Ошибка в заглавной части НН может быть вызвана несколькими факторами. Это может быть банальный недосмотр с указанием другого наименования, может быть несоответствие организационно-правовой формы, может быть грамматическая ошибка и тому подобное.
Напомним: ошибки, которые не мешают идентифицировать поставку, исправлять не обязательно. Они не могут быть единственным основанием для непризнания НК покупателя, хотя некоторые реквизиты являются обязательными (например, наименование; см. письмо ГФСУ от 05.06.2018 № 2451/6/99-99-15-03-02-15/ІНК). Впрочем, как правило, покупатели требуют исправить ошибку в заглавной части, чтобы не волноваться за свой налоговый кредит. И ради хороших отношений с контрагентом будет целесообразно пойти ему навстречу и исправить такие ошибки.
Исправление ошибки
Исправить ошибку в наименовании контрагента очень просто: ошибка в наименовании контрагента исправляется с помощью РК. Общее правило исправления нулевых ошибок вам известно. Для этого в исправляющем РК указываются исправленные данные (п. 21 Порядка № 1307).
РК на исправление наименования покупателя составляется на дату выявления ошибки. В заглавной части такого РК все правильно заполненные реквизиты дублируются, неправильно заполненный реквизит («Найменування отримувача (покупця)») — указывается правильно (п. 22 Порядка № 1307). А вот табличная часть такого РК (раздел А и графы 1.1 — 15 раздела Б) остается незаполненной. В том числе не заполняется графа 2.1 раздела Б «Причина коригування: код причини». То есть ошибка в наименовании контрагента исправляется с помощью пустого РК.
Поскольку такой РК является нулевым, регистрировать его должен продавец (абзац четвертый п. 192.1 НКУ; абзац второй п. 25 Порядка № 1307). Причем штрафов за нарушение сроков ЕРНН-регистрации исправляющего РК можно не бояться — ведь сумма НДС в таком РК будет равна нулю.
Как видите, исправить ошибку в заглавной части значительно легче, чем ошибку в ИНН. Заметим: вышеописанный порядок исправления ошибки работает только в том случае, если ИНН контрагента заполнен правильно. В ином случае исправляемся в том порядке, в котором исправляется ИНН.
Внимание! Если вы указали в НН не тот код сводности (или же ошибочно обозначили обычную НН как сводную), исправиться в вышеупомянутом порядке тоже не получится. Налоговики считают, что такие ошибки исправляются перевыпиской НН. То есть вам придется обнулять ошибочную НН через РК-103 и составлять новую, в которой правильно будет указана информация в левом верхнем углу (см. письмо ГФСУ от 23.08.2019 № 3962/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
Отражение в декларации
Продавец. Для начала самое главное: для НДС-учета продавца то, что он в НН указал реквизиты заглавной части с ошибкой, по большому счету, ничего не значит. Он в любом случае должен отразить НДС-обязательства по правилу «первого события» (п. 187.1 НКУ). То есть в том периоде, в котором было НДС-событие, с которым связано составление НН с ошибочным наименованием контрагента.
Что же касается исправляющего РК, то он в декларации продавца и в ее приложении Д1 не отражается.
Покупатель. Покупатель, для того чтобы максимально оградить свой налоговый кредит, должен подождать, пока продавец зарегистрирует в ЕРНН исправляющий РК и уже после этого отражать в декларации налоговый кредит на основании НН, которая исправлялась. При этом сам РК покупатель в декларации и приложении Д1 не отражает. Впрочем если ошибка не мешает идентифицировать операцию, то можно и не ожидать исправления ошибки.
Для наглядности проиллюстрируем исправление ошибки в заглавной части на практическом примере.
Пример. В НН от 31.05.2022 № 74, составленной ООО «Калина» на ООО «Юнис», ошибочно указано наименование покупателя (ООО «Юкис»). При этом ИНН покупателя указан правильно. Ошибка исправлена РК от 03.06.2022 № 15.