Темы статей
Выбрать темы

НДС-база по аренде госнедвижимости — договорная цена: ОНК* от Минфина

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 01.03.2021 г. № 129

* Обобщающая налоговая консультация.

Вывод документа

В период действия карантина базу обложения НДС для операций по предоставлению в аренду недвижимого государственного имущества определяют исходя из предельной цены по договору

По требованиям п. 188.1 НКУ базу обложения НДС для операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг (сюда же попадают и арендные услуги) определяют исходя из договорной стоимости, но не ниже обычных цен. При этом налоговики традиционно считают, что обычная цена должна соответствовать уровню рыночных цен (см. письмо ГНСУ от 06.03.2020 г. № 965/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, БЗ 101.07).

Однако минбазное правило (в случае арендных услуг — не ниже обычных цен) не распространяется, в частности, на поставку товаров/услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию (п. 188.1 НКУ).

Именно под госрегулирование в комментируемой ОНК Минфин подвел операции по предоставлению в аренду недвижимого госимущества. Рассуждал бухрегулятор так.

Госрегулирование цен осуществляет Кабмин. Одним из путей такого регулирования является установление обязательных для применения субъектами хозяйствования предельных цен. В свою очередь, предельная цена — максимально или минимально допустимый уровень цены, который может применяться хозсубъектом (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI).

Порядок передачи госимущества в аренду также относится к полномочиям Кабмина. А тот своим постановлением от 15.07.2020 г. № 611 на период действия карантина разделил арендаторов недвижимого госимущества на 3 перечня: одних вообще освободил от арендной платы (приложение 1), а другим установил арендную плату за пользование госнедвижимостью на уровне 50 % (приложение 2) и 25 % (приложение 3) суммы начисленной арендной платы.

Так вот, в комментируемой ОНК Минфин пришел к выводу, что начисление арендной платы арендаторам недвижимого госимущества в размерах, предусмотренных п. 1 постановления № 611, является госрегулированием такой платы. Соответственно база обложения НДС для операций по предоставлению в аренду госнедвижимости в период действия карантина определяется исходя из договорной стоимости такой аренды, установленной с применением механизмов госрегулирования, а именно: предельной цены.

Считаем, что эту логику Минфина можно использовать в качестве дополнительных аргументов для доказывания нулевой (или околонулевой) базы НДС для негосударственных арендодателей. Это касается ситуации резкого снижения арендной платы во исполнение карантинных правил из п. 14 Заключительных и переходных положений ГКУ. В целом рыночной, на наш взгляд, следует считать экономически обоснованную цену в конкретных условиях деятельности (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 34, с. 2). В связи с введенными Кабмином запретами и ограничениями в период карантина есть все основания считать, что уменьшенный размер арендной платы и есть обычная (рыночная) цена. Поэтому обязательства по НДС определяются исходя из реальной договорной стоимости с учетом предоставленной карантинной скидки.

Если же в карантинный период арендную плату вообще отменили, то и тут, в принципе, арендодатель может обосновать, что нулевая аренда в этих условиях является рыночной.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше