Пока что ответственность сводится к одному админштрафу, предусмотренному ч. 6 ст. 16611 КУоАП.
Его размер — от 17000 до 51000 грн.
Кто отвечает? Будут штрафовать:
— руководителя юрлица или
— лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица.
Бухгалтер за проблемы с подачей данных о бенефициарах ответственности по ч. 6 ст. 16611 КУоАП не несет
Разве что он по совместительству еще и директор или внесенный в ЕГР подписант.
За что? Штрафуют за:
— неподачу данных о бенефициарах, перечень которых установлен Законом № 755;
— неподачу данных об отсутствии бенефициаров;
— несвоевременную подачу указанных выше данных;
— неподачу/несвоевременную подачу документов для подтверждения сведений о бенефициарах. Речь идет о ежегодной подаче заявления по форме 6 (см. в статье «Обновление данных о бенефициарах» этого номера).
Естественно, за перечисленные выше нарушения не будут штрафовать тех, кто попадает в перечень юрлиц, освобожденных от подачи данных о бенефициарах (см. перечень в статье «Ищем конечных бенефициаров» этого номера).
Кто налагает? Штрафы применяют суды (ст. 221 КУоАП). Протоколы для этого составляют территориальные органы Минюста и сам Минюст (п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП).
Как налагает? Если выявляют нарушение, то Минюст или его территориальный орган заказным письмом информирует об этом руководителя (уполномоченное лицо) юрлица-нарушителя. В этом сообщении будет указано требование явиться в течение 1 месяца в Минюст (территориальный орган) для составления админпротокола.
Именно такой порядок установлен в п. 51 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 21.12.2016 г. № 990 (ср. ).
Это подтвердил и Минюст (см. письмо от 14.09.2021 г. № 79493/8.4.4/32-21).
Есть ли сроки давности? Да, есть сроки для привлечения к админответственности (ст. 38 КУоАП).
В нашем случае — 3 месяца.
По общему правилу отсчет срока для привлечения к админответственности может происходить со дня:
— совершения нарушения (если оно разовое);
— выявления нарушения (если оно длящееся).
К длящимся можно отнести, например, неподачу данных о бенефициарах. А вот несвоевременная подача этих данных будет разовым правонарушением.
Здесь учтите: определение «длящееся правонарушение» размыто и определено законодателем только для налоговых правонарушений в НКУ. Поэтому не исключаем разночтений в судебной практике.
Обратите внимание: если срок привлечения к ответственности истек, то суд закрывает производство по делу (п. 7 ч. 1 ст. 247 КУоАП).
То есть штрафовать руководителя (представителя) в этом случае не будут.
Бенефициар пропал: что делать?
Уже сейчас возникают ситуации, когда с бенефициаром и даже учредителями (участниками, собственниками) юрлица нет возможности связаться.
А ведь ни директор, ни другие представители предприятия, с юридической точки зрения, не могут заставить его предоставить те или иные документы. А без инициативы бенефициара, как вы понимаете, далеко не уедешь.
Как минимум нужно указывать его паспортные данные в заявлении и структуре собственности. Как максимум — достать копию его паспорта (если паспорт в форме книжечки или если речь идет о нерезиденте).
С помощью одних открытых реестров здесь справиться невозможно.
Поэтому возникает резонный вопрос: как быть директору (уполномоченному лицу) в такой ситуации? Ведь по факту ответственность с него никто не снимает.
Здесь должны прийти на помощь обязательные элементы административного правонарушения. А именно:
— нарушение нормы;
— причинно-следственная связь между нарушением и действиями нарушителя (т. е. директора/представителя);
— вина.
Напомним:
только при наличии всех перечисленных элементов возможно привлечение к админответственности и применение штрафов
Если с нарушением и причинно-следственной связью спорить бесполезно (они все же будут), то с наличием вины можно поспорить.
Но для этого нужно заранее тщательно подготовить почву.
К счастью (или к сожалению), практики применения штрафов по ч. 6 ст. 16611 КУоАП пока нет. Она появится только после истечения пресловутых 3 месяцев (см. подробнее в статье «Когда, куда и что подавать?» этого номера).
Хотя, возможно, произойдет отсрочка (см. в статье «Как планируют изменить подачу данных о бенефициарах» этого номера).
Тем не менее мы уже можем предложить алгоритм действий для того, чтобы обезопасить директора и доказать отсутствие его вины в «бенефициарном» правонарушении. Алгоритм такой:
1. Пишем от имени юрлица письмо бенефициару. В нем нужно попросить:
— предоставить документы, предусмотренные Законом № 755 (в частности, нотариально удостоверенную копию паспорта-книжечки), или
— явиться к определенному нотариусу в определенное время.
Отправить это письмо можно по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении на известный юрлицу адрес местонахождения бенефициара (например, адрес «прописки»; если бенефициар еще и ФЛП либо учредитель юрлица, то этот адрес можно найти в ЕГР).
2. Если Минюст прислал письмо с просьбой явиться и подписать протокол об админправонарушении, то директору нужно:
— предоставить в Минюст копию письма, отправленного бенефициару;
— указать на то, что юрлицо не может заставить бенефициара предоставить те или иные документы;
— указать на то, что директор совершил все возможные от себя действия для того, чтобы избежать нарушения.
3. Если Минюст не учтет эти обстоятельства и передаст протокол в суд для применения штрафа (ст. 221 КУоАП), то такие же аргументы нужно будет приводить уже в суде.
Можно также попробовать подать госрегистратору/нотариусу неполный комплект документов (т. е. без нотариально удостоверенной копии паспорта-книжечки резидента/паспорта нерезидента) и получить опись, а затем отказ в проведении регистрационного действия.
Это действие может стать дополнительным доказательством того, что директор совершил все возможные от него действия.
Но еще раз повторим: практики пока нет. Поэтому с подачей неполного пакета документов нужно быть осторожными. Этот факт, наоборот, может привлечь внимание Минюста.