Перед началом проверки/инспектирования
Представим, что вы встречаете проверку/инспекционное посещение из Гоструда. Что вообще должно перед ней происходить?
Плановая проверка. Во-первых, вы должны значиться в плане проверок. Его, напомним, можно найти на сайте Гоструда (dsp.gov.ua*) или на Инспекционном портале (inspections.gov.ua).
* «Головна» — «План роботи» — «Річний план здійснення заходів державного нагляду (контролю) Державної служби України з питань праці на 2021 рік».
Во-вторых, перед плановой проверкой (не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала) вам должны вручить/прислать уведомление о ее проведении (ч. 4 ст. 5 Закона № 877). В уведомлении указывают:
— дату начала и дату окончания проверки;
— наименование юрлица или Ф. И. О. предпринимателя, которого будут проверять;
— наименование органа Гоструда, который будет проводить проверку.
Такое уведомление может направляться заказным письмом или вручаться лично под расписку руководителю / уполномоченному лицу хозсубъекта (обособленного подразделения) / ФЛП или его уполномоченному лицу. Также могут отправить уведомление с помощью электронной связи.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 877
если уведомление о плановой проверке вы не получили или получили с опозданием, то проверяющих можно к проверке не допускать
В-третьих, перед проверкой инспекторы обязаны внести запись в ваш журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля), если у вас такой журнал есть (ч. 12 ст. 4 Закона № 877). Советуем такой журнал все-таки завести. Будет проще немного затянуть время до допуска к проверке, чтобы проанализировать, все ли документы у проверяющих в порядке. Решить, допускать ли их к проверке. Или попросту дождаться юриста или другое уполномоченное лицо.
Так же, как и в предыдущем случае, отказ в проставлении подписи в журнале является основанием для недопуска к проверке (абз. 9 ст. 10 Закона № 877).
В-четвертых, перед тем, как начать проверку, трудовики должны предъявить (ч. 5 ст. 7 Закона № 877):
1) направление на проведение проверки (копию направления отдать вам);
2) свои служебные удостоверения. Их действительность можно проверить:
— на сайте Гоструда: dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi/;
— позвонив по телефону на «горячую линию» Гоструда, указанному по ссылке: dsp.gov.ua/do-uvahy-robotodavtsiv/
Если вам не предоставят перед началом проверки эти документы, то проверяющих также можно не допускать (абз. 7 ст. 10 Закона № 877).
Внеплановая проверка. О внеплановой проверке не предупреждают заранее. Но прямо перед ней вам в любом случае обязаны предъявить (ч. 5 ст. 7 Закона № 877):
— направление на проведение проверки (его копию отдать вам);
— служебные удостоверения проверяющих.
Если внеплановая проверка проводится по жалобе физлица, то также вам должны предъявить согласование на ее проведение от Гоструда (центрального органа в Киеве).
Также проверяющие должны перед проверкой внести запись в ваш журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля), если у вас такой журнал есть (ч. 12 ст. 4 Закона № 877).
Инспекционное посещение. Об инспекционном посещении, как и о внеплановой проверке, не предупреждают (оно и понятно, ищут ведь неоформленных сотрудников). Но перед проверкой инспекторы труда должны предъявить (п. 8 Порядка № 823):
— служебное удостоверение;
— копию направления на проверку.
Также должны поставить подпись в журнале (если он есть).
Вот только проблема в том, что предоставить копию направления и поставить подпись инспекторы во время инспекционного посещения обязаны перед подписанием акта. В сущности, тогда практическая ценность направления стремительно падает.
На практике Гоструда все-таки предъявляет направление перед проверкой. Иногда даже встречаются случаи, когда приходят с направлением, в котором не заполнены реквизиты проверяемого!
Да, Порядок № 823 предусматривает всего два основания для недопуска к инспекционному посещению:
— отсутствие служебного удостоверения;
— когда на официальном сайте Гоструда не опубликована унифицированная форма акта инспекционного посещения (уже все опубликовано, кстати).
Однако смелые работодатели могут требовать предоставления нормального направления перед инспекционным посещением и все-таки не допускать контролеров к посещению.
Но помните: в этой ситуации вы скорее всего нарветесь на штраф в 16 минзарплат на предприятие/ФЛП (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) и админштраф на должностное лицо — от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП). И не забудьте о карантинном запрете для Гоструда на плановые проверки (см. подробнее «Что может проверять Гоструда?»).
Направление: на что обратить внимание?
Да, Порядок № 823 не устанавливает четкий перечень реквизитов направления на проверку/инспекционное посещение.
Однако это делают положения ч. 3 ст. 7 Закона № 877.
В направлении должны указываться:
— наименование органа Гоструда, который будет проводить проверку;
— наименование хозсубъекта/его обособленного подразделения или Ф. И. О. предпринимателя;
— местонахождение хозсубъекта и/или его обособленного подразделения;
— номер и дата приказа о проведении проверки;
— перечень должностных лиц, которые участвуют в проведении проверки, с указанием их должностей и Ф. И. О.;
— дата начала и дата завершения проверки;
— тип (плановая/внеплановая);
— форма (проверка/инспектирование);
— основания для проверки;
— ее предмет;
— информация об осуществлении предыдущего мероприятия контроля (его тип и срок проведения).
Да, можно сказать, что на направления для инспекционных посещений этот перечень не распространяется. Ведь в Порядке № 823 указано, что инспекционные посещения проводят только с учетом этого документа.
Но это не значит, что органы Гоструда могут в этом случае не обращать внимания на Закон № 877 (ср. ). Ведь независимо от типа контроля Гоструда обязана соблюдать его нормы (ч. 5 ст. 2 Закона № 877)!
К тому же в этом случае два документа лишь дополняют друг друга, а не вступают в конфликт. То есть перечисленные выше реквизиты направления обязательны даже для инспекционных посещений.
Отсутствие какого-либо реквизита должно стать основанием для недопуска проверяющих.
Процедура проверки/инспектирования
Мы уже говорили в статье «Что может проверять Гоструда?», что плановые/внеплановые проверки и инспекционные посещения регулируются разными нормативно-правовыми актами.
Если это инспекционные посещения, то ориентируемся в первую очередь на Порядок № 823.
Если это плановые/внеплановые проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства, то это в первую очередь Закон № 877 и несколько пунктов Порядка № 823 (в сущности, они не особо влияют на процесс проверки).
Что проверяют? В рамках инспекционных посещений проверяют неоформленные трудовые отношения. А в процессе плановых/внеплановых проверок в сфере законодательства о труде представителей Гоструда будут интересовать вопросы из приложения 4 к форме Акта, утвержденного приказом Минэкономики от 27.10.2020 г. № 2161.
Например:
— обеспечен ли сотрудник рабочим местом;
— проинформирован ли он под расписку об условиях труда, наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов;
— ведутся ли трудовые книжки;
— правильно ли расторгаются трудовые договоры;
— соблюдаете ли вы гарантии, предоставленные законодательством для отдельных категорий работников (беременные, матери-одиночки, «солдаты» предприятия и т. д.);
— правильно ли ведется учет рабочего времени;
— проводится ли индексация и т. д. и т. п. О ситуациях, которым инспекторы Гоструда уделяют особое внимание в рамках плановых/внеплановых проверок, подробнее см. «Трудовые нарушения: разбираем детали» этого номера.
Сроки проведения проверки/инспектирования. Инспекционное посещение может длиться максимально 10 рабочих дней (п. 9 Порядка № 823). Хотя это и противоречит положениям Закона № 877.
Плановые проверки могут длиться не более:
— 5 рабочих дней — для субъектов микро- и малого предпринимательства (см. ст. 55 ХКУ);
— 10 рабочих дней — для всех остальных хозсубъектов.
Внеплановые проверки могут длиться не более:
— 2 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства (см. ст. 55 ХКУ, сюда же попадают и микро-);
— 10 рабочих дней — для всех остальных хозсубъектов.
Полномочия инспекторов. Полномочия и обязанности Гоструда во время плановых/внеплановых проверок перечислены в ст. 8 Закона № 877. В части инспекционных посещений — в п. 10 Порядка № 823.
Обратить особо пристальное внимание советуем на права инспекторов во время инспекционных посещений.
Так, при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварит ельного уведомления инспектор имеет право:
1) во время проведения инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений самостоятельно и в любое время суток, с учетом требований законодательства об охране труда, проходить в любые производственные, служебные, административные помещения.
Здесь обратите внимание на такие нюансы.
Во-первых, посещения инспектора в любое время суток противоречат положениям ч. 3 ст. 4 Закона № 877. Эта норма предусматривает проведение контрольных мероприятий в рабочее время хозсубъекта в соответствии с его правилами внутреннего трудового распорядка. Можно вспомнить также Конвенцию МОТ 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.47 г. № 81*. Исходя из положений пп. «в» и «с» ст. 12 этой Конвенции проходить в любые помещения и проводить любые осмотры, проверки или расследования проверяющие могут именно в дневное время. Хотя п. «а» ст. 12 Конвенции и предусматривает право проходить на предприятие в любое время суток.
* Ратифицирована Украиной 08.09.2004 г.
Во-вторых, обращаем внимание: проходить с учетом требований законодательства об охране труда. То есть если это, к примеру, стройплощадка, то допустить вы инспектора можете, только соблюдая технику безопасности, в конце концов провести с инспектором инструктаж;
2) на предоставление рабочего места с возможностью конфиденциального разговора с сотрудниками в отношении предмета инспекционного посещения. Естественно, если ваше помещение вообще не позволяет предоставить инспектору отдельный кабинет, то к вам не могут применить штраф за препятствование проведению проверки по ст. 265 КЗоТ и ст. 1886 КУоАП;
3) фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники. Подобное право закреплено и за проверяемым (п.п. 12 п. 13 Порядка № 823);
4) наедине или в присутствии свидетелей ставить руководителю и/или работникам объекта посещения, другим лицам, владеющим необходимой информацией, вопросы, которые касаются законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные пояснения. Здесь стоит помнить, что руководитель «объекта посещения» находится в менее выгодном положении. Дело в том, что требование «трудового» инспектора о предоставлении объектом посещения пояснений, внесенное в рамках полномочий, является обязательным для исполнения (п. 11 Порядка № 823).
Работники в этом плане менее стеснены, так как на вопросы инспектора отвечать не обязаны. Инструкцию для работников, к слову, вы сможете найти «Пришли из Гоструда: инструкция для работников» этого номера;
5) ознакамливаться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и которые содержат информацию по вопросам, являющимся предметом инспекционного посещения. Также инспекторы имеют право получать копии или извлечения из этих документов. Подробнее о том, что конкретно может интересовать трудовиков, см. «Какие документы требует Гоструда» этого номера.
Результаты проверки/инспектирования
В сущности, по результатам как проверок, так и инспектирований составляется приблизительно один и тот же комплект документов. А именно:
— акт (независимо от того, нашли ли нарушения);
— предписание с требованием исправить нарушение;
— постановление о привлечении к ответственности (если нарушение не исправили или применение штрафа не зависит от выполнения предписания, см. «Ответственность за нарушение трудового законодательства»);
— протокол о совершении административного нарушения (если есть необходимость привлечь к админответственности должностное лицо юрлица или ФЛП).
Акт. Напомним: форма акта для любых проверок утверждена приказом Минэкономики от 27.10.2020 г. № 2161. Акт составляется в последний день проверки/инспекционного посещения в двух экземплярах. Они подписываются инспектором, проводившим контрольное мероприятие и проверяемым или его представителем.
Один экземпляр акта остается у вас, а второй забирает инспектор.
Если вы не соглашаетесь с тем, что указано в акте, то этот документ подписывается с возражениями.
Обратите внимание: возражения можно подать не сразу в момент подписания акта. Но важно в самом акте поставить отметку об их наличии. Что-то вроде: «Не погоджуємося з висновками, викладеними в акті. Заперечення будуть надані у строк, визначений чинним законодавством».
Правда, здесь есть один нюанс. Срок для подачи возражений четко установлен только для инспекционных посещений — не позднее 3 рабочих дней после подписания акта (п. 18 Порядка № 823).
А вот для плановых/внеплановых проверок в Законе № 877 этот срок не установлен. Но на практике, скорее всего, проверяющие ориентируются на срок, установленный в Порядке № 823.
Важно! Если инспектор фиксировал процесс инспекционного посещения на камеру, диктофон или фотоаппарат, то в акте должна быть отметка об этом (п. 19 Порядка № 823).
Если вы отказываетесь от подписания акта инспекционного посещения или его невозможно вам вручить, то акт составляется в трех экземплярах. В случае отказа в акт вносится запись об этом.
Один экземпляр остается у трудовиков. Два остальных отправляются вам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Вы обязаны вернуть инспектору нарочным или по почте с описью вложения подписанный экземпляр акта не позднее чем через 3 рабочих дня с даты его получения.
Если акт не вернется к трудовикам в течение 7 рабочих дней после его отправления, то составляется акт об отказе в подписании. Акт об отказе в подписании составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется вам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Правила, касающиеся отказа от подписания акта инспекционного посещения, предусмотрены в п. 23 Порядка № 823. А вот Закон № 877 подобных деталей для плановых/внеплановых проверок не устанавливает.
Снова же, скорее всего, ориентир будет на Порядок № 823.
Предписание. Предписание, как мы уже сказали выше, составляется тогда, когда были выявлены нарушения. Это документ, в котором содержится требование устранить такие нарушения.
Обратите внимание: предписание — это еще не тот документ, на основании которого вы будете уплачивать штраф. Органу Гоструда необходимо будет еще составить постановление о привлечении хозсубъекта к ответственности или передать в суд протокол о совершении вашим должностным лицом (ФЛП) админправонарушения (если мы, например, говорим о штрафах по ст. 41 КУоАП).
Предписание по инспекционным посещениям выносится не позднее следующего рабочего дня после подписания акта (отказа в его подписании).
Если же вы подавали возражения на акт — на следующий день после их рассмотрения (п. 21 Порядка № 823).
Если мы говорим о плановых/внеплановых проверках, то — не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта.
Предписание составляется в двух экземплярах. Один — вам, один — инспектору.
Предписание подписывают как сам инспектор, так и уполномоченное лицо хозсубъекта или он лично (ФЛП либо директор юрлица).
Если хозсубъект/его представитель отказываются подписывать предписание, то в этом случае поступают так же, как и в подобной ситуации с актом (составляют в трех экземплярах, отправляют по почте и т. д., см. выше).
Постановление. На основании акта проверки / инспекционного посещения орган Гоструда выносит постановление.
Именно постановление является основанием для уплаты штрафа
Порядок вынесения постановления установлен в Порядке № 509.
Дело о применении санкций по ст. 265 КЗоТ рассматривается в течение 45 дней со дня, следующего за днем получения органом Гоструда подписанного вами акта (акта с отметкой об отказе его подписать). К слову, основанием для постановления может стать и решение суда о признании отношений трудовыми (п. 2 Порядка № 509).
Вам сообщат о том, что соответствующие документы орган Гоструда получил не позднее чем через 5 рабочих дней после этого факта (п. 3 Порядка № 509). Однако Порядок № 509 теперь не предусматривает порядок участия хозсубъекта/его представителя в таком рассмотрении ☹.
По результатам рассмотрения материалов дела выносится постановление о привлечении к ответственности или же сообщается работодателю, что оснований для вынесения постановления нет.
Если все-таки постановление вынесено, то оно вам направляется в течение 3 дней со дня его составления. Вручить постановление могут лично работодателю / его представителю под подпись или отправить по почте (делается отметка в материалах дела) (п. 4 Порядка № 509).
Штрафы, указанные в постановлении, необходимо уплатить в течение 1 месяца со дня вынесения такого постановления. Если этого не сделать, то штраф по ст. 265 КЗоТ будет взыскиваться уже госисполнителем.