В первую очередь напомним: ОСМД — это не управитель, поскольку в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 2189 управителем может быть ФЛП либо юрлицо — субъект предпринимательской деятельности. А объединение — непредпринимательское общество (ч. 2 ст. 2 Закона об ОСМД).
Поэтому нюансы, касающиеся управителей, к ОСМД не применяем.
Общедомовые счетчики
Здесь изменения коснулись двух моментов, связанных со счетчиками на отопление, горячую и холодную воду.
Установка. Расходы операторов внешних инженерных сетей (далее — оператор) на установку счетчиков теперь включаются в тариф (ч. 6 ст. 3 Закона № 2119). До внесения изменений Законом № 1060 установка производилась за счет спецвзносов от потребителей коммунуслуг.
Если на момент, когда оператор пришлет сообщение об установке общедомовых счетчиков, они уже будут установлены, то плата за отопление, поставку горячей и холодной воды не должна включать расходы на оборудование дома/подъезда счетчиком.
То есть должно быть два тарифа:
1) с учетом расходов на оборудование дома счетчиком;
2) без учета таких расходов.
Если счетчик был установлен за счет совладельцев, а с них все еще взималась плата по тарифу из п. 1, то разница между тарифами из п. 1 и п. 2 должна возмещаться за период с момента установки счетчика до момента взятия его на абонентский учет оператором.
Разница в тарифах зачисляется в счет будущих платежей.
Оборудовать дома общедомовыми счетчиками на отопление, горячую и холодную воду операторы должны до 01.08.2022*
* Эта обязанность подкреплена штрафом для операторов, вступление в силу нормы о котором отодвинули до 01.08.2022.
Сюда попадают дома, у которых не было таких счетчиков по состоянию на 02.08.2017 или они на эту дату вышли из строя.
Внимание! ОСМД может заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг, только если дом оборудован общедомовыми счетчиками (ч. 6 ст. 14 Закона № 2189 в новой редакции). В то же время договоры о поставке и распределении газа, а также о поставке и распределении электроэнергии могут заключаться исключительно непосредственно с каждым из совладельцев (ч. 2 ст. 14 Закона № 2189).
Кроме того, раньше совладельцы или ОСМД могли согласовать условия об установке общедомового счетчика с оператором, которые отличались бы от предложенных оператором.
Теперь же есть только две опции:
— по условиям, предложенным оператором;
— самостоятельное оборудование счетчиками многоквартирного дома.
Обслуживание и поверка. Обслуживание и поверка общедомовых счетчиков происходит теперь в двух вариантах:
— за счет абонентской платы — для совладельцев, которые заключили индивидуальные договоры);
— за счет совладельцев, — если был заключен коллективный договор на поставку коммунуслуги или договор заключили с коллективным потребителем (то есть с ОСМД), либо к обслуживанию и поверке привлекли не поставщика коммунуслуги, а стороннего хозсубъекта (ч. 4 ст. 17 Закона № 1314 в новой редакции).
А для того, чтобы ОСББ смогло привлечь стороннего хозсубъекта для обслуживания и поверки общедомовых счетчиков (а не оператора), нужно, чтобы соблюдалось одно из условий (ч. 1 ст. 6 Закона № 2119):
— есть заключенный коллективный договор о предоставлении коммунальных услуг;
— есть договор с коллективным потребителем (то есть с ОСМД);
— есть решение совладельцев о порядке обслуживания и замены счетчиков.
Обслуживание внутридомовых систем
В основном изменения здесь коснулись обслуживания внутридомовых систем газоснабжения. Договор на обслуживание этих систем может заключить один из таких субъектов:
— управитель;
— ОСМД;
— уполномоченное лицо совладельцев.
Договор заключается с компанией, занимающейся распределением газа, либо с хозсубъектом, который может осуществлять обслуживание внутридомовых систем газоснабжения.
Обслуживание происходит за счет совладельцев.
Если договор заключен, то ответственность за техобслуживание и безопасную эксплуатацию газовых внутридомовых систем будет нести компания-распределитель либо иной хозсубъект (то есть те, кто являются стороной договора).
Если договор об обслуживании заключается не с компанией-распределителем, а с иным хозсубъектом, то такой компании-распределителю нужно сообщить о заключении договора в течение 15 дней с даты его заключения.
Если уведомление не отправить и не обратиться с заявлением о заключении договора к компании-распределителю, то будет считаться, что совладельцы присоединились к договору на техобслуживание с компанией-распределителем, на территории лицензионной деятельности которой расположен соответствующий дом.
Текущий и капремонт внутридомовых систем газоснабжения проводится за счет совладельцев дома в соответствии со сметой, предоставленой компанией-распределителем или хозсубъектом, с которым заключен договор на обслуживание (ч. 3 ст. 19 Закона № 2189).
Управители
Решение совладельцев о выборе управителя. Уточнены некоторые нюансы, связанные с выбором совладельцами управителя многоквартирного дома (не ОСМД). Теперь положения Закона № 2189 соответствуют Закону № 417.
В ч. 9 ст. 10 Закона № 417 установлено, что протокол, в котором закреплено решение совладельцев о выборе управителя, составляется в двух экземплярах. Один остается у управителя, а второй — передается в исполком поселкового, сельского или городского совета по месту расположения дома.
Теперь и в Законе № 2189 одним из полномочий органов местного самоуправления определено хранение таких протоколов.
Обслуживание придомовой территории. В случае, если придомовая территория не оформлена (не находится официально в собственности или пользовании совладельцев), услуги по уборке и другому обслуживанию территории вокруг дома могут включаться в смету расходов управителя на содержание дома и придомовой территории. Но только по договору с потребителями.
Кроме того, границы и площадь территории, которую совладельцы согласны содержать, нужно согласовать с органами местного самоуправления. Этим всем будет заморачиваться управитель.