Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Новые правила для ОСМД: счетчики, тарифы и не только

Амброзяк Наталья, юрист
Налоги & бухучет Октябрь, 2021/№ 80
Печать
Деятельность ОСМД всегда вызывала много вопросов и живой интерес. И немудрено, ведь касается это практически всех нас. Вот почему этот номер мы решили посвятить именно ОСМД. А начнем с Закона № 1060, который вступил в силу с 1 мая 2021 года. Он вносит различные изменения в жилищно-коммунальную нормативку. В основном новшества касаются установки общедомовых счетчиков, урегулирования вопросов по техобслуживанию внутридомовых систем (в том числе систем газоснабжения), а также деятельности управителей. Подробности читайте в этой статье.

В первую очередь напомним: ОСМД — это не управитель, поскольку в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 2189 управителем может быть ФЛП либо юрлицо — субъект предпринимательской деятельности. А объединение — непредпринимательское общество (ч. 2 ст. 2 Закона об ОСМД).

Поэтому нюансы, касающиеся управителей, к ОСМД не применяем.

Общедомовые счетчики

Здесь изменения коснулись двух моментов, связанных со счетчиками на отопление, горячую и холодную воду.

Установка. Эта процедура теперь проводится за счет абонентской платы, перечисляемой операторам внешних инженерных сетей (далее — оператор, но это не ОСМД).

В свою очередь абонентская плата включается в тариф. До внесения изменений Законом № 1060 установка производилась за счет спецвзносов от совладельцев в многоквартирном доме.

Если на момент, когда оператор пришлет сообщение об установке общедомовых счетчиков, они уже будут установлены, то плата за отопление, поставку горячей и холодной воды не должна включать расходы на оборудование дома/подъезда счетчиком.

То есть должно быть два тарифа:

1) с учетом расходов на оборудование дома счетчиком;

2) без учета таких расходов.

Если счетчик был установлен за счет совладельцев, а с них все еще взималась плата по тарифу из п. 1, то разница между тарифами из п. 1 и п. 2 должна возмещаться за период с момента установки счетчика до момента взятия его на абонентский учет оператором.

Разница в тарифах зачисляется в счет будущих платежей.

Оборудовать дома общедомовыми счетчиками на отопление, горячую и холодную воду операторы должны до 01.08.2022*

* Эта обязанность подкреплена штрафом для операторов, вступление в силу нормы о котором отодвинули до 01.08.2022.

Сюда попадают дома, у которых не было таких счетчиков по состоянию на 02.08.2017 или они на эту дату вышли из строя.

Внимание! ОСМД может заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг, только если дом оборудован общедомовыми счетчиками (ч. 6 ст. 14 Закона № 2189 в новой редакции). В то же время договоры о поставке и распределении газа, а также о поставке и распределении электроэнергии могут заключаться исключительно непосредственно с каждым из совладельцев (ч. 2 ст. 14 Закона № 2189).

Кроме того, раньше совладельцы или ОСМД могли согласовать условия об установке общедомового счетчика с оператором, которые отличались бы от предложенных оператором.

Теперь же есть только две опции:

— по условиям, предложенным оператором;

— самостоятельное оборудование счетчиками многоквартирного дома.

Обслуживание и поверка. Обслуживание и поверка общедомовых счетчиков происходит теперь в двух вариантах:

— за счет все той же абонентской платы, которая включена в тариф, — для совладельцев, которые заключили индивидуальные договоры);

— за счет совладельцев, — если был заключен коллективный договор на поставку коммунуслуги или договор заключили с коллективным потребителем (то есть с ОСМД), либо к обслуживанию и поверке привлекли не поставщика коммунуслуги, а стороннего хозсубъекта (ч. 4 ст. 17 Закона № 1314 в новой редакции).

А для того, чтобы ОСББ смогло привлечь стороннего хозсубъекта для обслуживания и поверки общедомовых счетчиков (а не оператора), нужно, чтобы соблюдалось одно из условий (ч. 1 ст. 6 Закона № 2119):

— есть заключенный коллективный договор о предоставлении коммунальных услуг;

— есть договор с коллективным потребителем (то есть с ОСМД);

— есть решение совладельцев о порядке обслуживания и замены счетчиков.

Обслуживание внутридомовых систем

В основном изменения здесь коснулись обслуживания внутридомовых систем газоснабжения. Договор на обслуживание этих систем может заключить один из таких субъектов:

— управитель;

— ОСМД;

— уполномоченное лицо совладельцев.

Договор заключается с компанией, занимающейся распределением газа, либо с хозсубъектом, который может осуществлять обслуживание внутридомовых систем газоснабжения.

Обслуживание происходит за счет совладельцев.

Если договор заключен, то ответственность за техобслуживание и безопасную эксплуатацию газовых внутридомовых систем будет нести компания-распределитель либо иной хозсубъект (то есть те, кто являются стороной договора).

Если договор об обслуживании заключается не с компанией-распределителем, а с иным хозсубъектом, то такой компании-распределителю нужно сообщить о заключении договора в течение 15 дней с даты его заключения.

Если уведомление не отправить и не обратиться с заявлением о заключении договора к компании-распределителю, то будет считаться, что совладельцы присоединились к договору на техобслуживание с компанией-распределителем, на территории лицензионной деятельности которой расположен соответствующий дом.

Текущий и капремонт внутридомовых систем газоснабжения проводится за счет совладельцев дома в соответствии со сметой, предоставленой компанией-распределителем или хозсубъектом, с которым заключен договор на обслуживание (ч. 3 ст. 19 Закона № 2189).

Управители

Решение совладельцев о выборе управителя. Уточнены некоторые нюансы, связанные с выбором совладельцами управителя многоквартирного дома (не ОСМД). Теперь положения Закона № 2189 соответствуют Закону № 417.

В ч. 9 ст. 10 Закона № 417 установлено, что протокол, в котором закреплено решение совладельцев о выборе управителя, составляется в двух экземплярах. Один остается у управителя, а второй — передается в исполком поселкового, сельского или городского совета по месту расположения дома.

Теперь и в Законе № 2189 одним из полномочий органов местного самоуправления определено хранение таких протоколов.

Обслуживание придомовой территории. В случае, если придомовая территория не оформлена (не находится официально в собственности или пользовании совладельцев), услуги по уборке и другому обслуживанию территории вокруг дома могут включаться в смету расходов управителя на содержание дома и придомовой территории. Но только по договору с потребителями.

Кроме того, границы и площадь территории, которую совладельцы согласны содержать, нужно согласовать с органами местного самоуправления. Этим всем будет заморачиваться управитель.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше