Темы статей
Выбрать темы

Горючий акциз: здравствуй, «блокировка» регистрации АН!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Встречайте: очередные «улучшения» СЭАРГ*! Еще до того как налоговики удосужились опубликовать на сайте информацию** о новых проверочных функциях СЭАРГ, нам на горячую линию уже стали поступать звонки обеспокоенных читателей о невозможности зарегистрировать акцизные накладные (АН) по непонятным причинам. Но впоследствии (после упомянутой ГНС-публикации) «вскрытие показало», что произошло с «больной» СЭАРГ. Далее — об этих нововведениях-«покращеннях» и о том, как с ними сосуществовать.

* Система электронного администрирования реализации горючего.

** Подробнее читайте здесь: tax.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/501285.html

В упомянутой информации на сайте ГНС речь идет о четырех основных «усовершенствованиях» — контрольных мероприятиях, которые добавили фискалы в программном обеспечении СЭАРГ в процесс регистрации АН. Далее мы их отдельно изложим и прокомментируем.

Проверка реализатора на наличие лицензии(-ий)

Алгоритм. Лица, реализующие горючее, теперь проверяются программой СЭАРГ на наличие «горючих» лицензий. В случае отсутствия у хозсубъекта, реализующего горючее, действующей или приостановленной лицензии на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим или (!) хранения горючего, в регистрации АН на реализацию горючего таким субъектом будет отказано.

Комментарий. Здесь идет речь о регистрации АН только на реализацию горючего. То есть проверять должны именно реализаторов (при регистрации первых экземпляров АН), а не получателей. То есть на получателей и на регистрацию вторых экземпляров АН получателями горючего этот вид проверки распространяться не должен. Но кто знает, как они там это запрограммировали? (К тому же — см. ниже о проверке лицензии на хранение у получателей-неплательщиков.)

Если здесь верить фискалам, приостановление лицензии не должно застопорить регистрацию АН. Кроме того, изложено так, что реализатору горючего, чтобы АН зарегистрировали, достаточно иметь хотя бы лицензию на хранение горючего...

Нам кажется, это какая-то лишняя проверочная функция. Ведь вряд ли сейчас какой-то плательщик акциза без лицензии будет реализовывать горючее. А вот некачественное программирование этой проверки может препятствовать регистрации нормальных АН нормальными плательщиками...

Но это мелочи, дальше — хуже!

Проверка получателя в отношении лицензии на хранение

Алгоритм. Этой функцией

проверяется получатель горючего — субъект хозяйствования, не являющийся плательщиком горючего акциза, на наличие у него лицензии на хранение горючего

В случае составления АН на субъекта хозяйствованиянеплательщика горючего акциза (за исключением предприятий, учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета, и предприятий, учреждений и организаций системы государственного резерва), у которого отсутствует лицензия на хранение горючего, в регистрации АН будет отказано.

Комментарий. Нас удивляет тот факт, что реализатор здесь отвечает за получателя. Но почему из-за отсутствия лицензии у получателя должен страдать поставщик горючего?!.. И какое право имеют фискалы вводить такую ответственность? Ведь ни один документ не обязывает реализатора проверять получателя на наличие у того лицензии на хранение горючего. Как и не запрещает реализатору отпускать таким субъектам горючее и составлять/регистрировать (!) АН на такие поставки. Это произвол из произволов!

А если горючее заправляется получателю-неплательщику в баки транспортных средств (ТС) или оборудования-устройств, то у него вообще может не быть лицензии на хранение горючего, и АН на него система уже не зарегистрирует!

Кроме того, читатели уже пишут, что не могут зарегистрировать АН, составленную на получателя — неплательщика акциза — сугубо бюджетное учреждение. У такого получателя, конечно, нет лицензии на хранение, срабатывает неправильно запрограммированный алгоритм и идет отказ в регистрации АН. Но бюджетники и не должны иметь лицензию на хранение горючего (см. ст. 15 Закона № 481), и фискалы вспомнили(!) это исключение, но из-за «качественного» программирования СЭАРГ этого не учитывает... И это, к сожалению, не худший «прокол» фискалов. ☹

Проверка доступного объема резервуаров

Алгоритм. Здесь проверяется доступный объем зарегистрированных резервуаров для получения горючего на акцизном складе, на который отгружается горючее.

Контроль осуществляется по достаточному объему резервуаров, зарегистрированных (!) в ЕГРРУ*** на акцизном складе, на который отгружается горючее.

*** Единый государственный реестр расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре (см. постановление КМУ от 22.11.2017 г. № 891).

Достаточный объем рассчитывается как разница между общим объемом резервуаров, зарегистрированных в ЕГРРУ, и остатков горючего, которые по данным СЭАРГ находятся на таком складе

Итак, в случае отсутствия информации, в частности, по резервуарам, а также в случае превышения объема получения, указанного в АН, над достаточным объемом зарегистрированных резервуаров на акцизном складе, в регистрации такой АН будет отказано.

Комментарий. Здесь программа проверяет именно получателей горючего — плательщиков. И в случае рассчитанного по этому неудачному алгоритму свободного объема резервуаров, если его у получателя слишком мало, в регистрации АН отказывают. По информации наших читателей, отказывают именно получателю — при попытке зарегистрировать второй экземпляр АН.

От этой проверочной функции сейчас страдает много плательщиков акциза — по большей части из тех, кто списывает свое горючее по сводным АН. Это — преимущественно розничные торговцы (АЗС и т. п.) и те плательщики, кто в больших количествах расходует горючее на собственные хознужды. Почему именно они?

А проблема в том, что эта проверка фискалами настроена некачественно и ее алгоритм не учитывает специфику учета горючего и сроки регистрации АН разными плательщиками. Ведь для исчисления достаточного объема программа берет в СЭАРГ данные об остатках горючего в резервуарах согласно зарегистрированным АН/РК, а не Справкам****, направляемым плательщиками в ГНС и отражающим фактические-реальные остатки горючего на конец соответствующих суток. А упомянутые субъекты горючее (поступление в СЭАРГ) получают регулярно, а вот списывают его раз в месяцпосле регистрации сводной АН. Вот и получается, что до такого списания их резервуары, по данным СЭАРГ, слишком «заполнены» горючим и места для новых поступлений «не хватает». Поэтому в регистрации вторых экземпляров АН от поставщиков им программа и отказывает!

**** Такая Справка подается по форме, утвержденной приказом Минфина от 27.11.2018 г. № 944.

Причем большинство плательщиков (включая и розничных торговцев — АЗС и т. п.) направляют в ГНС упомянутые Справки ежедневно! То есть фискалы имеют данные о фактическом (а не «плановом» — согласно зарегистрированным АН) объеме горючего, имеющегося в резервуарах на конкретную дату (дату предоставления вторых экземпляров АН для регистрации).

Если бы алгоритм фискалы перенастроили, чтобы он ориентировался на фактические объемы, указанные в Справках, проблема частично была бы снята

Но... на это нужна воля фискалов. Надеемся, они уже поняли, что натворили.

Кроме того, здесь есть еще такой момент. Те плательщики акциза, которые используют горючее только на собственные нужды, имеют право направлять фискалам Справку раз в месяц. Поэтому у них данные о фактических остатках в СЭАРГ горючего на конкретную дату — даже если учитывать Справки, почти никогда не соответствуют реальной картине...

Если при всем этом вспомнить о том, что упомянутые субъекты имеют 15-дневный срок для регистрации сводных АН, то становится грустно за то, как им придется работать в дальнейшем в таких условиях.

Как выкручиваться? Что делать в условиях этого СЭАРГ-своеволия? О варианте «жаловаться» читайте в конце этого материала. А здесь посоветуем следующее.

Прежде всего попавшим «под обстрел» плательщикам акциза надо теперь регулярно контролировать «плановый» (то есть тот, который считает СЭАРГ) свободный объем резервуаров на своих конкретных акцизных складах.

Розничные торговцы могут составлять АН на каждый отпуск горючего, но это равносильно самоубийству. Более реальный и менее «кровавый» вариант — перейти на выписку АН по ежедневным итогам. Такой альтернативный вариант — выписки ежедневных АН — для них допускает п. 231.3 НКУ (ср. ). Но это для многих тоже будет слишком трудоемко...

А можно ли АЗС и другим плательщикам составлять (и регистрировать) сводную АН не раз в месяц, а чаще? С той целью, чтобы в случае необходимости такими АН «опорожнять» в СЭАРГ резервуары перед тем, как регистрировать вторые экземпляры АН своих поставщиков.

Нормы НКУ и акцизные нормативы четких ответов на этот вопрос не дают. В том же п. 231.3 НКУ записано, что акцизная накладная «может быть составлена... не позднее последнего дня отчетного месяца на общий объем горючего, реализованного…». То есть четко не прописано, что сводная АН на месяц по одному акцизному складу (и коду УКТ ВЭД) должна быть составлена только одна. Но, чтобы пойти таким путем, лучше подстраховаться и получить «одобрительную» ИНК.

Проверка допустимого объема ТС

Алгоритм. Проверяется допустимый объем транспортных средств (ТС) для перевозки горючего.

При указании транспортного средства — передвижного акцизного склада в АН обязательно указывается общая вместимость емкости (секций), м3. В случае изменения температуры воздуха изменяется объем горючего, который загружается в такое ТС, а не объем ТС. Кроме этого, в соответствии с нормами порядка приемки, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины цистерна может быть заполнена горючим на 0,2 проц. меньше от ее общего объема.

Итак, в случае составления АН с объемом горючего, превышающим общую вместимость емкости (секций), м3 передвижного акцизного склада, в ее регистрации будет отказано.

Комментарий. Контролировать этот момент и фискалам, и плательщикам совсем не сложно. Ведь все данные — и объем емкости(тей) ТС, и объем отпущенного в него горючего — имеются в АН. Поэтому здесь нарваться на отказ в регистрации АН можно, если заполнять емкости ТС «на полную», когда температура воздуха ниже 15 градусов! Ведь емкость ТС уже не вместит «учетный» объем горючего! Либо из-за технической ошибки, скажем, не указав в АН какие-то прицепные емкости, или т. п. Так что будьте внимательны!

Итоги

Приведем свое виденье схемы работы новых проверочных алгоритмов.

img 1

Примечание. В случае отрицательного результата любого вида проверки в регистрации АН отказывается

Приблизительная схема новых проверочных критериев для нерегистрации АН

Что делать? Прежде всего плательщикам горючего акциза надо жаловаться во все инстанции (в частности, в КМУ, Минфин, Бизнес-омбудсмену и др.) на эти новые «улучшения» СЭАРГ, которыми фискалы незаконно ограничивают права плательщиков, фактически блокируя регистрацию их АН. Ведь очевидно, что

такими действиями налоговики грубо нарушают закон

Повторим: ни НКУ, ни подзаконные нормативы не позволяют такого своеволия в сфере регистрации АН и функционирования СЭАРГ!

Можно подать иск в суд — относительно незаконности отказа в регистрации АН, но это дело долгое и недешевое. К тому же суды могут не принять иск в отношении нескольких АН, а только по одной на иск (по аналогии, как это они делают с исками о блокировке НН).

Здесь успокаивает только то, что штрафы за несвоевременную регистрацию АН на период карантина не применяются...

Такие действия фискалов больше похожи на какую-то диверсию в сфере обращения горючего. Ведь «блокировка», а точнее, отбрасывание системой АН, мешает нормально работать честным плательщикам и, кроме искажения остатков горючего в СЭАРГ и постоянных споров между плательщиками и мытарями, вряд ли принесет кому-то какую-то пользу. Надеемся, все это скоро отменят. Однако, учитывая специфику обращения горючего и связанных с этим субъектов, не исключаем, что такие нововведения полностью могут иметь под собой скрытую коррупционную подоплеку... ☹

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше