Темы статей
Выбрать темы

Налоговая накладная с ошибкой: поможет ли покупателю жалоба Д7 и что угрожает продавцу?

Казанова Марина, налоговый эксперт
НКУ предусмотрен специальный штраф, который может быть применен к продавцу за ошибки, допущенные во время указания обязательных реквизитов налоговой накладной (НН). Когда продавцу угрожает этот штраф? Может ли он быть применим во время военного положения? Поможет ли покупателю жалоба Д7 повлиять на продавца, если он не исправляет ошибку в обязательных реквизитах НН? Разберемся с этими вопросами.

Правильно составленная НН — это залог сохранения налогового кредита (НК) покупателя. А ошибки в обязательных реквизитах НН — это всегда риск потерять НК. Фактически НК покупателю безопаснее отражать уже после того, как будет исправлена ошибка в НН (зарегистрирован РК или перевыписана и зарегистрирована новая НН). Поэтому каждый покупатель заинтересован в том, чтобы ошибки в обязательных реквизитах НН были исправлены, и как можно быстрее.

По большей части, покупателям удается договориться с продавцами об исправлении ошибок в НН. Но так бывает не всегда. Есть ли какие-то меры воздействия на продавца в таком случае?

В действительности, их немного. Это фактически:

— договорные санкции — предусмотренные договором положения, которые предусматривают санкции: штрафы/возмещения контрагентом убытков в виде неполученного НК;

подача на контрагента заявления-жалобы по форме приложения Д7 к декларации по НДС (п. 201.10 НКУ). Напомним, что эту жалобу можно подать не только в случае нерегистрации НН продавцом, но и в случае, когда поставщик при составлении НН допустил ошибки в части заполнения обязательных реквизитов. Жалоба подается в составе декларации по НДС (приложение Д7 к декларации). Право подать ее сохраняется в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи декларации за отчетный период, в котором контрагент допустил нарушение (п. 201.10 НКУ). При этом на время военного положения в соответствии с п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ течение этого срока останавливается (то есть продлевается), потому что формально это не является вопросом «соблюдения сроков подачи отчетности».

Но что дает такая жалоба покупателю и чем она может угрожать продавцу?

Покупатель. Он может подавать эту жалобу с надеждой, что на продавца повлияют налоговики, которые обяжут его в конце концов исправить ошибку в НН. Права на НК сама по себе поданная жалоба не дает!

А как могут повлиять налоговики на продавца?

Пункт 201.10 НКУ предусматривает, что в течение 90 к. дн. со дня поступления заявления с жалобой контролирующий орган обязан провести документальную проверку такого плательщика (с учетом требований, установленных п.п. 78.1.9 НКУ) для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств. А по результатам этой проверки применить штраф по п. 1201.3 НКУ (170 грн) и обязать продавца исправить ошибку в НН.

Но! Могут ли во время военного положения проводиться документальные внеплановые проверки на основании п.п. 78.1.9 НКУ?

Обратите внимание, что п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ позволяет во время военного положения налоговикам осуществлять документальные внеплановые проверки, которые проводятся «по обращению налогоплательщика». Впрочем, по логике самих же налоговиков, здесь имеется в виду, что плательщик сам на себя подает обращение (заявление), а не на другого плательщика. Такую позицию налоговиков можно встретить в судебной практике (см. постановление ВС от 11.05.2022 № 200/11917/20-а). Именно так можно понять и разъяснение налоговиков в отношении таких проверок (по обращению (заявлению) плательщика) в категории 130.03 (ср. ).

Поэтому проверка, о которой идет речь в п. 201.10 НКУ, это не проверка «по обращение налогоплательщика». Фактически это проверка на другом основании (по обращению покупателя), которая не подпадает под прочие случаи освобождения от «военного» проверочного моратория.

Но даже если иметь другое мнение, то п.п. 78.1.9 НКУ говорит о сроке в 15 рабочих дней для предоставления продавцом объяснений и документального подтверждения на запрос налоговиков. Но этот срок сейчас из-за п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ не истекает, что фактически блокирует такие проверки (об этом мы еще подробно будем говорить позже).

Следовательно,

во время военного положения, пока действует мораторий на проверки по п.п. 78.1.9 НКУ, налоговики не будут применять штрафы и меры воздействия на продавца по п. 1201.3 НКУ

Останавливается ли течение «90 календарных дней», отведенных налоговикам на проверку, на время военного положения? Приостанавливалось течение этих сроков на период с 24.02.2022 по 27.05.2022.

Теперь п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ сформулирован так, что течение сроков проведения документальных внеплановых проверок (любых) не приостанавливается на время военного положения.

То есть с 27.05.2022 течение срока в «90 календарных дней» не останавливается. Если эти дни пройдут во время действия военного положения, то будет утрачено право налоговиков провести такую проверку.

Следовательно, вывод для покупателя пока что такой:

даже в случае подачи жалобы (приложения Д7) никакие меры воздействия к поставщику в случае допущения им ошибок в обязательных реквизитах НН во время военного положения налоговики применить не могут

Считаясь и с тем, что срок в 90 календарных дней, который отведен на проверку продавца, на время военного положения не останавливается, то и надежда на то, что поданная жалоба станет поводом для налоговиков применить санкции позже — достаточно сомнительная. Разве что 90 дней не успеют пройти во время военного положения.

Последствия для продавца. Что угрожает продавцу, если покупатель подаст на него заявление-жалобу по форме приложения Д7 за ошибки в обязательных реквизитах НН?

НКУ предусмотрен специальный штраф за ошибки в обязательных реквизитах в НН — это штраф по п. 1201.3 НКУ.

img 1

Штрафы за ошибки в обязательных реквизитах НН

Но обратим внимание на то, что штрафы по п. 1201.3 НКУ могут применяться:

Условие 1 — только если на вас пожаловался покупатель (они могут быть применимы к тем НН, которые покупатель отметил в жалобе Д7). В иных случаях (если покупатель не подавал жалобу) штраф по п. 1201.3 не применяется, даже если есть ошибки в обязательных реквизитах НН.

Условие 2 — только по результатам документальной внепланово проверки, проведенной на основании п.п. 78.1.9 НКУ, которую налоговики должны провести в течение 90 дней со дня поступления жалобы от покупателя.

Но, как мы отметили выше, документальные внеплановые проверки на этом основании запрещены во время военного положения. Следовательно,

применить этот штраф во время военного положения (до тех пор пока будет действовать мораторий на этот вид проверок) налоговики не могут

Отметим, что проведение документальной внеплановой проверки на основании жалобы поставщика предусматривает сначала направление налоговиками запроса такому поставщику (п. 201.10 НКУ; п.п. 78.1.9 НКУ). Теоретически, направить такой запрос после получения жалобы от покупателя налоговики могут даже во время военного положения (потому что сам запрос — это не проверка).

Но, во-первых, течение сроков предоставления ответа на такой запрос плательщиком приостанавливаются на время военного положения (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ). То есть если к вам поступил запрос, то на него можно не спешить отвечать. А во-вторых, даже если налоговики направят вам такой запрос, вы предоставите на него ответ и окажется, что действительно есть нарушения — ошибки в обязательных реквизитах НН, то применить штраф во время военного положения они все равно не могут. Так как это нарушение должно фиксироваться именно актом документальной внеплановой проверки (а не камеральной). А такая проверка поставщика во время военного положения, как мы отметили выше, запрещена. В течение камеральной проверки такое нарушение не может быть обнаружено.

Следовательно, пока что (во время военного положения) за допущение / не исправление ошибок в обязательных реквизитах НН продавцу по сути со стороны налоговиков ничего не угрожает. Ни прийти с проверкой, ни применить штрафные санкции за это нарушение налоговики не могут. Единственное — могут направить запрос, но этот запрос также не содержит в себе никаких угроз.

Принимая во внимание то, что срок в 90 к. дн., в течение которых налоговики должны прийти с проверкой к поставщику в случае получения жалобы, не приостанавливается на время действия военного положения, достаточно сомнительно, что налоговики на основании поданной сейчас жалобы смогут проверить поставщика уже после окончания моратория на проверки. Разве что если эти 90 дней не успеют пройти во время военного положения.

Выводы:

  • Если поставщик отказывается исправить ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной, у покупателя есть фактически два средства влияния на такого поставщика:
    — договорные санкции;
    — подача жалобы по форме приложения Д7.
  • Жалоба не дает права отразить налоговый кредит по дефектной НН.
  • Во время военного положения, даже в случае подачи жалобы Д7, никакие меры воздействия к поставщику в случае допущения им ошибок в обязательных реквизитах НН применены быть не могут.
  • За ошибки в обязательных реквизитах НН предусмотрены специальные штрафы по п. 1201.3 НКУ. Но они могут быть применены только к тем НН, которые покупатель указал в жалобе Д7 и только по результатам документальной внеплановой проверки, проведенной по жалобе покупателя. На время военного положения такие проверки запрещены. Поэтому применить эти штрафы во время военного положения налоговики не могут.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше