Темы статей
Выбрать темы

Не расшифровали итоговую НН? Ждите весточку от фискалов

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Предприятия розничной торговли и общепита, реализующие подакцизный товар, стали получать от налоговиков «письма счастья». Фискалы сравнивают стоимость реализованных товаров с НДС, отраженных в приложении 6 к декларации акцизного налога, с их реализацией неплательщикам по данным ЕРНН, выявляют расхождения и усматривают занижение налоговых обязательств (НО) по НДС. А посему контролеры требуют предоставить пояснения, их документальные подтверждения и даже грозят документальной внеплановой выездной проверкой*. Откуда ноги растут и что с этим делать? Давайте выясним.

* Правда, уточняют, что в период с 18 марта по последний календарный день месяца (включительно) завершения карантина действует мораторий на ее проведение по п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Почему налоговики прислали запрос? В чем усмотрели расхождения?

Проблема кроется в заполнении номенклатурной графы 2 итоговой налоговой накладной (НН) — по ежедневным итогам операций (п. 201.4 НКУ, п. 14 Порядка № 1307*). В ней отдельные розничные торговцы по старинке не расписывают проданные товары в разрезе кодов УКТ ВЭД. А вписывают туда услужный код по ГКПУ**. Насколько это серьезное нарушение и чем чревато для плательщика?

** Порядок заполнения НН, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

*** Государственный классификатор продукции и услуг ГК 016:2010.

Прежде чем ответить на эти вопросы, вспомним, кто и как составляет итоговую НН.

Когда составляют итоговую НН?

НН по итогам дня составляют, в частности, при осуществлении операций

поставки конечным потребителям (неплательщикам НДС) за наличные

в случаях, если расчеты за товары/услуги проводят через (см. письмо ГНСУ от 07.04.2020 г. № 1405/6/99-00-07-03-02-06/ІПК):

— кассу плательщика или банка;

— регистраторы расчетных операций;

— банковское учреждение с применением платежных карточек (непосредственно на текущий счет поставщика);

— платежное устройство (непосредственно на текущий счет поставщика).

При этом итоговую НН не составляют при поставке товаров/услуг:

— не конечным потребителям (для перепродажи);

— не за наличные (путем перечисления денежных средств с текущего счета покупателя на текущий счет поставщика без использования платежных карточек).

Итоговую НН покупателю не выдают. По ней право на налоговый кредит по НДС покупателю товаров/услуг не передают.

Как заполнять итоговую НН по правилам?

Особенности заполнения итоговых НН устанавливает п. 14 Порядка № 1307. Так:

— в строке «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причин» делают отметку «Х» и указывают тип причины невыдачи покупателю «11»;

— в строке «Отримувач (покупець)» записывают «Неплатник»;

— в строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» проставляют условный ИНН «100000000000»;

— строку «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта» покупателя не заполняют.

Все другие данные и показатели итоговой НН с 1 января 2020 года заполняют по общим правилам Порядка № 1307. А это значит, что

табличную часть раздела Б итоговой НН подробно расписывают в разрезе всей номенклатуры поставки товаров/услуг

В ней указывают (см. письмо ГНСУ от 28.12.2019 г. № 8338/7/99-00-07-03-02-17):

— в графе 2 — описание (номенклатуру) товаров/услуг продавца;

— в графах 3.1, 3.3 — код товара по УКТ ВЭД (для импортных и подакцизных товаров — полностью десятизначный) или код услуги согласно ГКПУ;

— в графах 4 и 5 — единицу измерения товаров/услуг и ее код;

— в графе 6 — количество (объем) поставки товаров/услуг;

— в графе 7 — цену поставки единицы товара/услуги без учета НДС;

— в графе 8 — код ставки НДС;

— в графе 10 — объем поставки (базу налогообложения) без учета НДС;

— в графе 11 — сумму НДС (в гривнях с копейками с указанием после запятой до 6-го знака включительно).

То есть сегодня нужно заполнять все графы табличной части итоговой НН, в том числе графы 4, 5, 6 и 7. При этом количество наименований поставленных товаров/услуг в одной НН не может превышать 9999 позиций (п.п. 1 п. 16 Порядка № 1307). Если же номенклатура поставки за день будет больше, оформляют несколько итоговых НН (см. БЗ 101.16).

Все так же на операции, облагаемые НДС и освобожденные от НДС (т. е. льготные), составляют отдельные итоговые НН (см. БЗ 101.16).

При расчетах за товары/услуги через несколько РРО (если филиалам/подразделениям не делегировано право выписывать НН) плательщик сам решает, сколько составлять итоговых НН: либо одну — на все РРО, либо отдельные — на каждый РРО (см. БЗ 101.16).

Все подробности о заполнении итоговых НН см. в «Налоги & бухучет», 2019, № 102, с. 2.

Как порой поступают на практике?

Некоторые розничные плательщики и сейчас действуют по старинке. При заполнении итоговой НН они все еще не расписывают все позиции проданных за день товаров по кодам УКТ ВЭД, а продолжают пользоваться универсальной записью «Товары в асортименті» либо привязываются к услугам, т. е. указывают в НН, что поставляются не товары, а услуги — 47.00 «Роздрібна торгівля, крім торгівлі автотранспортними засобами та мотоциклами». А в общепите, например, на весь дневной объем поставки вносят запись в НН одной строкой с «услужно-общепитовским» кодом 56.10 «Послуги ресторанів і пунктів швидкого харчування» либо 56.29 «Послуги щодо забезпечення харчуванням, інші».

Хотя на самом деле налоговики до 1 января 2020 года разрешали в итоговой НН показывать номенклатуру проданных товаров укрупненно — группировать товары/услуги по группам, соответствующим определенным товарным кодам УКТ ВЭД/ГКПУ, а графы 4, 5, 6 и 7 не заполнять (см. БЗ 101.16, отменено с 01.01.2020 г.).

Правда, и сегодня фискалы признают, что заведения ресторанного хозяйства, по сути, предоставляют услуги (см. письмо ГНСУ от 18.02.2020 г. № 117/2/99-00-07-03-02-02). Соответственно

заведения общепита вправе отражать в итоговой НН поставку услуг и проставлять в ее графе 3.3 код по ГКПУ

При этом в такой НН не нужно расписывать коды товаров, использованных для поставки услуг, — компонентов готовых блюд. Однако о том, что ресторанное заведение предоставляет именно услуги, должны свидетельствовать первичные документы. А вот заполнять все графы (включая 4, 5, 6 и 7) в итоговых НН нужно обязательно. В противном случае зарегистрировать их не удастся. Пример заполнения итоговой общепитовской НН см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 64, с. 30.

Если же кафе, рестораны, другие заведения общепита перепродают товары в неизменном или почти неизменном виде, то в итоговой НН нужно расшифровывать номенклатуру и указывать коды УКТ ВЭД таких поставленных за день товаров. Хотя если этого не делать, то ничего страшного не будет (аргументы см. ниже).

Рассматриваемое предприятие, получившее запрос от налоговиков, предоставляет услуги в сфере общественного питания и одновременно реализует как подакцизные, так и не подакцизные товары. Но оно не заморачивается с расписыванием поставки, а в итоговую НН вписывает услужный код 56.10 на общую сумму дневной выручки из Z-отчета.

Стоит ли волноваться плательщику за такие вольности в заполнении итоговых НН?

Что грозит плательщику?

Просто за то, что плательщик проигнорировал общие правила заполнения итоговых НН, доначислить ему НО по НДС, опираясь на данные приложения 6 к декларации акцизного налога, фискалы не вправе. Если НО задекларированы сполна, то применить штраф за их занижение оснований у контролеров нет.

Формально за сам факт заполнения итоговой НН с нарушением требований Порядка № 1307 никакой ответственности также не вырисовывается. Доводы см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 12, с. 30. Ведь итоговые НН покупателю товаров/услуг не выдают. Поэтому оштрафовать за ошибки в обязательных реквизитах НН по п. 1201.3 НКУ фискалам не удастся. Такие штрафы налагают по результатам проверки, проведенной по заявлению-жалобе покупателя. А покупатель — неплательщик НДС. Да и на документальные проверки в карантинный период п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ наложил вето (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 37, с. 20).

Безусловно, не может быть речи и о применении штрафа по п. 1201.2 НКУ за невыписку и нерегистрацию НН. Пусть и с услужным кодом, но итоговые НН на поставку товаров/услуг составлены и зарегистрированы в ЕРНН.

Не светит составителю итоговой НН и админштраф по ст. 1631 КоАП за нарушение порядка ее заполнения. Как разъясняют сами налоговики, если при заполнении НН/РК была допущена ошибка, однако НО задекларированы в полном объеме, то административная ответственность не применяется (см. БЗ 101.28).

Так что главное — вовремя зарегистрировать итоговую НН в ЕРНН и сполна задекларировать НО. Иначе за нерегистрацию или за просрочку регистрации итоговых НН фискалы наложат штраф. Благо, в карантинный период действует штрафной мораторий для НН/РК, предельный срок регистрации которых приходится на период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно) завершения карантина (см. письмо ГНСУ от 02.11.2020 г. № 4514/ІПК/99-00-04-01-03-06).

Ну и занижение НО в декларации по НДС, понятно, тоже штрафоопасно. Здесь карантинная индульгенция, увы, не действует (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Итоговые НН не блокируют. Они подлежат безусловной регистрации как составленные на неплательщиков. Их вообще не проверяют на предмет соответствия критериям рисковости операций, а плательщика — на рисковость и положительную налоговую историю. О насущных вопросах блокировки НН/РК см. «Налоги & бухучет», 2020, № 62, с. 2.

Как реагировать на запрос?

Отвечать или не отвечать? Исчерпывающий перечень оснований для направления фискалами запроса плательщику определяет п. 73.3 НКУ. Среди них безразмерное — в ходе анализа полученной налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком…

От обязанности предоставлять ответ на запрос фискалов плательщик освобождается, только если он составлен с нарушением требований, определенных п. 73.3 НКУ.

Так что, если с запросом все в порядке, на него нужно отвечать. Срок для подачи ответа и документального подтверждения информации — в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, если иное не предусмотрено НКУ (п. 73.3 НКУ).

Однако заметьте! По требованиям п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ временно, на период

по последний календарный день месяца (включительно) завершения карантина**** останавливается течение сроков, установленных, в частности, ст. 73 и 78 НКУ

**** Карантин продлен до конца года — по 31 декабря («Налоги & бухучет», 2020, № 84, с. 26).

А именно для подачи ответов на запросы контролеров, которые поступили/поступят плательщикам по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершится карантин. Исключение: запросы о законности декларирования бюджетного возмещения и/или отрицательного значения НДС. Отсрочки для ответов на такие запросы НКУ не предполагает.

С первого календарного дня месяца, следующего за месяцем завершения карантина, течение остановленных сроков продолжится с учетом времени, которое прошло до такой остановки. Но пока что это грозит не ранее 1 января 2021 года.

Ответ на запрос — это письмо предприятия, которое должно содержать:

— номер и дату запроса органа ГНС, на который отвечаем;

— информацию, запрашиваемую соответствующим органом ГНС.

К ответу на полученный запрос подходите взвешенно и старайтесь не давать фискалам лишних документов.

Грозит ли вам проверка? Да, если не подать информацию в установленный срок, то налоговики могут провести документальную внеплановую проверку, опираясь на пп. 78.1.1 и 78.1.4 НКУ (ср. ).

Но, опять же, п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершится действие карантина.

В качестве исключений (среди документальных внеплановых) названы проверки, которые проводятся по обращению плательщика, а также по пп. 78.1.7 (реорганизация, ликвидация и т. д.) и 78.1.8 НКУ (законность декларирования бюджетного возмещения и/или НДС-минуса свыше 100 тыс. грн). Но это не наш случай. Поэтому никаких проверок (по крайней мере до завершения карантина) быть не должно!

И все же! Чтобы не получать от налоговиков подобные запросы и над вами не висел дамоклов меч документальной проверки, кодируйте хотя бы подакцизные товары по отдельным группам. Тогда фискалам не к чему будет придраться!

выводы

  • С 01.01.2020 г. итоговые НН нужно составлять по общим правилам, установленным Порядком № 1307, т. е. заполнять все графы и расписывать всю номенклатуру поставленных товаров/услуг по кодам УКТ ВЭД/ГКПУ.
  • Фискалы признают, что заведения ресторанного хозяйства, по сути, предоставляют услуги. В итоговой НН они указывают услужный код и не расписывают использованные товары — компоненты готовых блюд.
  • За заполнение итоговой НН с нарушением требований Порядка № 1307 никакая ответственность плательщику не грозит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше