Для этого следует подать госрегистратору или нотариусу (ч. 17 ст. 17 Закона № 755):

— заявление о госрегистрации создания обособленного подразделения юрлица (форма 5, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5 (в редакции приказа Минюста от 19.05.2020 г. № 1716/5);

— экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица (например, общего собрания участников ООО) о создании обособленного подразделения;

— структуру собственности по форме и содержанию, определенным в соответствии с законодательством;

— извлечение, выписку или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра и т. п., которые подтверждают регистрацию юрлица-нерезидента в стране его местонахождения, — в случае, если учредителем юрлица является юрлицо-нерезидент;

— нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего лицо, которое является конечным бенефициарным собственником юрлица.

После подачи этих документов информация о подразделении вносится в ЕГР и ему присваивается идентификационный код

5. Регистрируете в налоговой. Если обособленное подразделение по нормам НКУ является самостоятельным плательщиком определенных налогов или сборов, то оно должен стать на учет в налоговой по своему местонахождению как налогоплательщик. Эта постановка происходит автоматически после получения фискалами соответствующих данных из ЕГР.

Если же по определенным налогам обособленное подразделение плательщиком не является (например, по плате за землю), то за него уплачивает налог головное предприятие. А чтобы это делать, оно должно стать по местонахождению подразделения по неосновному месту учета. Делают это так, как и в случае с уплатой налогов за структурное подразделение (см. выше).

Что касается уплаты ЕСВ, то правила уплаты ищите в «Подразделения: НДФЛ/ВС/ЕСВ и Объединенный отчет» этого номера.

6. Открываете счета в банке. Если обособленному подразделению выделен баланс и оно имеет право самостоятельно проводить расчеты, то ему головное предприятие должно открыть счет в банке. Чтобы это сделать, нужно подать в банк (п. 39 Инструкции № 492):

1) заявление, подписанное руководителем обособленного подразделения или уполномоченным на это лицом;

2) ходатайство юрлица об открытии счета с указанием номера текущего счета юрлица и наименования банка, в котором он открыт, а также информации о том, является ли обособленное подразделение плательщиком ЕСВ;

3) копии должным образом оформленного положения об обособленном подразделении.

Правила использования этого счета такие же, как и других счетов юрлица.

7. Нанимаете персонал. При этом при найме на работу как в обособленное подразделение, так и в структурное работодателем будет выступать именно головное предприятие — юрлицо. Даже если подписывать трудовые договоры от имени юрлица делегировано руководителю подразделения, работник такого подразделения является работником головного предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше