Темы статей
Выбрать темы

Как планируют изменить подачу данных о бенефициарах

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Информацию о конечных бенефициарных собственниках еще не все подали, а законотворцы уже зарегистрировали два законопроекта (№ 5807* и № 6003**), которыми намереваются изменить правила предоставления информации о бенефициарах. Станут ли эти законопроекты законами, не известно. Но знать о том, что они в себе несут, на наш взгляд, стоит. Поэтому далее поговорим о том, как именно хотят изменить правила предоставления информации о бенефициарах.

* Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно указания и предоставления сведений о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности юридического лица от 20.07.2021 г. № 5807.

** Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизмов валидации информации о конечных бенефициарных собственниках и структуре собственности юридических лиц от 07.09.2021 г. № 6003.

Лояльный проект

Перенос срока подачи. Самое главное, что делает законопроект № 5807, так это сдвигает конечную дату предоставления информации о бенефициарах. Согласно его нормам подать такую информацию следует не в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Положения о структуре собственности (вступило в силу с 11.07.2021 г.), а в течение одного года от этой даты. То есть если законопроект № 5807 станет законом, то он сдвинет предельный срок предоставления на 9 месяцев. Следовательно,

подавать данные о конечном бенефициаре нужно будет не до 11.10.2021 г., а до 11.07.2022 г.

Кто подает данные. Законопроект № 5807 расширяет перечень юрлиц, которые могут не подавать данные о конечных бенефициарах.

Так, к тем лицам, которые сегодня не должны подавать информацию о бенефициарах (их перечень ищите в статье «Ищем конечных бенефициаров» этого номера), присоединяются также юрлица, у которых учредителями являются исключительно физические лица.

После этого нововведения подавать информацию о конечных бенефициарах должны будут только юрлица, в учредителях которых есть другие юрлица, хотя бы одно. Если же юрлицо образовали только физлица, то подавать информацию о бенефициарах не следует. Хотя формулировка неоднозначная.

Регистрация изменений. Упростят жизнь юрлицам, которые будут вносить изменения в сведения, содержащиеся в ЕГР, в том числе изменения в учредительные документы юрлица.

Им нужно будет подавать при внесении изменений в ЕГР нотариально удостоверенную копию паспорта-книжечки резидента-бенефициара или паспорта нерезидента-бенефициара только в случае отсутствия указанного документа в материалах регистрационного дела или в случае его изменения. На сегодня нотариально удостоверенные копии таких документов подают в любом случае внесения изменений о юрлице в ЕГР.

Вывод. Если законопроект № 5807 будет принят до 11.10.2021 г., то все юрлица, которые должны подавать информацию о конечных бенефициарах, вздохнут с облегчением. У них будет еще 9 месяцев для предоставления такой информации. Если же нет, то подать информацию о бенефициарах следует до 11.10.2021 г. В ином случае можно нарваться на штраф.

Фискальный проект

Проверка сведений. Законопроект № 6003 никаких послаблений для лиц, которые должны подавать информацию о бенефициарах, не вносит. Если он станет законом, то дата предоставления данных о конечных бенефициарах не изменится. Поэтому «держать кулаки» за его принятие будет мало субъектов хозяйствования.

Учитывая это, возникает вопрос: почему мы о нем говорим? А все из-за того, что он устанавливает более жесткие санкции за неподачу информации о конечных бенефициарах или предоставление о них неправдивой информации.

Так, законопроект № 6003 обязывает регистратора при проведении регистрационных действий (кроме прекращения) и в случае предоставления юрлицом сведений о конечном бенефициаре осуществить проверку (верификацию) сведений о таком бенефициаре по доступным ему госреестрам. После этого в ЕГР вряд ли попадет ошибочная информация о бенефициарах.

Недостоверность информации. Законопроект № 6003 дает право органам власти (кроме госслужбы финмониторинга), правоохранителям, субъектам первичного финмониторинга или любому другому лицу (в случае, если информация касается такого лица) информировать госрегистратора о том, что данные, внесенные в ЕГР, неполные или неточные или содержат ошибку в отношении конечного бенефициара или структуры собственности.

Получив такое сообщение, госрегистратор будет обязан:

1) внести в ЕГР отметку о возможной недостоверности информации о конечном бенефициарном собственнике или структуре собственности;

2) обратиться к юрлицу с требованием предоставить объяснение обнаруженному факту и подтвердить сведения, содержащиеся в ЕГР.

После получения такого сообщения у юрлица будет 30 дней со дня направления сообщения на ответ и подтверждение данных. Порядок предоставления таких данных должен разработать Минюст.

Если юрлицо не предоставляет ответ в отведенное время, из ЕГР исключается информация о конечном бенефициаре или сведения о составе участников общества. О таком исключении будет отдельно сообщено юрлицу.

После этого юрлицо будет обязано заново подать информацию о конечных бенефициарах и структуре собственности. Сроки для предоставления такой информации пока что не определены. Но, кажется, Минюст в данном случае решит, что юрлицо, информация о бенефициарах которого исключена из ЕГР, считается несвоевременно подавшим данные о бенефициарах. А потому его могут попробовать привлечь к ответственности.

Новая ответственность. Также законопроект № 6003 вводит новую ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление информации о бенефициарах, а также за предоставление неправдивой информации.

Так, законопроект № 6003 собирается четко прописать ответственность за:

1) внесение в документы, подаваемые для госрегистрации, заведомо неправдивых сведений о конечном бенефициарном собственнике юрлица или о его отсутствии;

2) внесение в документы, подаваемые для подтверждения сведений о конечном бенефициаре юрлица, неправдивых сведений о конечном бенефициарном собственнике юрлица;

3) непредоставление или несвоевременное предоставление госрегистратору информации о конечном бенефициаре юрлица или о его отсутствии, или документов для подтверждения сведений о конечном бенефициарном собственнике или структуре собственности юрлица.

За все эти нарушения к ответственности хотят привлекать юрлицо, информация о бенефициарах которого была искажена либо внесена в ЕГР несвоевременно или вообще не внесена. Размер штрафа будет составлять от одной тысячи до трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть от 17000 грн до 51000 грн.

Кроме того, руководителя юрлица, на которого уже наложили вышеупомянутый штраф за непредоставление или несвоевременное предоставление данных о бенефициарах, от админответственности это не спасает. Его также смогут наказать гривней по ч. 6 ст. 16611 КУоАП, то есть так, как и сейчас.

Вывод. Законопроект № 6003 намеревается установить еще более жестокие правила в отношении предоставления информации о бенефициарах. Надеемся, что он так и останется законопроектом и потеряется в анналах истории.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше