Темы статей
Выбрать темы

Перевозка и вознаграждение экспедитора: можно ли одной суммой?

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Наше предприятие оказывает экспедиторские услуги по договорам посреднического типа. В акте выполненных работ и налоговой накладной (НН) на клиента указываем общую сумму компенсации с учетом услуги перевозки. Правильно ли мы поступаем, не выделяя отдельно услугу экспедитора и услугу перевозки, полученную от третьих лиц? Какие риски несет в себе такое оформление акта и НН?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала стоит вспомнить учетно-правовые особенности договоров транспортного экспедирования. Они-то во многом и определяют тонкости формирования платы за услугу экспедирования.

Что по договору экспедирования?

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 929 ГКУ, ст. 9 Закона № 1955*). То есть в рамках договора транспортного экспедирования экспедитор может: (1) как предоставлять услуги перевозки лично — прямой договор (ч. 2 ст. 929 ГКУ, ст. 2 Закона № 1955), (2) так и привлекать к исполнению услуг перевозки третьих лиц, покупая перевозку у перевозчика и перевыставляя ее клиенту — договор посреднического типа (ч. 1 ст. 932 ГКУ, ст. 9 Закона № 1955).

* Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV.

Согласно ст. 12 Закона № 1955 клиент обязан в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования, уплатить экспедитору надлежащую плату, а также возместить документально подтвержденные расходы, понесенные последним в интересах клиента для выполнения договора транспортного экспедирования.

При этом если проанализировать определение договора транспортного экспедирования (ст. 929 ГКУ) и определение транспортно-экспедиторской услуги (ст. 1 Закона № 1955), то непосредственно сама перевозка под транспортно-экспедиторские услуги не подпадает. К ним относятся услуги, которые сопутствуют перевозке. В частности, услуги по организации перевозки, связанные с перевозкой, но никак не услуги перевозки (ст. 8 Закона № 1955). Поэтому

считать экспедиторским вознаграждением и стоимость услуги перевозки, даже если перевозка осуществлена самим экспедитором, неправильно

Экспедиторское вознаграждение, нужно отделять от платы за услуги перевозки. Однако по договору экспедирования могут быть варианты.

При прямом договоре экспедирования экспедитор по сути предоставляет две услуги: услугу транспортного экспедирования (код 52.29) и услугу перевозки груза (код 49.41). При этом содержание НН на поставку таких услуг должно соответствовать первичке — акту. В свою очередь, акт-первичка должен соответствовать договору. В нашем случае это договор экспедирования (гл. 65 ГКУ), по которому предоставляются и экспедиторская услуга, и услуга, и перевозки.

Но! Никто не мешает заключить другой договор — договор перевозки (гл. 64 ГКУ) по соответствующей стоимости. Причем ч. 2 ст. 902 ГКУ позволяет перевозчику привлекать для выполнения других лиц. При этом учтите: возлагаемые по договору перевозки обязанности предоставить заказчику ряд сопутствующих перевозке услуг совершенно не делают вас экспедитором.

В таком случае согласно этому договору в акте можно указать общую стоимость услуги. Тогда к НН, составленной на общую стоимость услуги (правда, не экспедирования, а услуги перевозки), претензий не будет.

Ведь для вас как для плательщика НДС будут действовать общие правила (из пп. 187.1 и 188.1 НКУ): на дату первого события (получения оплаты от заказчика перевозки или на дату оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога) вы должны начислить налоговые обязательства и составить НН на всю стоимость по договору перевозки на территории Украины с заказчиком.

Когда обязательства по перевозке груза перед заказчиком выполнены, перевозчик отражает доход в сумме, определенной договором перевозки. Предварительная оплата заказчиком стоимости услуг перевозки в доход не включается (п.п. 6.3 НП(С)БУ 15 «Доход»). Доход увеличит вся стоимость услуг перевозки. Отражаете его на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг».

При этом стоимость услуги перевозки, полученной вами от третьего лица (в вашем случае — от компаньона перевозчика), сформирует у вас себестоимость вашей услуги перевозки. Одновременно с признанием дохода вы должны будете списать себестоимость услуг перевозки корреспонденцией Дт 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг» — Кт 23 «Производство».

При договоре экспедирования посреднического типа услуги третьих лиц, привлеченных к выполнению договора экспедирования, однозначно должны возмещаться отдельно. В ст. 9 Закона № 1955 прямо указано, что в плату экспедитора не включаются расходы на оплату работ/услуг третьих лиц.

При посреднической схеме в акте при наличии Отчета экспедитора фиксируют только сумму вознаграждения. Хотя при желании в акте можно указать и услуги, которые приобретались у третьих лиц в рамках договора транспортного экспедирования, но только отдельными суммами (в частности, отдельно выделить услугу перевозки).

Учитывая компенсационный характер услуг, которые приобретались у третьих лиц для выполнения договора экспедирования, их стоимость должна проходить в учете экспедитора транзитом: не включаться ни в состав доходов экспедитора, ни в состав его расходов (п. 6.2 НП(С)БУ 15 «Доходы», п. 9.1 НП(С)БУ 16 «Расходы»). Для расчетов экспедитора непосредственно с клиентом в части покупки услуг третьих лиц нужно использовать субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами», а для расчетов экспедитора с третьими лицами — субсчет 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

Экспедитор включает в доход (на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг») только сумму своего экспедиторского вознаграждения. Одновременно с признанием дохода экспедитор отражает себестоимость экспедиторских услуг по дебету субсчета 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг».

А в НДС-учете к таким операциям нужно применять правила, прописанные в п. 189.4 НКУ, с оглядкой на Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610 (ср. ). Что с составлением НН? Как поясняют налоговики, базой для начисления НДС у экспедитора является стоимость предоставленных транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждение экспедитора) и стоимость услуг перевозки. Это правило действует и в случае, когда экспедитор сам предоставляет услуги перевозки и когда экспедитор привлекает перевозчика — плательщика НДС.

На дату возникновения НО экспедитор составляет НН на клиента, в которой отдельными строками отражает стоимость экспедиторских услуг и стоимость услуг перевозки (см. письмо ГНСУ от 07.04.2020 г. № 1396/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, письмо ГФСУ от 08.08.2019 г. № 3693/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, БЗ 101.21). При этом экспедиторам, привлекающим к перевозке сторонних перевозчиков, налоговики советовали указывать в НН код перевозки (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 13.06.2017 г. № 604/ІПК/10/26-15-12-01-18). Так что правильно оформленная НН у экспедитора должна содержать две строки:

«Послуги експедитора» с кодом «52.29»; «Послуги з перевезення вантажу…» с кодом «49.41»

Какие риски несет оформление акта и НН общей суммой компенсации «Транспортно-экспедиторские услуги по территории Украины» с кодом «52.29» без выделения отдельно услуги экспедитора и услуги перевозки?

В чем подвох?

Во-первых, НН, в которой одной строкой экспедитор объединил услуги экспедирования и услуги перевозки, налоговики наверняка расценят как составленную с нарушением, так как указанная в ней номенклатура на самом деле не соответствует реальной номенклатуре поставленных услуг. А для заказчика это потеря НК.

Во-вторых, есть риск, что услуга экспедирования и услуга перевозки без выделения на отдельные могут быть неверно истолкованы в целях НДС-обложения. Составлять НН с указанием в ней одной строкой услуги экспедирования, по мнению налоговиков, экспедитор может, только если услуги от третьих лиц, в частности услуги перевозки, он приобретал у неплательщика НДС (см. письмо ГНСУ от 20.08.2020 г. № 3477/ІПК/99-00-05-06-02-06). В этом случае экспедитор определяет НО по НДС и составляет НН только исходя из стоимости своего экспедиторского вознаграждения.

В-третьих, фискалы могут посчитать всю сумму, зафиксированную в акте, доходом экспедитора. То есть с учетом по сути транзитной суммы компенсации за услуги перевозки от третьих лиц (см. постановление Одесского окружного админсуда от 16.12.2016 г. № 815/5739/16).

Суды, конечно, более взвешенно подходят к этому вопросу: и в случае обобщения считают, что фактичность понесенных транзитных расходов во исполнение договора экспедитор может подтвердить наличием счетов на оплату и счетов-фактур, выставленных ему перевозчиком. Однако доказывать, что часть стоимости услуги экспедирования включает в себя и транзитную услугу перевозки, видимо, придется в суде.

В-четвертых, у экспедитора могут возникнуть проблемы с регистрацией такой обобщенной в одну строку экспедиторской НН. Ведь на входе (в полученных от перевозчиков НН) у экспедитора будет фигурировать код услуг перевозки (49.41), а на выходе (в обобщенной НН) — только код экспедиторской услуги (52.29). Устранить риск блокировки может разве что Таблица данных плательщика налога, поданная еще до направления на регистрацию такой обобщенной НН.

выводы

  • Во избежание споров, а также возможных проблем с определением базы налогообложения экспедитора рекомендуем все-таки выделять плату экспедитору, указывая ее отдельно от вознаграждения перевозчику.
  • При посреднической схеме в акте экспедитор фиксирует только сумму вознаграждения. При желании можно указать и стоимость перевозки от третьих лиц, но только отдельной суммой.
  • Экспедитор составляет НН в две строки, выделяя отдельно услугу экспедитора и услугу перевозки.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше