29.03.2021

Коворкинг: как карантин повлиял на бизнес

Эпидемия COVID-19 и введенный в связи с ней карантин дали огромный толчок к развитию коворк-бизнеса. Хотя на первый взгляд казалось, что последствия для этой сферы могут быть самыми губительными. Как выживают коворк-центры сегодня? Какие перспективы у этого вида бизнеса? Что нового в их бухгалтерском и налоговом учете? Читайте в нашей статье.

Не будем подробно останавливаться на том, что такое коворкинг*. Это слово уже давно и прочно вошло в наш лексикон. Еще до наступления карантина рынок коллективных офисов стремительно развивался. Возможность арендовать в нем рабочее пространство вызывала все больший интерес. Коворк-схемой пользовались и с целью оптимизации организационной структуры компании (оформляя свой собственный офис с наемными работниками как коворк-центр, сдающий в аренду рабочие места).

* Об этом можно прочесть в «Налоги & бухучет», 2018, № 33, с. 22.

С введением карантина спрос на рабочие места значительно снизился. Люди стали работать удаленно. Офисы опустели. Чтобы остаться на плаву, коворк-центры стали расширять перечень предоставляемых услуг. Сегодня, помимо стандартных услуг коворкинга, они предлагают воспользоваться мебелью и техникой для организации рабочего места на дому, осуществляют доставку еды и напитков, оказывают услуги виртуального офиса.

Виртуальный офис — физический адрес, по которому может быть зарегистрирована компания (т. е. юридический адрес) с пакетом дополнительных услуг

Например, таких как почтовый адрес, прием и обработка входящей корреспонденции, телефонные номера, прием звонков (оператор или автоответчик), аренда переговорных комнат и конференц-залов для деловых встреч, веб-хостинг, IТ-обслуживание.

Именно услуги виртуального офиса, по прогнозам специалистов, будут иметь активное развитие — в связи с глобальным трендом удаленной работы содержать собственные офисы для многих компаний станет нецелесообразно, и гибкий виртуальный офис станет для них отличной альтернативой.

Заключаем договор

Раньше коворк-центры предпочитали работать путем размещения публичной оферты и/или предлагали своим клиентам заключить договор присоединения. Сегодня среди клиентов коворкинга все чаще встречаются субъекты хозяйствования (а не обычные физлица) и подход к каждому из клиентов становится все более индивидуализированным. Поэтому в настоящее время коворк-центры готовы оформлять взаимоотношения путем заключения обычных договоров (с индивидуальными условиями для каждого из своих клиентов).

Что это будет за договор? Зависит от того, какую услугу хочет получить клиент от коворк-центра.

В случае стандартной аренды рабочих мест (мебели, техники) оформляют договор аренды. Если арендуются и помещение, и оборудование для работы, можно заключить смешанный договор (ч. 2 ст. 628 ГКУ) (чтобы не заключать отдельно договоры на аренду помещения и оборудования).

Аренду мебели и техники для организации рабочего места на дому можно оформить договором проката (ч. 1 ст. 787 ГКУ). А доставку напитков и еды, услуги виртуального офиса оформляют договором об оказании услуг.

Бухгалтерский учет

Все операции, осуществляемые коворк-центром, отражают в бухгалтерском учете по общим правилам. То есть никаких учетных особенностей именно для коворк-центров нормативка не устанавливает.

Переданные в аренду/прокат необоротные активы (мебель, технику, помещения) продолжают учитывать в составе необоротных активов коворк-центра. Передачу имущества отражают только в аналитическом учете, а оформляют актом приема-передачи. Если речь идет об аренде офисного оборудования, в качестве заменителя такого акта можно использовать оплаченный счет-фактуру (письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339).

Амортизацию переданных необоротных активов коворк-центр начисляет согласно правилам, установленным для таких активов. Исключение составляют объекты инвестиционной недвижимости, учитываемые по справедливой стоимости. По ним амортизацию не начисляют.

Суммы начисленной амортизации отражают по дебету счета 23 «Производство», формируя себестоимость коворкинговых услуг. Впоследствии себестоимость реализованных услуг списывают на субсчет 903. Доход от коворкинга отражают по кредиту субсчета 703 «Доход от реализации работ и услуг» (см. письмо Минфина от 22.09.2010 г. № 31-34020-20-27/25329). Если у вас долгосрочный коворкинг и вы ежемесячно не подписываете акт предоставленных услуг, то согласно пп. 10 — 14 НП(С)БУ 15 доход определяйте на каждую дату баланса.

Если коворк-центр несет расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (например, благоустройство и уборка помещений, техническое обслуживание, приобретение чая, кофе, печенья, других вкусняшек и т. п.), то их тоже отражают в составе себестоимости коворкинговых услуг (дебет счета 23). Так же логично учитывать расходы, связанные с эксплуатацией объекта инвестнедвижимости. На себестоимость соответствующих услуг лягут и расходы на доставку еды и напитков, а также расходы по содержанию и обслуживанию виртуального офиса (заработная плата секретарей, IТ-специалистов, стоимость услуг связи и пр.).

А куда относить амортизацию производственных необоротных активов и другие расходы на их содержание, если такие активы (помещения, мебель, техника) простаивают?

Вы помните: прекращать начисление амортизации по причине простоя необоротных активов не нужно (письмо № 3935* // «Налоги & бухучет» 2020, № 86, с. 27). При этом сумму амортизации по простаивающим производственным активам, как правило, относят в состав общепроизводственных расходов.

* Письмо ГНСУ от 21.09.2020 г. № 3935/ІПК/99-00-05-05-02-06.

Причем, на наш взгляд, корреспонденция Дт 903 — Кт 91 имеет право на жизнь даже в том случае, когда реализации услуг в отчетном периоде не было.

Налог на прибыль

Тут тоже все по общим налоговоприбыльным правилам. Если коворк-центр — высокодоходник или малодоходник, добровольно считающий налоговые разницы, то он проводит обычные амортизационные корректировки по всем своим необоротным активам (кроме инвестнедвижимости, учитываемой по справедливой стоимости) (пп. 138.1, 138.2 НКУ).

Приостанавливать амортизацию простаивающих активов в налоговом учете не нужно. Не так давно с этим согласились и налоговики. В письме № 3935 они говорят: если производственные необоротные активы предназначены для использования в хоздеятельности налогоплательщика и начисление амортизации таких активов в бухучете в течение периода временного простоя (отсутствия хоздеятельности) не прекращается, такие ОС будут амортизироваться и в налоговом учете. Если основные средства выведены из эксплуатации в связи с временным простоем в текущем месяце и ввод их в эксплуатацию состоялся в том же месяце, то и в налоговом, и в бухгалтерском учете начислять амортизацию не прекращают.

Теперь пару слов о расходах на благоустройство территории коворк-центра (оплата услуг дизайнера, приобретение картин, цветов и т. п.) и о расходах на угощение его посетителей. Такие расходы при определении прибыльного объекта налогообложения учитывают на общих основаниях. То есть корректировать бухфинрезультат на стоимость таких расходов не нужно.

Подтверждают это и налоговики. Они говорят (см. письмо № 1765*): НКУ не предусматривает корректировку финрезультата до налогообложения на стоимость товаров, приобретенных с целью обеспечения комфортных условий пользования резидентами Украины пространством коворкинга. Такие операции в налоговоприбыльном учете отражают по бухгалтерским правилам.

* Письмо ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1765/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Единый налог

Коворкинг для единоналожников не запрещен. Но таким плательщикам важно помнить об ограничениях.

Во-первых, плательщикам единого налога — физлицам разрешено предоставлять в аренду нежилые помещения и/или их части, общая площадь которых не превышает 900 кв. м (п.п. 291.5.3 НКУ).

Во-вторых, второгруппники могут оказывать услуги только физлицам (населению) или другим плательщикам единого налога (п.п. 2 п. 291.4 НКУ).

В-третьих, единоналожникам-коворкерам важно зарегистрировать все осуществляемые виды деятельности в единоналожном Реестре.

Кстати, вопрос правильной идентификации КВЭД важен для единоналожников-коворкеров не только потому, что нужно зарегистрировать его в Реестре, но еще и потому, что от этого зависит необходимость уплаты земельного налога.

Налоговики говорят: у единщика третьей группы не будут возникать налоговые обязательства по земельному налогу, если его деятельность не содержит признака предоставления земельных участков и/или недвижимого имущества, в том числе отдельных помещений как части объекта недвижимого имущества, находящегося на таких земельных участках, в аренду (наем, ссуду).

Правда, сами налоговики не берутся идентифицировать деятельность по коворкингу согласно КВЭД. По этому вопросу они рекомендуют обращаться в Госстат (письмо ГУ ГНС в Харьковской обл. от 27.10.2020 г. № 4442/ІПК/20-40-04-03-20).

Мы считаем, что наличие такого признака (о котором говорят налоговики) будет зависеть от того, что прописано в договоре. Если по договору коворкинга в аренду передают только оборудование, его не будет (соответственно земельный налог платить не надо). Если из договора следует, что в аренде находится само помещение (его часть), признак есть (значит, и земельный налог придется заплатить).

Коворкерам-единоналожникам, которые решили оказывать дополнительные услуги, важно зарегистрировать соответствующие КВЭДы в единоналожном Реестре

Для этого следует подать налоговикам Заявление со сведениями об изменении видов хозяйственной деятельности (п.п. 4 п.п. 298.3.1 НКУ). Второгруппники должны успеть это сделать до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были осуществлены новые виды деятельности (п. 298.5 НКУ). А третьегруппники — не позднее последнего дня квартала, в котором это произошло (см. БЗ 107.05, 108.04).

Стандартные для коворк-центров КВЭДы: 77.33 «Предоставление в аренду офисных машин и оборудования, в том числе компьютеров» и 68.20 «Предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества».

А в зависимости от того, какие именно допуслуги вы решили оказывать, возможно, необходимо добавить следующие:

— 77.29 «Прокат других бытовых изделий и предметов личного потребления»;

— 82.11 «Предоставление комбинированных офисных административных услуг»;

— 82.19 «Фотокопирование, подготовка документов и другая специализированная вспомогательная офисная деятельность»;

— 82.20 «Деятельность телефонных центров»;

— 82.30 «Организация конгрессов и торговых выставок»;

— 82.99 «Предоставление других вспомогательных коммерческих услуг»;

— 62.01 «Компьютерное программирование»;

— 62.02 «Консультации по вопросам информатизации»;

— 62.03 «Деятельность по управлению компьютерным оборудованием»;

— 62.09 «Другая деятельность в сфере информационных технологий и компьютерных систем»;

— 63.11 «Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность»;

— 63.99 «Предоставление других информационных услуг, н.в.д.г.»;

— 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» и пр.

НДС

Операции по передаче активов в рамках коворкинга не являются объектом обложения НДС. Ведь по своей сути они мало чем отличаются от обычной аренды, а передача объекта аренды не является поставкой товара (п.п. 14.1.191 НКУ) и необъектный статус такой операции указан в п.п. 196.1.2 НКУ. Зато собственно коворкинг (право распоряжаться активами для работы) — это отдельная услуга (или комплекс услуг), которая является объектом обложения НДС. Под освобождение от НДС могут попасть разве что определенные IT-услуги, оказываемые коворк-центром (согласно п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

НДС-обязательства начисляют по правилу первого события. На эту же дату (когда возникли налоговые обязательства) составляют налоговую накладную (НН).

Если клиентом является юрлицо (или ФЛП) — плательщик НДС, НН составляют на него. Если же клиенты — физические лица — фрилансеры или юрлица-неНДСники, НН составляют на неплательщика НДС (ИНН 100000000000) — с типом причины «02». В случае расчета наличкой (через терминал) можно составить итоговую НН — с типом причины «11». Кроме того, на постоянных клиентов, может быть составлена сводная НН (п. 201.4 НКУ).

Какую единицу измерения приводить в НН при поставке услуг коворкинга?

Здесь все зависит от того, на какое время вы предоставляете рабочее место и как оформляете первичный документ.

Если вы устанавливаете плату за арендованные рабочие места почасово, единицей измерения услуги будет «год» (код «0175»), если посуточно — «доб» (код «0174»), если понедельно — «тижд» (код «0173»), если помесячно — «міс» (код «0171»).

Кроме того, коворк-центры, предоставляющие коворкерам помещение и плату за эту услугу устанавливающие в зависимости от площади, могут указывать единицу измерения «м2» (код «0123»). Кстати, итоговую НН (с типом причины «11») заполняют в общем порядке (графы 4, 5, 6 и 7 тоже подлежат заполнению). Хотя нарушение этого правила ничем не грозит (подробнее см. «Налоги & бухучет» 2020, № 98, с. 12).

Напоследок заметим: входной НДС по товарам, приобретаемым с целью предоставления услуг коворкинга и используемым в процессе предоставления этих услуг, включается в состав налогового кредита.

При этом, поскольку такие товары используются в процессе осуществления налогооблагаемых операций, дополнительное начисление налоговых обязательств, установленных п. 198.5 НКУ, не осуществляется. Такой вывод налоговики озвучили, говоря об НДС, уплаченном в стоимости приобретения угощений для посетителей коворк-центра (см. письмо № 1765).

Пример. Коворк-центр в марте 2021 года оказал услуги виртуального офиса на сумму 120000 грн (в том числе НДС — 20000 грн). При этом офисное пространство коворк-центра в этом месяце полностью простаивало (рабочие места не арендовались).

Учитываем услуги коворк-центра

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Начислены расходы, понесенные в связи с предоставлением услуг виртуального офиса

23

631, 661, 651

50000*

2

Отражена реализация услуг виртуального офиса

361

703

120000

703

641/НДС

20000

903

23

50000

3

Начислена амортизация простаивающего оборудования

91

131

200000*

4

Отнесены общепроизводственные расходы на себестоимость реализованных услуг

903

91

200000

5

Отнесены на финансовый результат:

— доходы от реализованных услуг

703

791

100000

— себестоимость реализованных услуг

791

903

250000

* Суммы условные.

ВЫВОДЫ

  • В связи с трендом удаленной работы коворк-центры стали предлагать дополнительные услуги, например, услуги виртуального офиса.
  • Суммы начисленной амортизации необоротных активов, переданных в коворкинг, а также другие расходы, непосредственно связанные с предоставлением коворкинговых услуг, отражают на счете 23.
  • Амортизацию простаивающих производственных необоротных активов, другие расходы на их содержание отражают в составе общепроизводственных расходов. Причем даже в том случае, если в отчетном периоде реализация услуг отсутствует.
  • В налоговом учете амортизацию простаивающих необоротных активов не прекращают.
  • Коворкинг-центрам на едином налоге, которые стали практиковать новые виды деятельности, нужно обязательно добавить соответствующие КВЭДы в единоналожный Реестр.
  • Услуги коворкинга подлежат обложению НДС на общих основаниях. Под освобождение от НДС могут попасть определенные IT-услуги (согласно п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).