Темы статей
Выбрать темы

Рекламный видеоролик

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Визуализация любого процесса (действия) или предмета всегда позволяет быстрее и в сжатые сроки донести целевой аудитории основные месседжи. Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А наглядно продемонстрировать свой товар, услугу или бренд вам позволит видеоролик. К тому же использовать его вы можете и на телевидении, и в соцсетях, и на презентациях, и т. д. Рассмотрим учетные особенности создания видеоролика.

Оформляем документы

Видеоролик по своим характеристикам — это аудиовизуальное произведение, охраняемое как объект интеллектуальной собственности (ОИС). В свою очередь, демонстрация ролика является одной из форм использования имущественных прав на этот объект. Такие отношения обычно оформляются между заказчиком и рекламным агентством с помощью договора о создании на заказ и использовании объекта авторского права.

Порядок учета расходов рекламодателя (заказчика) на создание видеоролика в налоговом и бухгалтерском учете зависит от того, кто по условиям договора будет выступать владельцем имущественных прав на использование ролика — рекламное агентство (создатель/распространитель) или заказчик. При этом в договоре важно оговорить, что имущественное право на публичный показ ролика принадлежит исключительно его создателю (рекламному агентству) и впоследствии передается заказчику.

Можно выделить два варианта договорных отношений (см. таблицу ниже).

Договорные условия по созданию видеоролика

Права на видеоролик принадлежат

Договорные отношения

Рекламному агентству

Предметом договора является предоставление рекламных услуг, в частности создание и демонстрация видеоролика на конкретной информационной платформе

Заказчику

Рекламное агентство создает ОИС (видеоролик). В дальнейшем Заказчик самостоятельно решает, где и как его демонстрировать

А теперь об учетных моментах. И сразу скажем: если к заказчику имущественные права на видеоролик не переходят, то тут все просто. Расходы заказчика на создание и демонстрацию видеоролика относятся в полном объеме к расходам на рекламу (как составляющая расходов на сбыт) согласно п. 19 НП(С)БУ 16. Заказчик имеет право на входящий налоговый кредит (НК) по НДС по общим правилам. Нет никаких специальных нюансов и в отношении налоговоприбыльного учета.

А вот при переходе прав на ролик к заказчику есть особенности.

Права на видеоролик принадлежат заказчику

Бухучет. В этом случае имеем дело с двумя составляющими рекламных расходов: (1) на приобретение имущественных прав на видеоролик и (2) на его демонстрацию.

Имущественные права на видеоролик представляют собой объект авторского права и смежных с ним прав. В бухучете для таких объектов выделена отдельная группа нематериальных активов (НМА) (абзац шестой п. 5 НП(С)БУ 8), учитываемая на субсчете 125. Однако, в п. 9 НП(С)БУ 8 сказано, что в бухучете расходы на рекламу и продвижение товаров на рынке не признают НМА, а отражают в составе расходов тех отчетных периодов, в которых они осуществлены. То есть стоимость изготовления видеоролика в бухучете включают в состав расходов на сбыт с отражением по дебету счета 93.

Расходы же на саму демонстрацию видеоролика также являются расходами на рекламу. Их списывают на счет 93 (как расходы на сбыт).

Налог на прибыль. В общем случае прибыльщик, который не применяет налоговые разницы, в налоговоприбыльном учете полностью ориентируется на бухучет. Что касается плательщиков, применяющих налоговые разницы, то поскольку рекламный видеоролик не признается НМА в бухучете, он и для целей налогового учета таковым не является (п.п. 14.1.84 НКУ). То есть никаких специальных налоговых разниц не возникает.

Таким образом стоимость изготовления видеоролика уменьшает финрезультат так же, как и расходы на его демонстрацию. Учитываем только общие увеличивающие разницы, которые зависят от статуса рекламного агентства (пп. 140.5.2 и 140.5.4 НКУ).

И еще: если создателем видеоролика будет нерезидент, то при перечислении ему средств в оплату стоимости рекламного видеоролика одновременно придется перечислять 20 % от этой суммы в бюджет (п.п. 141.4.6 НКУ).

Причем сделать это нужно за собственный счет. А раз так, то правила международных договоров в части уменьшения (освобождения) суммы налога к выплатам нерезиденту за услуги по производству и/или распространение рекламы тут не применяются.

НДС. Операции по передаче исключительных имущественных прав на видеоролик и его демонстрации облагаются НДС по общим правилам по ставке 20 %. Ведь, как правило, такие платежи не считаются роялти (п.п. 14.1.225 и п.п. 196.1.6 НКУ).

При этом заказчик имеет право включить в свой НК суммы входного НДС по таким операциям при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, и при условии, что сам видеоролик и услуги по его трансляции касаются налогооблагаемых операций предприятия (п. 198.5 НКУ).

Услуги по изготовлению рекламного видеоролика, полученные от нерезидента, рассматривают для целей НДС-учета как импорт услуг. При этом местом их поставки считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности (п. 186.3 НКУ). Таким образом, если заказчик — резидент Украины заказывает видеоролик у нерезидента, местом поставки услуг считается территория Украины. Соответственно, такая операция является объектом обложения НДС на основании п.п. «б» п. 185.1 НКУ.

Рассмотрим в проводках учет у заказчика создания и использования рекламного видеоролика. При этом права на видеоролик переходит к заказчику.

Учитываем видеоролик, принадлежащий заказчику

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Перечислен аванс рекламному агентству за услуги по изготовлению ролика и размещению его в соцсетях

371

311

36000

2

Отражен НК на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

644/1

641/НДС

644

644/1

6000

6000

3

Выполнены работы по созданию видеоролика, и переданы имущественные права на него заказчику

93

631

20000

4

Списана сумма НДС, отраженная в составе НК

644

631

4000

5

Предоставлены услуги по размещению ролика в соцсетях

93

631

10000

6

Списана сумма НДС, отраженная в составе НК

644

631

2000

7

Осуществлен зачет задолженностей

631

371

36000

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше