МСФО-креатив
Правовым основанием для прогрессивного учета рекламных листовок, брошюр и другой мелочи, предусмотренной для рекламных раздач, является п.п. «в» п. 69 МСБО 38 «Нематериальные активы». Там сказано, что расходы на деятельность по рекламированию и стимулированию продажи (включая каталоги «товары по почте») относятся к расходам, которые включаются в расходы того периода, в котором они фактически понесены.
То есть имеем вполне конкретный материальный объект (рекламный каталог), но расходы на его изготовление признаем непосредственно в периоде, когда они понесены.
Причиной этого п. 69 МСБУ 38 называет вполне логичное обстоятельство: такие расходы понесены для обеспечения будущих экономических выгод, но при этом не создается и не покупается ни один нематериальный или другой актив, который можно признать. Иначе говоря,
МСФО предлагает рассматривать расходы на изготовление рекламных листовок и буклетов как расходы на рекламные услуги, и никакой материальный объект на баланс не приходовать
А в периоде, когда получен доступ к листовкам (то есть когда рекламные услуги оказаны), стоимость этих услуг просто включается в состав расходов на сбыт.
А какая вообще разница?
Вы, уважаемые читатели, наверняка уже задали себе этот вопрос? Ну если расходы на рекламные листовки все равно попадают в дебет счета 93, то какая разница, как они туда попадают — сразу как расходы на приобретение рекламных услуг или в корреспонденции со счетами запасов при списании листовок и брошюр для раздачи?
Но, во-первых, разница может возникать относительно периода, в котором отражаются расходы. Если объем изготовленных открыток — значительный, то при традиционном НП(С)БУшном подходе часть расходов попадет в расходы отчетного периода позже, чем при прогрессивном МСФОшном. Ведь, возможно, не все изготовленные открытки будут списаны под раздачу сразу.
А во-вторых, возникает отличие при классификации операций для целей НДС-учета. Традиционный подход с оприходованием открыток на баланс означает, что предприятие обрекает себя на минбазный НДС (п. 188.1 НКУ). Ведь налоговики согласны не начислять его, только если стоимость бесплатно розданных активов включается в продажную стоимость вашей продукции (БЗ 101.06).
А если считать расходы на изготовление листовок услугами? Тогда с минбазным НДС должно быть проще. Ведь здесь никакой бесплатной передачи активов конечным потребителям не будет. Предприятие просто приобрело рекламные услуги и никому ничего бесплатно не раздавало. Поэтому прогрессивный МСФО-подход дает дополнительные шансы избежать минбазного НДС при раздаче рекламных листовок.